Анаксимен (546-526 г.г. до н.э.)

Ученик Анаксимандра.

· Первоначалом всего сущего считал воздух: все вещи представляют его порождения, образуясь путём его сгущения или разрежения.

· Другие изменчивые свойства вещей (например, тепло или холод) являются производными от этого основного процесса.

· «Беспредельный воздух» - источник дыхания и жизни, весь мир окружен и сдерживается воздухом, подобно тому, как тело сдерживается душой.

· Широко пользовался методом аналогий.

Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, - ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов - твоим другом.

Все свое я ношу с собой.

Биант из Приены (жил в VI веке до н.э.)

Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвест­ностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.

Анаксимен из Милета, (585 - 525 г. до н.э.)

Сама по себе каждая вещь и велика, и мала.

На вопрос: "Ради чего лучше родиться, чем не родиться?" - Анакса­гор ответил: "Чтобы созерцать небо и устройство всего космоса!"

Анаксагор (500 - 428 г. до н.э.)

Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, - ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов - твоим другом.

Все свое я ношу с собой.

Биант из Приены (жил в VI веке до н.э.)

Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвест­ностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.

Анаксимен из Милета, (585 - 525 г. до н.э.)

Какая наука самая необходимая? Антисфен ответил: "Наука забывать ненужное".

Мудрец ни в чем и ни в ком не нуждается: ибо все, что принадлежит другим, принадлежит и ему.

Удел царей: делать хорошее и слышать дурное.

Гераклит из Эфеса (ок. 544 – ок.483 до н.э.)

· Первоначалом всего сущего считал огонь, который то разгорается, то гаснет, и тем самым обеспечивает непрерывность рождение и исчезновения в мире природы;

· Создатель первоначальной формы философской диалектики – стихийной и наивной. Диалектика Гераклита – это констатация вечности происходящих в мире изменений («Нельзя войти в одну и ту же реку дважды», «все течет, все изменяется».

· Признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим).

· Вывел закон единства и борьбы противоположностей; движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему»;

· Был сторонником стихийно материалистической, опирающейся на чувства, теории познания;

· Всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум.

Один, по мне, - тысячи, если он - наилучший.

Бороться с наслаждением еще трудней, чем с гневом.

Гераклит из Эфеса (535 - 475 г. до н.э.)

Парменид (5 в до н.э.)

· Мир – это единое, вечно существующее бытие;

· Мир неизменен, постоянен, всегда один и тот же;

· Все есть бытие, небытия в мире нет;

· Бытие всегда находится в покое, вне времени;

· Бытие подобно шару, равномерно везде распределено;

· Чувственное познание является ложным; истинное знание о природе дает нам только разум.

Афоризмы Парменида

На свете всё полно и дневного света и тёмной ночи.

Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.

Атомисты

Материалистическая философская школа (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».

Демокрит– основоположник материалистического направления в философии.

· Весь материальный мир состоит из атомов и пустоты;

· Атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего.

· Атом невидим;

· Атом неделим;

· Атомы имеют различную величину и различные формы.

· Между атомами существует пространство, заполненное пустотой.

· Атомы находятся в вечном движении.

· Существует кругооборот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира.

Истина скрыта на дне глубокого колодца.

Напрасный труд увещевать человека, полагающего, что он умен.

Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию.

Богат тот, кто беден желаниями.

Жизнь без праздников - это длинный путь без заезжего двора.

Слово - тень дела.

Не делать никаких уступок жизни есть признак безрассудства.

Смелость - начало дела, но случай - хозяин конца.

Мужество делает ничтожными удары судьбы.

Демокрит (460 - 360 г. до н.э.)

Софисты

Философская школа, существовавшая в 5 – пер. полов. 4 вв до н.э. (Протагор, Горгий, Продик, Критий). «Софисты» - мудрецы, учителя мудрости. Они выступали в качестве философов-педагогов, обучавших философии, ораторскому искусству.

Софизмы – это логические приемы, уловки, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывается в собственных мыслях.

Для софистов характерно:

· Критическое отношение к окружающей действительности;

· Стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

· Отрицание старых традиций, привычек, правил;

· Неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

· Стремление доказать условность государства и права, их несовершенство.

· Восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

· Субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Протагор (5 в до н.э.)

Основное кредо Протагора: «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют»

· Критерием оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека;

· Вне человеческого сознания ничего не существует;

· Нет ничего раз и навсегда данного;

· Что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;

· Окружающий мир относителен;

· Объективное (истинное) познание недостижимо;

· Существует только мир мнений;

· Окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека. «То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким».

· Бытие и познание относительны. «Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей». «Смерть есть зло для умирающего, но благо для могильщиков и гробовщиков».

Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют.

Протагор из Абдеры (480 - 410 г. до н.э.)

Наши рекомендации