Анаксимен (546-526 г.г. до н.э.)
Ученик Анаксимандра.
· Первоначалом всего сущего считал воздух: все вещи представляют его порождения, образуясь путём его сгущения или разрежения.
· Другие изменчивые свойства вещей (например, тепло или холод) являются производными от этого основного процесса.
· «Беспредельный воздух» - источник дыхания и жизни, весь мир окружен и сдерживается воздухом, подобно тому, как тело сдерживается душой.
· Широко пользовался методом аналогий.
Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, - ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов - твоим другом.
Все свое я ношу с собой.
Биант из Приены (жил в VI веке до н.э.)
Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.
Анаксимен из Милета, (585 - 525 г. до н.э.)
Сама по себе каждая вещь и велика, и мала.
На вопрос: "Ради чего лучше родиться, чем не родиться?" - Анаксагор ответил: "Чтобы созерцать небо и устройство всего космоса!"
Анаксагор (500 - 428 г. до н.э.)
Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, - ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов - твоим другом.
Все свое я ношу с собой.
Биант из Приены (жил в VI веке до н.э.)
Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.
Анаксимен из Милета, (585 - 525 г. до н.э.)
Какая наука самая необходимая? Антисфен ответил: "Наука забывать ненужное".
Мудрец ни в чем и ни в ком не нуждается: ибо все, что принадлежит другим, принадлежит и ему.
Удел царей: делать хорошее и слышать дурное.
Гераклит из Эфеса (ок. 544 – ок.483 до н.э.)
· Первоначалом всего сущего считал огонь, который то разгорается, то гаснет, и тем самым обеспечивает непрерывность рождение и исчезновения в мире природы;
· Создатель первоначальной формы философской диалектики – стихийной и наивной. Диалектика Гераклита – это констатация вечности происходящих в мире изменений («Нельзя войти в одну и ту же реку дважды», «все течет, все изменяется».
· Признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим).
· Вывел закон единства и борьбы противоположностей; движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему»;
· Был сторонником стихийно материалистической, опирающейся на чувства, теории познания;
· Всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум.
Один, по мне, - тысячи, если он - наилучший.
Бороться с наслаждением еще трудней, чем с гневом.
Гераклит из Эфеса (535 - 475 г. до н.э.)
Парменид (5 в до н.э.)
· Мир – это единое, вечно существующее бытие;
· Мир неизменен, постоянен, всегда один и тот же;
· Все есть бытие, небытия в мире нет;
· Бытие всегда находится в покое, вне времени;
· Бытие подобно шару, равномерно везде распределено;
· Чувственное познание является ложным; истинное знание о природе дает нам только разум.
Афоризмы Парменида
На свете всё полно и дневного света и тёмной ночи.
Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.
Атомисты
Материалистическая философская школа (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».
Демокрит– основоположник материалистического направления в философии.
· Весь материальный мир состоит из атомов и пустоты;
· Атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего.
· Атом невидим;
· Атом неделим;
· Атомы имеют различную величину и различные формы.
· Между атомами существует пространство, заполненное пустотой.
· Атомы находятся в вечном движении.
· Существует кругооборот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира.
Истина скрыта на дне глубокого колодца.
Напрасный труд увещевать человека, полагающего, что он умен.
Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию.
Богат тот, кто беден желаниями.
Жизнь без праздников - это длинный путь без заезжего двора.
Слово - тень дела.
Не делать никаких уступок жизни есть признак безрассудства.
Смелость - начало дела, но случай - хозяин конца.
Мужество делает ничтожными удары судьбы.
Демокрит (460 - 360 г. до н.э.)
Софисты
Философская школа, существовавшая в 5 – пер. полов. 4 вв до н.э. (Протагор, Горгий, Продик, Критий). «Софисты» - мудрецы, учителя мудрости. Они выступали в качестве философов-педагогов, обучавших философии, ораторскому искусству.
Софизмы – это логические приемы, уловки, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывается в собственных мыслях.
Для софистов характерно:
· Критическое отношение к окружающей действительности;
· Стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;
· Отрицание старых традиций, привычек, правил;
· Неприятие основ старой, традиционной цивилизации;
· Стремление доказать условность государства и права, их несовершенство.
· Восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;
· Субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.
Протагор (5 в до н.э.)
Основное кредо Протагора: «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют»
· Критерием оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека;
· Вне человеческого сознания ничего не существует;
· Нет ничего раз и навсегда данного;
· Что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;
· Окружающий мир относителен;
· Объективное (истинное) познание недостижимо;
· Существует только мир мнений;
· Окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека. «То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким».
· Бытие и познание относительны. «Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей». «Смерть есть зло для умирающего, но благо для могильщиков и гробовщиков».
Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют.
Протагор из Абдеры (480 - 410 г. до н.э.)