Космоцентризм греческой философии
В билете 3 вопроса.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
1. Предмет философии
2. Философия Древнего Востока
3. Космоцентризм греческой философии
4. Философия Сократа
5. Классическая греческая философия. Платон
6. Классическая греческая философия. Аристотель
7. Философия средних веков
8. Философия эпохи Ренессанса
9. Научная революция XVII в. и философия
10. Проблема метода научного познания в философии ХVII в. Р.Декарт и Ф.Бэкон
11. Развитие сенсуалистической и эмпиристской философии в Западной Европе
12. Развитие рационалистической философии в Западной Европе
13. Философия эпохи Просвещения
14. Философия И. Канта
15. Философия Г.Гегеля
16. Антропологический материализм Фейербаха
17. Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса (этапы развития и основные идеи)
18. Иррациональная философия А.Шопенгауэра и Ф. Ницше
19. Проблема сущности и существования в экзистенциализме
20. Учение З.Фрейда о бессознательном
21. Трансформация идей З. Фрейда в творчестве К.Юнга и Э.Фромма
22. Позитивизм и неопозитивизм
23. Философия П.Я. Чаадаева
24. Философия всеединства В.Соловьева
25. Философское учение о бытии
26. Учение о материи
27. Учение о диалектике
28. Проблема человека в философии
29. Философское учение о сознании
30. Философские проблемы техники
Тема 1.
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
1. Истоки философии: от мифа – к логосу. Круг философских проблем. Функции философии.
2. Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение.
3. Структура философского знания, методы философского исследования.
1. При подготовке первого вопроса необходимо привлечь к работе учебники и философский словарь, чтобы разобраться в изучаемой проблеме. Следует обратить внимание на такие философские категории, как «миф», «логос», «религия», «философия», «наука», «мировоззрение». Изучив это, покажите генезис и дальнейшую эволюцию философии. В этом вам поможет рекомендуемая литература. Покажите предфилософское значение мифологии и религии, специфику постановки и разрешения философских проблем, отличие философии от науки и других форм знаний.
2. Рассматривая второй вопрос, с помощью учебника раскройте содержание и структуру мировоззрения, а далее разберитесь в его типах – мифологическом, религиозном, философском, научном и др. Завершая рассмотрение данного вопроса, выделите основные функции философии, покажите ее место и роль в жизни отдельного человека и в духовной культуре человечества.
3. Раскройте структуру философского знания: аксиология, онтология, гносеология и т.д. Покажите роль диалектического и метафизического методов.
Список литературы
1. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т. Фролова – М., 1989. Ч.1. С. 20 - 73.
2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994. С. 40-46.
3. Джеймс У. Рассел Б. Введение в философию. Проблемы философии. – М., 2000.
4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М., 2000.
5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М., 1997. С.4-18.
6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М, 1999.
7. Философский энциклопедический словарь. – М., 2003.
8. Философский словарь. – М., 1998.
Тема 2.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1. Философия Древней Индии.
2. Древнекитайская философия.
1. Для раскрытия первого вопроса необходимо обратиться к Ведам – первому древнеиндийскому письменному памятнику – и показать их роль в развитии духовной культуры и зарождении философии.
Затем следует уяснить, что со временем идеи брахманизма и философии Веданты трансформировались в индуизм (I тыс. до н.э.), который широко распространен в современной Индии.
Далее перейдите к характеристике основных положений джайнизма – «освобождению» души от оков тела, что достигается путем победы человека над своими страстями и раскрытию основного содержания учения Будды, состоящего из четырех принципов, которые и необходимо изложить в контрольной работе. Особо следует разобраться, почему данное религиозно-философское направление со временем превратилось в мировую религию и широко распространилось по всему земному шару.
2. Покажите особенности и многообразие философских направлений Древнего Китая. Обратите внимание на даосизм, который призывал к органическому слиянию с природой и который оказывает влияние на культуру сегодняшнего Китая. Раскрытие учения Конфуция начните с биографии древнего мудреца. Необходимо обратить внимание на то, что в китайской культуре религия обернулась этикой, а индивид заслонил собой богов. Поэтому конфуцианство – это, прежде всего, социально-этическое учение, основанное на патриархальности и строгой иерархии, на культе Поднебесной (название Китая) и Неба. Изложение темы следует закончить выводами о специфике древнекитайской философской мысли и ее влиянии на современный Китай.
Список литературы
1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М., 1994.
2. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь справочник. – М., 1997.
3. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т. Фролова – М., 1989. Ч.1. С. 74 – 192.
4. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995. С.24-65.
5. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1.
6. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия: Учебное пособие. – М., 1994.
7. Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М., 1983. С.63-64, 152, 278.
Тема 3.
КОСМОЦЕНТРИЗМ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
1. Первые философские школы в Древней Греции.
2. Атомизм в античной философии.
1. Особенностью древнегреческой философии на начальном этапе ее развития является стремление понять сущность природы, Космоса, Вселенной. В первом вопросе, опираясь на учебную литературу, покажите механизм зарождения философии, т.е. процесс развития человеческой мысли от религиозно-мифологической формы до рационалистической, философской. Найдите основные различия в данных формах мышления и сформулируйте основные предпосылки возникновения философии в античной Греции.
Разберитесь в философских учениях представителей Милетской школы - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена. В VI - V вв. до н.э. жил и творил Гераклит из Эфеса, оказавший огромное влияние на последующие философские течения. Уделите внимание анализу его сочинений. Далее необходимо обратиться к элейской школе и пифагорейцам, выяснить специфику истолкования в их философии проблем бытия и познания.
2. Атомизм в античной философии представлен, главным образом, Демокритом. Раскрытию философских взглядов этого мыслителя поможет учебная литература, в частности, работа Блинникова Л.В. «Краткий словарь философов». В заключении оцените роль атомистической теории в развитии философской мысли и формировании мировоззрения людей на протяжении длительного периода, вплоть до конца XIX в.
Через несколько десятилетий идеи Демокрита были подхвачены и развиты другим древнегреческим философом Эпикуром. Покажите, что физика Эпикура тесно переплетается с этическими взглядами, которые толкуются им весьма утилитарно. Отсюда вытекает и его теория свободы человека. Обратите внимание и на принцип удовольствия (гедонизм) в этике Эпикура, под которым он понимает отсутствие страданий.
Список литературы
1. Асмус В.Ф. Античная философия.-М.,1975.
1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь справочник. – М., 1997.
2. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985.
3. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т. Фролова – М., 1989. Ч.1.
– М., 1987.
4. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.
5. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1.
6. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева. – М., 1979.
7. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). – М., 1994. С.19-26, 179-188. 8. 8.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.-М.,1981.
Тема 4.
ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА
2. Основные принципы философии Сократа.
2. Рассматривая основные принципы философии Сократа важно показать суть сократовского поворота от натурфилософии к человеку и проблемам его поведения. Подумайте над следующими философскими понятиями: «антропология», «этика», «истина», «нравственность», «добродетель». В итоге вы должны изложить основные принципы этики Сократа и суть его метода.
В заключении работы необходимо оценить роль личности и творчества Сократа и показать то новое, что внес он в развитие античной философии. Подумайте над следующим вопросом: что хотел сказать великий философ, произнося слова «Я знаю, что я ничего не знаю»?
Список литературы
1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь справочник. – М., 1997.
2. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985. С 122-134.
3. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.
4. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1.
5. Краткая история философии / Под общ. Ред. В.Г. Голобокова. М., 1996. С. 108-119, 152-159.
6. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева. – М., 1979. С. 109-118.
7. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. – М., 1991. С.178-186.
8. Платон. Апология Сократа. Критон. Линон //Собр. Соч.: В 4т. – М., 1968. Т.1.
9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М.,1999.С.66-78.
10. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). – М., 1994. С.179-207.
Тема 5.