Тема 7. Классическая немецкая философия

Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Андреаса Фейербаха.

Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами: своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры; исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность; все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин; разрабатывает целостную концепцию диалектики, подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность.

Иммануил Кант (1724—1804гг.) - родоначальник немецкой классической философии, мыслитель, который совершил «коперниканский переворот»в философии.

Основные труды: «Естественная история и теория неба», «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

В творчестве Канта обычно различают два периода: докритический, когда он основное внимание уделяет естествознанию, и критический, когда интерес его переносится в основном на вопросы познания.

В своем учении Кант сформулировал 4 основных вопроса философии:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что мне надеяться?

4. Что такое человек?

В учении о познании Кант делил все знание на опытное (aposteriori) и доопытное (apriori). Познающему субъекту, по мнению философа, присущи способности троякого вида: чувственность, рассудок и разум.Посредством чувства предметы нам даются; посредством рассудка они мыслятся; разум же направлен на рассудок и с опытом совсем не связан. По Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения. Такая трактовка мира свидетельствует о том, что Кант подходит к его рассмотрению как философ-материалист. Но как только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей — это мир «вещей в себе», т.е. мир, не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие). Таким образом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Чистый разум стремится проникнуть в непознаваемый мир «вещей в себе», что приводит его к противоречиям, к иллюзиям,антиномиям. Кант рассматривает четыре антиномии «чистого разума»:

1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве - Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве.

2. Существует только простое и то, что сложено из простого - В мире нет ничего простого.

3. Существует не только причинность по законам природы, но и свобода - Нет никакой свободы, все совершается согласно законам природы.

4. Существует безусловно необходимое существо, то есть Бог, как причина мира - Нет никакого абсолютно необходимого существа как причины мира.

Вместе с тем главная задача разума есть достижение абсолютной целостности в понятиях рассудка, овладение «трансцендентальными идеями», которые не соприкасаются с чувственным опытом. Таких идей три: о Душе, как безусловном единстве всех психических процессов; о Мире,как безусловном единстве всех условных, причинных явлений; о Боге,как безусловной причине всего сущего и мыслимого. Доказать их теоретически невозможно, но противоречия, рожденные размышлениями о них, как и антиномии, мнимые. Они возникают потому, что человек подчиняется заблуждению о возможности теоретического познания всего существующего. Такого рода суждения существуют только благодаря вере.

Веры требует и наш практический разум, то есть наше нравственное сознание. Оно не зависит от чувственных мотивов, и с его помощью человек возвышается над природой. Мораль (практическая философия) не может быть теоретически обоснована. По мнению Канта, знания только тогда имеют ценность, когда позволяют человеку стать лучше, гуманнее. Следовательно, практический разум выше, совершеннее теоретического, а мораль автономна от каких-либо условий жизни и представляет собой область свободы, в которой властвует единое, внутреннее повеление, главный нравственный закон - категорический императив. Суть его философ сформулировал следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Это требование может противоречить внешним условиям существования и интересам отдельного человека, но оно запрещает действия, которые никогда не станут общечеловеческими нормами поведения.

Иоганн Готлиб Фихте (1762— 1814 гг.) - продолжатель учения Канта о трансцендентальном субъекте, создатель собственной оригинальной философской системы.

Основные труды:«Основы общего наукоучения» «Опыт критики всякого Откровения».

Начав как последователь Канта, сосредоточившись на «самом себе», Фихте исходным пунктом своей философииделает понятие человеческого Я. В нем заключено, по мнению философа, единство, которое априорно, независимо от опыта (трансцендентально) объемлет все доступное мышлению.

В отличие от Канта Фихте отрицает существование каких-либо внешних объектов, независимых от разума субъекта. У него Я - это единственная реальность, творящая мир, созидающая все и совпадающая с самопознанием. У него нет кантовской раздвоенности: Я - это разум и воля, познание и действие одновременно. Объективная, независимая основа бытия невозможна; все богатство мира сосредоточено и исходит из человеческого Я, а оно есть дух разумный. В связи с этим сохранилось одно известное высказывание Фихте: «Поскольку я не могу изменить то, что вне меня, я решил изменять то, что во мне».

Основополагающие принципы знаний о человеке, мире, природе устанавливает философия и диктует их всем наукам и всем видам деятельности. Не случайно главное произведение Фихте называется «Наукоучение», или «Основы общего наукоучения». Наукоучение «исчерпывает все человеческое знание». Три основоположения наукоучения:

1) Я есть Я. Первичным выступает всеобъемлющее Я, ибо субъект свое сознание может направить в любое мыслительное русло и тем самым создать любой объект.

2) Я есть не-Я. Следовательно, кроме утверждения о наличии Я, необходимо утверждение о наличии не-Я, то есть другого, того, что обычно называют «природа», «объект». Взаимодействие Я и не-Я не познается, а чувствуется, его природа бессознательна. Если деятельность Я есть нравственное поведение, то есть следование долгу и моральному предписанию, закону, то деятельность не-Я - это чувственные склонности человека.

3)Я есть Я и не- Я. Не-Я, однако, не существует само по себе, а порождается Я для развития его деятельных функций. Это некий антитезис, выводимый из безусловного тезиса. Отдельный человек слаб, так как он не в состоянии осознать в самом себе мощь Абсолютного Я. То, что он видит вокруг, кажется ему внешним и независимым от него состоянием. Он не понимает того, что сам сотворил своим собственным сознанием. Не ведая причин, человек считает результаты случайными. Но подобная видимость порождена недостаточным познанием. Чем сильнее чувственные влияния, тем значительнее моральная победа личности над самой собой.

Вильгельм Фридрих Йозеф Шеллинг(1775 – 1854 гг.) - представитель немецкой классической философии, предпринявший попытку обобщения натурфилософии.

Основные труды: «Система трансцендентального идеализма», «Идеи к философии природы».

Изучая работы Канта и особенно Фихте, он приходит к выводу, что один из бесспорных элементов бытия как бы выпадает из теоретических систем этих философов - это природа. Опираясь именно на них, Шеллинг провозглашает существующим не только субъективное Я, но и природу. Первоосновой всего мира он объявляет тождество бытияи мышления, между которыми нет ведущего и ведомого элементов, начального и производного.«Природа - это различные ступени развития одной и той же абсолютной организации». Опираясь на эту мысль, Шеллингу удалось высказать ряд выдающихся догадок: о единстве и развитии природы, об электромагнитной теории материи, о происхождении органического мира из неорганического, о чувственном этапе познания и роли психических процессов в жизни человека. Предлагая свою позицию в отношении природы, Шеллинг исходил из идеи тождественности бытия и мышления и разработал собственную версию процесса познания. В соответствии с ней, в изначальном Абсолюте содержится особое орудие познания - «интеллектуальная интуиция», которая позволяет разуму непосредственно созерцать предмет. Созерцание означало и творение. Творение осуществлялось в соответствии с Абсолютом. Идеальный по своей сути Абсолют порождал стремление к совершенству в природе, результатом чего и стало ее многообразие. Таким образом, природа стремится в своем развитии к Абсолютному Духу, как к собственной цели. Познание же идет от него как источника и проходит при этом три этапа: ощущение (пассивное состояние, признающее влияние извне), созидательное созерцание (созидание тела в природе без осознания самого процесса), рефлексия (осознание тождества субъекта-творца и объекта-творения). Следовательно, познание представляет собой у Шеллинга некий мистический акт воспоминания своей предыстории, в начале которой лежит Абсолютный Дух.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770— 1831 гг.) - представитель объективного идеализма, создатель современного понимания диалектики и вершина немецкой классической философии.

Основные труды: «Феноменология Духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».

Гегель положил в основу своей системы собственный принцип тождества бытия и мышления. Так как мышление в состоянии включить в себя все богатство изменяемого мира, природу, человека, и его разум, то оно предстает в виде мирового разума, мирового духа, абсолютной идеи. Абсолютная идея автономна от человека, истории и природы. Она представляет собой процесс познания себя в каждой сотворенной вещи и явлении. Иначе говоря - это процесс самопознания Абсолютного духа. Его изменения бесконечны, а потому бесконечен и процесс познания. Один из важнейших выводов Гегеля звучит следующим образом: «Все действительное разумно, все разумное действительно». Голый результат безжизнен, так как он не убедителен, не доказуем, не выводим ни из чего. Именно поэтому второй ведущий принцип гегелевской системы, после тождества бытия и мышления, - способность духа к движению и развитию.

Суть метода развития логических понятий у Гегеля в следующем. Существуют исходные категории, каждая из которых выступает в виде тезиса.Тезис используется обычно автоматически, привычно, безотчетно. Содержательная сторона его скрыта, он знаком и неизвестен. Развитие тезиса представляет собой саморазделение, то есть выделение своей противоположности - антитезиса. Уравновешивание, нейтрализация первого и второго приводит к их единению, синтезу.Синтез, в свою очередь, превращается в новый тезис. Однако он более высок в своем развитии, чем предыдущий, ибо обогащен позитивными достижениями.

Тезис + антитезис = синтез

Субъективный дух + Объективный дух = Абсолютный дух

Законы диалектической логики:

1) Закон единства и борьбы противоположностей:выражает источниксамодвижения и развития явлений природы и социально-исторической действительности;

2) Закон перехода количественных изменений в качественные: изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Раскрывает наиболее общий механизмразвития;

2) Закон отрицания отрицания: характеризует направление развития, единство изменчивости и преемственности в развитии, возникновение нового и относительное повторение некоторых моментов старого;

Людвиг Андреас Фейербах(1804— 1872 гг.) - последний представитель немецкой классической философии и основатель антропологического материализма.

Основной труд: «Сущность христианства»

Сущность религиозных представлений лежит, по мнению Фейербаха, в чувстве зависимости людей от окружающего их мира. Если эта зависимость крайне высока, то она порождает ощущение бессилия, и оно-то провоцирует создание фантазий и вымыслов. Подчиняя им свою жизнь, человек осознано или бессознательно отказывается от стремления к лучшему в реальности. Потребность в изменениях заменяется покорностью и ожиданием сверхъестественного воздаяния. Человек - существо многомерное. Он не только носитель холодного рассудка, но и обладатель физического тела, ему свойственны эмоции и чувства, волевые действия и потребности. И вся эта целостность превратно отражается в религии. Страх за себя творит абсолютных богов, которые как бы служат нашему эгоизму, удовлетворяя человеческие желания.

Человек сам создал Бога, подобного себе, и все свои свойства в крайней степени их развития перенес на него. Таким образом, основой всего является человек, познавая которого, можно постичь все, в том числе и тайны религиозной веры. Антропология предоставит возможность выделить критерий живого. Человек - существо природное. Ощущая свою зависимость от среды, он ее. Религия только обещает, а дать совет, определить путь в современном мире может одна философия. Но философия новая. Она «превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку».

Фейербах отказывался от гегелевского тождества материи и сознания, а предлагал в качестве основы сущность человека, проявляющуюся в чувственности, деятельности ума и сердца, переживаниях, любви, страданиях и стремлении к счастью. Т.е. «Человек человеку – Бог, а моральные отношения, сами по себе суть истинно религиозные отношения». Рассматриваемые в единстве, они составляют антропологический принцип философа.

Наши рекомендации