Пьер Шантепи де ла Соссе
Родился в 1848 г. в Леувардене (Нидерланды). Основные религиоведческие работы Шантепи де ла Соссе: «Учебник по истории религий» (1891), «Религия тевтонов» (1902).
Во второй половине 19го века - появление условия для построения науки о религии. Этих условий три:
1) Религия как таковая стала предметом философского познания (Шлейермахер, Кант и Гегель).
2) Расширение исторического кругозора
3) Открытия и прогресс в области лингвистики, филологии, этнографии, мифологии и фольклора
Задача науки о религии - исследование религии, ее сущности и ее проявлений. Наука о религии делится на философию религии и историю религий.
Ø Задачи НоР – исследование религии, ее сущности и ее проявлений. Состоит из ФР и Истрела. Наука о христианской религии – теология. НоР и НоХрР идут собственными путями, но должны содействовать друг другу.
Ø Религии бывают культурных и диких народов
Ø Ш-д-л-С – теолог, священник
Ø Предшественники НоР – Аверроэз, Абеляр, до них были только обозначения условий возникновения
Ø Краеугольный камень НоР – Гегель, Кант, Шлейермахер.
Гегель использовал это понятие «Феноменология религии» в своем первом большом труде «Феноменология духа», откуда оно и было воспринято голландским теологом, профессором Амстердамского университета П. Д. Шантепи де ла Соссе (1848–1920). Он считал себя последователем Гегеля как первооткрывателя связи между эмпирической и концептуальной сторонами религии, утверждая, что феноменология религии тесно связана с психологией, так как имеет дело с проявлениями человеческого сознания.
При проведении религиоведческих исследований с использованием феноменологического подхода учёные занимают нейтральную позицию и отказываются от существующих ценностных суждений относительно изучаемой религии. Шантепи де ла Соссе был последовательным антиэволюционистом
В своей ранней форме феноменология религии была лишь более или менее систематизирующей формой истории религии, видом межкультурного сравнения конституирующих элементов религиозной веры и практики. Эту первую форму феноменологического изучения религии можно назвать описательной феноменологией религии.
Голландский теолог не считал, что создает некую новую методологию, полагая, что предлагает лишь описывать разнообразные группы «религиозных феноменов». Именно этому, описанию и классификации по группам религиозных явлений, и была посвящена его «История религии», в которой он выделял следующие религиозные явления:
- идолы, священные камни, деревья и животные
- поклонение стихиям природы, людям, богам
- магию и оракулы, жертвоприношения и священнослужителей
- священные места и святых
- религиозные сообщества и церкви
- священные книги и учения
- догмы и мифы
- философию и этику, искусство и архитектуру.
Шантепи де ла Соссе предложил написать раздел по феноменологии религии для четвертого издания своей «Истории религии» Эдварду Леманну, профессору истории религии университета в Лунде (Швеция). Леманн считал, что в основе религии лежит представление о священном, которое и определяет сущность религии. При систематизации «мира религиозных феноменов и идей» он выделил так называемую «видимую религию», структура которой трехчастна. Она включает «священные действия», «священные слова», «священные места».
4. Корнелис Петер Тиле родился в 1830 г. в Лейдене (Голландия). Основные работы: «Религия зороастризма» (1864), «Сравнительная история египетской и месопотамской религий» (1869), «Очерки по истории религии. К вопросу о распространении мировых религий» (1876), «Основные принципы науки о религии» (1897-1899).
1. Философия религии - философское исследование некоторого всеобщего человеческого проявления, называемого религией. Как таковая она есть наука о религии в узком смысле слова, ибо наука - это философская обработка собранного, упорядоченного и классифицированного знания. Цели: попытаться постичь и объяснить религиозное начало в человеке и, таким образом, определить сущность религии и исследовать ее причины.
2. Метод (как для наук о духе, и, в сущности, для остальных наук) - восхождение от частного к общему, достигающее такого понимания явлений, которое проясняет их причины и раскрывает управляющие ими законы, т. е. позволяет увидеть сохраняющееся и неизменное в изменчивом и преходящем.
Метод - чисто исторический (исходит из того, что установлено историческим исследованием); также использование результатов антропологии, психологии, социологии и в особенности сравнительного исследования религий.
3. Религия - все то, в чем человек выражает свою веру в сверхчеловеческую силу и что он делает, чтобы поддержать свою связь с ней.
Объект исследования - не само сверхчеловеческое, а то, что возникает из веры в сверхчеловеческое. Религия - это явление психологическое, историческое и социальное, и философия религии, понимаемая как наука о религии, является просто учением о человеке как религиозном существе.
4. Философия религии и догматика. Догматика - это систематически упорядоченное вероучение определённой церкви.
Цель догматики - систематически описать истинную религию, показать путь спасения и оправдать это учение перед мышлением.
Цель философии религии - изучить религию во всех ее формах, чтобы на этом пути понять ее сущность и подойти к истокам ее в человеческой душе.
Ø С ним связано формирование феноменологической методологии в религиоведении
Ø ФР – это философское исследования некоторого всеобщего человеческого проявления называемого религией.
Ø Цель – попытаться постичь религиозное начало в человеке и таким образом объяснить сущность религии и исследовать ее причины
Ø Ход исследования – историческое исследование рассматривает религию как жизнь человеческой души как постоянное становление
Ø Наука не может удовлетвориться тем, чтобы изучать только высшие формы, она должна также исследовать, как они сложились.
Ø Догматика, теология и ФР дополняют друг друга.
Ø В науке религии часто делят на
v натуральные и супранатуральные (Гартман)
v естественно сформировавшиеся и основанные отдельным человеком (Уитни) или еще как-то иначе
v объективные, субъективные и объективно-субъективные (Эдв. Кэрд)
v естественные, религии моральные и религии искупления (Зибек).
5. Шарль де Бросс французский историк, родился в 1709 году. Основное сочинение: “Трактат о богах-фетишах” (1760).
Понимая под фетишизмом культ явлений природы, животных и неодушевленных предметов находил многочисленные параллели в религиях Западной Африки, в древнем Египте, Греции и Риме. Это сопоставление приводило его к выводу, что фетишизм является изначальной формой религии. Побуждаемые чувством страха и беспомощности перед окружающим враждебным миром, люди наделяли сверхъестественными свойствами безжизненные предметы, животных и различные природные явления, и поклонялись им. В отличие от Юма, который усматривал исходную форму религии в политеизме, де Бросс считал фетишизм первой и универсальной формой религии. Одним из первых де Бросс поставил проблему закономерного развития религии и пришел к выводу, что познание этого процесса возможно лишь на пути сравнительного изучения верований различных народов. В основе предложенного им сравнительного метода лежала идея о фундаментальном единстве человеческого ума, близкая К Гельвецию (1715-1771). де Бросс явился одним из основоположников сравнительного метода. Смешивал культ неодушевленных предметов (именно это и понимали впоследствии под фетишизмом) с культом животных, или зоолатрией, с анимизмом и тотемизмом.
6. Эдвард Тайлор – английский этнограф и культуролог, родился в 1832 году. Сочинение: Первобытная культура, 1871. В основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях: «анимизм есть минимум определения религии».
7. Джеймс Фрейзер – английский религиовед, антрополог, родился в 1854 году. Основное сочинение: Золотая ветвь, 1906. Интеллектуальное развитие человечества прошло три стадии: магии, религии и науки.
1) На первой стадии человек еще верил в свою собственную способность оказывать непосредственное магическое воздействие на природу и других людей.
2) На второй стадии, разуверившись в эффективности магии, он стал приписывать такую способность духам и богам, к которым начал обращаться с молитвами об оказании сверхъестественной помощи.
3) На третьей стадии человек понял, что не он сам и не боги, а законы природы управляют миром. Итак, первая стадия развития человеческого мышления была дорелигиозной, а магия - предшественница религии. Религия возникает с крушением магии.
Первая стадия, в отличие от второй, религиозной, формально сходна с третьей, научной, а магия - аналог науки. Для человека на стадии магии, как и в эпоху науки, любое явление естественно и сообразно законам природы (или законам, аналогичным им), даже если оно вызвано магическим обрядом, тогда как религия предполагает сверхъестественное, чудесное вмешательство некоей высшей силы. Магия - совокупность технических приемов, направленных на достижение определенных целей. Фрэзер различает два типа магии - имитативную и контагиозную.
1) Имитативная, или гомеопатическая магия основана на законе сходства: человек, применяющий ее, верит, что он может произвести желаемое действие просто подражая ему, имитируя его.
2) Контагиозная магия основана на законе воздействия через соприкосновение. Первый принцип гласит, что подобное производит подобное, что следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, предметы, которые однажды находились в контакте, продолжают взаимодействовать на расстоянии, когда это общение прекратилось.
Магия - разновидность интеллектуальной, познавательной деятельности, в основе ее находится то же рациональное мышление, которое свойственно и цивилизованному человеку, мышление, на котором строится наука, хотя содержание самих магических представлений иррационально.
Другой важной особенностью первобытной магии, отличающей ее от религии, является вера человека в свое могущество, в свое господство над внешними силами, в то, что он сам способен достичь желаемого, совершая лишь те или иные действия и произнося не молитвы, а заклинания. Производя определенные действия, произнося заклинания, магические формулы, он обращается к помощи одних внешних сил, чтобы оказать воздействие на другие. Между приемами воздействия на эти силы в магии и религии (как их понимал Фрэзер) нет непроходимой стены. Фрэзер сам признавал, что хотя для религии, в отличие от магии, характерно чувство зависимости человека от высших сил, однако, он стремится не только умолить их, но и принудить действовать в его интересах.
8. Леви-Брюль полагал, что различным социально-историческим типам общества соответствуют различные типы мышления и отличал первобытное мышление и мышление цивилизованных обществ. Своеобразие первобытного мышления связано со свойствами «коллективных представлений». Эти представления носят императивный повелительный характер, передаются из поколения в поколение, навязываются индивидам, пробуждая в них чувства уважения, страха, поклонения и т.д. в отношении своих объектов, не зависят в своём бытии от отдельного индивида, не являются продуктом интеллектуальной обработки, в них образ слит с эмоционально-моторными элементами. К коллективным представлениям Леви-Брюль относил и верования. Первобытное мышление является мистическим и одновременно пралогическим, нечувствительным к противоречиям и непроницаемым для опыта; оно не стремится избежать противоречий, «безразлично к логической дисциплине»; вместо установления логических отношений подчинено закону партиципации (сопричастия).