Диоген Лаэртский. Фалес // О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский.
«Сообщают, что Фалес Милетский, один из семи мудрецов, первым принялся за философию природы. Он говорил, что начало и конец Вселенной – вода. Ибо все образуется из воды путем ее затвердевания [– замерзания], а также испарения. Все плавает по воде, от чего происходят землетрясения, вихри и движения звезд. И все произрастает и течет в ладном согласии с природой предка–родоначальника, от которого все произошло. Богом он считал вот что: «То, у чего нет ни начала, ни конца»».
Гераклит. Фрагменты // Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 275, 276, 278, 279.
«Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим».
«В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем».
«Борьба – отец всего и всему царь».
«Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости».
«Признак мудрости – согласиться, не мне, но логосу внемля, что все едино».
«Душе присущ самообогащающийся логос».
Парменид. О природе // Антология мировой философии: в 4 ч. М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 295.
«Не доказать никогда, что небытие существует».
«Небытия ни познать … не сможешь,
Ни в слове выразить».
«Есть бытие, а небытия вовсе нету».
«Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует.
Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье,
Мысли тебе не найти.
Не возникает оно, [бытие], и не подчиняется смерти.
Цельное все, без конца, не движется и однородно.
Не было в прошлом оно, не будет, но все – в настоящем.
Без перерыва, одно».
Диоген Лаэртский. Демокрит // Антология мировой философии: в 4 ч. – Т. 1. – М., 1969 – 1972. – С. 326 – 327.
«…начало вселенной – атомы и пустота… Миров бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия… и атомы бесчисленны по разнообразию величин и по множеству; носятся же они во Вселенной, кружась в вихре, и, таким образом, рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля. Дело в том, что последние суть соединения некоторых атомов. Атомы же не поддаются никакому воздействию и неизменяемы вследствие твердости».
Дополнительная литература:
1. Ахутин, А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура») / А. В. Ахутин. – М., 1988.
2. Габрусь, И. Ф. Исторические образы философской мысли / И. Ф. Габрусь. – Минск, 2005.
3. Лаэртский, Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1979.
4. Лосев, А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989.
5. Соколов, В. В. От философии античности к философии Нового времени. Субъект-объектная парадигма / В. В. Соколов. – М., 2000.
6. Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира (история философии): учеб. для вузов. / А. Н. Чанышев. – М., 2003.
Тема № 6.
Рационально-идеалистическая интерпретация космоса и человека в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)
Ключевые слова: идеализм, диалектика, майевтика, человек, душа, идея (эйдос), мир идей, мир вещей, анамнесис (припоминание), форма, материя, движение, причина, сущность, перводвигатель, метафизика (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).
Вопросы темы:
1. Основные характеристики классического периода античной философии.
2. Диалектический метод Сократа: новое понимание предмета и задач философии.
3. Объективно-идеалистическая модель мира Платона.
4. Метафизика Аристотеля: поиск истины и критика Платона.
Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:
1. В первом вопросе – акцентировать смещение и переориентацию философской проблематики на вопросы познания и антропологии.
2. Во втором вопросе следует раскрыть суть диалектического метода Сократа, именуемого майевтикой, и пояснить значение антропологического поворота, совершенного Сократом в философии.
3. Третий вопрос предполагает анализ объективно-идеалистической теории Платона и диалектики, как метода познания «подлинного бытия» («мира идей»).
4. Четвертый вопрос предполагает Ваше обобщение основных идей классического периода античной философии на основании анализа приведенных источников и оценки философских взглядов Аристотеля, как вершины античной мысли.
Первоисточники для анализа:
Платон. Апология Сократа / Платон // Соч. в 3-х т. – М., 1968. – Т. 1. – С. 99.
«Я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, и молодого, и старого, заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше: я говорю, что не от денег рождается добродетель, а от добродетели бывают у людей и деньги, и все прочие блага как в частной жизни, так и в общественной».
2. Платон. Менон / Платон // Антология мировой философии : в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. –С. 385.
«Раз душа бессмертна, часто рождается и видела все и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому ничего удивительного нет в том, что и насчет добродетели, и насчет всего прочего она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, – люди называют это познанием – самому найти и все остальное, если только он будет мужествен и неутомим в поисках: ведь искать и познавать – это как раз и значит припоминать».