Традиционные концепции истории с точки зрения теории истории Философии Объединения

Теперь, когда мы составили общее представление о традиционных концепциях истории, сравним их с теорией истории Философии Объединения и попытаемся показать, что теория Философии Объединения объединяет традиционные концепции истории.

Прежде всего, перед нами встает вопрос, следует ли рассматривать историю как круговое или как линейное движение. Греческая циклическая концепция истории и культурологическая концепция истории Шпенглера рассматривали развитие истории как круговое движение, тогда как христианская концепция, концепция поступательного развития и материалистическая концепция рассматривали развитие истории как линейное движение. С точки зрения философии жизни, история развивается синхронно с течением жизни. Этот подход можно рассматривать как модификацию концепции поступательного развития истории.

Если рассматривать историю как линейное движение, у нас есть надежда проследить ее развитие, однако здесь нет достаточного объяснения явлений крушения и возрождения в истории человечества. С другой стороны, если принять развитие истории как круговое движение, придется признать обреченность наций и культур на гибель и отсутствие какой-либо надежды для человечества.

Концепция Философии Объединения рассматривает историю с точки зрения двух аспектов: аспекта воссоздания и аспекта восстановления, а развитие истории — как движение, также имеющее два аспекта: линейно-поступательное и круговое, то есть движение по спирали. Иными словами, развитие истории рассматривается как движение по спирали, слагающееся как из поступательного движения развития по направлению к цели (осуществлению идеального мира творения), так и из кругового движения восстановления утраченного идеального мира творения через закон искупления путем прихода провиденциальных личностей.

Вторым вопросом является вопрос детерминизма и индетерминизма. Такие концепции, как греческая фаталистическая концепция истории, утверждающая неизбежную предопределенность истории, и культурологическая концепция Шпенглера являются детерминистическими. Сюда же можно отнести и провиденциальную концепцию, утверждающую, что история развивается согласно Божьему Провидению. Концепция Гегеля с ее утверждением о том, что движущей силой истории является Мировой Разум или Абсолютный Дух, и материалистическая концепция, согласно которой история неизбежно движется к построению коммунистического общества по мере развития производительных сил, также являются детерминистическими. Эти детерминистические концепции утверждают, что историей движет надчеловеческая сила, а человек — всего лишь существо, которое тащит история, ход которой невозможно изменить никакими усилиями свободной человеческой воли.

Со своей стороны Тойнби защищал индетерминизм с позиции теории абсолютно свободной человеческой воли. Иными словами, он утверждал, что путь, по которому развивается история, определяется абсолютно свободной волей людей. Однако, с позиций индетерминизма Тойнби, будущий образ истории неясен, и у нас, следовательно, не остается никакой реальной надежды на будущее. Концепция истории в философии Объединения, напротив, утверждает, что история имеет определенную цель, тогда как процесс ее развития не определен, ибо осуществление провиденциальных событий, наряду с ответственностью Бога, требует принять долю ответственности человеком. Иными словами, теория истории Философии Объединения содержит как аспект детерминизма, так и аспект индетерминизма и называется теорией ответственности.

При сравнении традиционных концепций истории с теорией истории Философии Объединения мы видим, что каждая из традиционных концепций утверждает ту или иную точку зрения теории Философии Объединения и что последняя является всеобъемлющей, объединяющей концепцией истории. Концепция Тойнби также во многом близка теории истории Философии Объединения. С провиденциальной точки зрения, концепцию Тойнби можно рассматривать как подготовительную к возникновению теории истории Философии Объединения. Иными словами, задача концепции Тойнби заключалась в том, чтобы стать связующим звеном между традиционными концепциями истории и теорией истории Философии Объединения.

8.6. Сравнительный анализ концепций истории:

Провиденциальная концепция истории, исторический материализм и концепция истории Философии Объединения

В этой главе будет дан всесторонний сравнительный анализ традиционных провиденциальной и материалистической концепций истории с теорией истории Философии Объединения (Рис. 8-3). Это поможет глубже понять особенности каждой из концепций.

Начало истории

Согласно провиденциальной концепции, история берет начало с момента сотворения и грехопадения человека. Следовательно, история человечества началась как история зла. В противоположность ей исторический материализм утверждает, что история человечества началась с того момента, когда человек выделился из животного мира, и первым обществом было первобытное общество. Концепция истории Философии Объединения, как и провиденциальная концепция, утверждает, что история началась с сотворения и грехопадения человечества, то есть как история зла.

Наши рекомендации