Глава 1. Современная философия, ее особенности
Оглавление
Введение.............................................................................................................................. 3
Глава 1. Современная философия, ее особенности........................... 4
§ 1. Отличие современной философии от ''классической''........... 4
§ 2. Современная философская картина мира....................................... 5
Глава 2. Основные направления современной мировой философской мысли.................................................................................................................................................... 8
§ 1. Феноменология...................................................................................................... 8
§ 2. Экзистенциализм.................................................................................................. 9
§ 3. Герменевтика......................................................................................................... 10
§ 4. Религиозная философия............................................................................... 11
§ 5. Аналитическая философия........................................................................ 13
§ 6. Философия жизни............................................................................................... 14
Заключение.................................................................................................................... 15
Список литературы.................................................................................................. 16
Введение
Современный мир – сложная динамическая целостная система, правильное и всестороннее понимание которой невозможно без определенных философских представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность во взаимодействии всех ее сфер, сторон и связей, в развитии, в единстве всех ее законов и противоречий, место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем.
В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как себя вести в периоды кризисов.
Знание основных черт и особенностей современной философии – важная составная часть общих знаний человека, формирование которых является насущной потребностью наших дней. В условиях происходящих глубоких перемен в современном обществе крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм и умозрительных схем не только в мышлении, но и в практической деятельности.
Сегодня на первый план выходят проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности.
Целью курсовой работы является выявление особенностей современной философии. С этой целью проведено сравнение современной и ''классической'' философии, рассмотрены основные направления современной философской мысли.
Глава 1. Современная философия, ее особенности
§ 1. Отличие современной философии от ''классической''
Современная философия отличается от ''классического'' этапа своего развития рядом особенностей, понять которые можно только сопоставив этапы. Классическая западная философия выдвинула требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования. При этом большинство мыслителей исходило из тезиса доступности познания, и соответственно, возможности достичь истину любому человеку.
Надлом классической философии произошел уже и учениях Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и их последователей. Уже эти выдающиеся философы показали, что и познание и процесс добывания истины доступны далеко не всем и каждому, мир вовсе не является рациональной единой системой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества последствиям. История, скорее, иррациональна, а познание аристократично и преисполнено мифами. Попытка же создать всеобъемлющее мировоззрение выглядит смешной на фоне крайней индивидуализации человеческого бытия, его атомизации.
Проблема человека поворачивалась доселе невиданной плоскостью. С одной стороны - нивелировка, «усреднение» человека, становление и распространение в мире «человека толпы», с другой стороны - одиночество, отчаяние и беспомощность человека перед миром и обществом как предел индивидуализма. Если кратко определить основные тенденции современного философского мышления на Западе, то надо назвать сциентизм, антропологизм, возврат к основам мистикорелигиозной философии.
В XX в. выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих со старой «классической» философской системой. Это, во-первых, идея изучения жизни отдельного человека и важности се анализа, примата изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов и т. д.).
Во-вторых, это движение от идеи свободного и разумного человека, способного кардинально переделать природу и общество и себя лично, к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией и пр. Оказалось, что у человека есть не только разум и сознание, но и подсознание, которое вместе с интуицией становится центром современной антропологии.
В-третьих, сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются теперь как независимая структура. Напротив, объявляется, что они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил государств, партий, авторитетов и даже иррациональных сил— масонов, магов, тайных орденов, партий и т. п.
В-четвертых, активно проводится идея двух не пересекающихся линии человеческого знания— научного и философского, имеющих своим конечным продуктом «научную истину» и «философскую правду». Соответственно, оптимистические взгляды «классической» западной философии продолжаются в идеях «технотронного» «постиндустриального» общества. Но куда больший вес имеют идеи антигуманистической сущности науки, которая может привести к физической гибели мира в огне ядерного взрыва или к его деградации путем промывания мозгов средствами современной электронной техники и тотального контроля над огромными массами людей.