Глава 1. Современная философия, ее особенности

Оглавление

Введение.............................................................................................................................. 3

Глава 1. Современная философия, ее особенности........................... 4

§ 1. Отличие современной философии от ''классической''........... 4

§ 2. Современная философская картина мира....................................... 5

Глава 2. Основные направления современной мировой философской мысли.................................................................................................................................................... 8

§ 1. Феноменология...................................................................................................... 8

§ 2. Экзистенциализм.................................................................................................. 9

§ 3. Герменевтика......................................................................................................... 10

§ 4. Религиозная философия............................................................................... 11

§ 5. Аналитическая философия........................................................................ 13

§ 6. Философия жизни............................................................................................... 14

Заключение.................................................................................................................... 15

Список литературы.................................................................................................. 16

Введение

Современный мир – сложная динамическая целостная система, правильное и всестороннее понимание которой невозможно без определенных философских представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность во взаимодействии всех ее сфер, сторон и связей, в развитии, в единстве всех ее законов и противоречий, место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем.

В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как себя вести в периоды кризисов.

Знание основных черт и особенностей современной философии – важная составная часть общих знаний человека, формирование которых является насущной потребностью наших дней. В условиях происходящих глубоких перемен в современном обществе крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм и умозрительных схем не только в мышлении, но и в практической деятельности.

Сегодня на первый план выходят проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности.

Целью курсовой работы является выявление особенностей современной философии. С этой целью проведено сравнение современной и ''классической'' философии, рассмотрены основные направления современной философской мысли.

Глава 1. Современная философия, ее особенности

§ 1. Отличие современной философии от ''классической''

Современная философия отличается от ''классического'' этапа своего развития рядом особенностей, понять которые можно только сопоставив этапы. Классическая западная философия выдвинула требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования. При этом большинство мыслителей исходило из тезиса доступности познания, и соответственно, возможности достичь истину любому человеку.

Надлом классической философии произошел уже и учени­ях Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и их последовате­лей. Уже эти выдающиеся философы показали, что и позна­ние и процесс добывания истины доступны далеко не всем и каждому, мир вовсе не является рациональной единой систе­мой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества по­следствиям. История, скорее, иррациональна, а познание ари­стократично и преисполнено мифами. Попытка же создать всеобъемлющее мировоззрение выглядит смешной на фоне крайней индивидуализации человеческого бытия, его атомизации.

Проблема человека поворачивалась доселе невиданной плоскостью. С одной стороны - нивелировка, «усреднение» человека, становление и распространение в мире «человека толпы», с другой стороны - одиночество, отчаяние и беспо­мощность человека перед миром и обществом как предел ин­дивидуализма. Если кратко оп­ределить основные тенденции современного философского мышления на Западе, то надо назвать сциентизм, антрополо­гизм, возврат к основам мистикорелигиозной философии.

В XX в. выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих со старой «классической» фило­софской системой. Это, во-первых, идея изучения жизни отдельного человека и важности се анализа, примата изуче­ния жизни индивида над исследованием больших человече­ских общностей (классов, народов, наций, этносов и т. д.).

Во-вторых, это движение от идеи свободного и разумно­го человека, способного кардинально переделать природу и общество и себя лично, к человеку, жестко детерминирован­ному экономикой, политикой, религией и пр. Оказалось, что у человека есть не только разум и сознание, но и под­сознание, которое вместе с интуицией становится центром современной антропологии.

В-третьих, сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются теперь как независимая структура. Напротив, объявляется, что они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил государств, партий, авторитетов и даже иррациональ­ных сил— масонов, магов, тайных орденов, партий и т. п.

В-четвертых, активно проводится идея двух не пересекающихся линии человеческого знания— научного и философ­ского, имеющих своим конечным продуктом «научную ис­тину» и «философскую правду». Соответственно, оптими­стические взгляды «классической» западной философии продолжаются в идеях «технотронного» «постиндустриаль­ного» общества. Но куда больший вес имеют идеи антигума­нистической сущности науки, которая может привести к фи­зической гибели мира в огне ядерного взрыва или к его деградации путем промывания мозгов средствами современ­ной электронной техники и тотального контроля над огром­ными массами людей.

Наши рекомендации