Вопрос 4. Специфика мира человека как объекта соц-гум знания

Современная наука знает три мира сущего:

· Мир неорганической природы – мир вещей,

· Мир органической природы

· Мир человеческий.

Каждый из этих миров возник когда-то (современная космология – мир вещей - результат космического взрыва 15 млрд. лет назад, жизнь – 500 млн. лет назад, мир человеческий – 50 тыс. лет назад

В центре каждого мира находится какой-то системообразующий элемент:

· В центре мира вещей – вещь.

· В центре живой природы – организм.

· В центре человеческого – осмысленное действие человека.

Осмысленное действие, организуемое смыслом, имеет особое существование. Его бытие строится, организуется особым образом, в отличие от вещества и организма, которые наличествуют, действуют через наличие. Смысл существует через отнесение. Некая вещь обладает смыслом и значением, когда она отсылает к чему-то другому. Отсылание и является объявлением смысла.

Смысл есть там, где нечто перестает предъявлять себя, т.е. не свое наличие демонстрирует, а отсылает к чему-то другому, наличия чего здесь нет. Смысл существует там, где обнаруживается небытие. Смысл есть, когда есть небытие. Это парадоксальное существование, такое существование, которое требует наличия небытия. Поэтому смысл существует в онтологии непарменидовского типа (Парменид – создатель категории бытия. Бытие есть, небытия нет). Небытие необходимо, что существовало такое явление как смысл.

В

Если мы относим данный символ к латинице, то это буква «б». Если к кириллице – то «в». Алфавита здесь нет. Чтобы выяснить смысл, должно появиться то, что на данной доске (листе) не присутствует. Кроме того, это же не буква, это черточки. Но мы игнорируем черточки. Чтобы появился смысл, должно исчезнуть наличное - черточки на доске - и должно появиться неналичное – алфавит. Смысл есть там, где наличное исчезает, но наличествует, а нечто неналичное появляется.

Что такое живописная картина? Холст с наляпанными красками. Если мы подойдем вплотную к холсту, мы увидим наляпанные краски. Чтобы появилась картина, надо отойти от холста на какое-то расстояние. Чтобы появилось лицо, надо отойти. Чтобы исчезло изображение, и появился характер, еще отойти. Так Чарльз Ингарден показывал, как появляются и существуют произведения искусства. Слои существования литературного произведения.

Т.е. бытийная суть человеческого мира заключает в том, что всякое явление данного мира бытийствует через небытие. Оно в любой момент может провалиться в небытие. Поэтому явления этого мира требуют силы держания.

Всякие смысл держится действием человека. Здесь кауза эфисиус. эта действующая причина вызывает из небытия явления и не позволяет ему исчезнуть. Как только прекращается действие, исчезает явление.

Сказка Андерсена «Голый король». Пока действуют так, что король одет, он одет.

1. Человеческий мир (мир человеческого существования) принципиально не ограничен на разнообразие.

2. отношение к пространству (Человек организуется пространство и модифицирует его. Благодаря этому в человеческом пространстве появляются привилегированные точки, направления).

3. отношение ко времени.

4. роль индивидуального начала в человеческом мире.

5. порядка и беспорядка

Вопрос 5. Роль многообразия, различия, индивидуальности в социокультурном мире (проявление этих характеристик в той сфере чел.мира, которая является предметом изучения данной науки).

Разнообразие свойственно каждому миру сущего – неорганической и органической природе, социальному миру, но возможности разнообразиня каждой из этих областей не одинаковы. Несмотря на то, что размер (объем) этих миров, начиная от неорганического к миру органическому и социальному уменьшается, но возрастает разнообразие этих миров. Человеческий мир (мир человеческого существования) принципиально не ограничен на разнообразие. Этот мир различный. Он открыт на разнообразие, различие. Это мир, для которого различие является онтологической характеристикой. Если мы возьмем природный мир, неорганический мир, то эта действительность ограничена на разнообразие. Ограничено количество химических элементов. Ограничено количество распадов (достигнув определенного предела, химические элементы становятся неустойчивыми). Во Вселенной множество этих химических элементов, но как говорят космологи, на 90 % - это водород (однообразие). Если мы берем органический мир, то он разнообразнее. Количество живых организмов огромное. Микроорганизмы, тараканчики. Но и здесь ограничение разнообразия. Закон борьбы за существование – если видов слишком много, то начинает действовать отбор (сокращение видов). Количество видов и чеслинность популяций регулируется количеством доступной пищи. И эта зависимость строго регулирует разнообразие живой природы.

А вот человеческий мир принципиально открыт на разнообразие. Разнообразие человеческого мира проявляется в различиях смыслов и осмысленных действий человека. А поскольку смысл возникает в ситуации отнесения, которая существует благодаря отрицанию наличного и явлению неналичногоо, т.е. благодаря небытию, то разнообразие смысла принципиально не может быть ограничено, т.к. небытие границ не имеет. Даже теоретически нельзя придумать, что человек помыслил новую мысль, которая будет последней (больше ничего нового помыслить не получится).

Валери: Бог сотворил мир из ничего и материал постоянно чувствуется. Это делает человеческий мир историчным миром, способным на появление нового. Народонаселение не может расти до бесконечности. Но смысл в том, что даже если время существования человечества ограничено, значит ли это, что ограничено существование истории? Время существования одежды ограничено, а мода не ограничена.

Ситуация отнесения, порождающая смысл, различает то, что наличествует, и то, что должно себя проявить. Каждый смысл обладает своим содержанием, отличен от другого, это различие смыслов и составляет основание неисчерпаемости разнообразия человеческого мира. Различие, дифференциация, а вместе с тем и процесс установления различия (различАние - Деррида) и дифференциация (Делез) являются онтологич.характеристикой мира человека. Человек мал с точки зрения космоса, но велик с точки зрения бытия, открывает его новые возможности.

Именно в 20 веке появляется категория «различие». 1967 г. диссертация Жиля Делеза «Различие и повторение», категория «различие» в центр философии.

Вся философия до 20 века говорила о тождестве (первый закон логики у Аристотеля, это основное понятие у Гегеля), а Делез показывает необходимость построения философии на основе различия, потому что человеческий мир ставит это различие как главную свою характеристику.

Жак Дарида понятие «различание» (difference – должно быть, а написал differance), показывает, что смысл существует благодаря различанию. Несмотря на то, что человечество стремится к тождеству, такие различия дают о себе знать.

Следующая значимая характеристика человеческого мира – роль индивидуального начала в человеческом мире.

Сингулярное, единичное начало в каждом из объективно существующих миров находит свое проявление. Вещи - в неорганической природе, организмы в органической, конкретные действия, люди, артефакты культуры – в социальном мире. Но значимость сингулярного в каждом из этих миров различно. В неорганическом мире какждое отдельное проявление этого мира, отдельная вещь, атом, молекула безразличны. Конечно, неорганический мир складывается из сингулярного, но это несингулярное заменимо. Не имеет значения, какой именно атом в воде. Этот, этот или вот тот атом не изменят химичесаие свойства того, что называется водой. Человеческий организм включает множество атомов воды, они меняются, а организм как некое состояние сохраняется. Поэтому изучая природу, наука абстрагируется от сингулярности, рассматривая классы. Например, водород – это класс, а не отдельный атом. Конечно, изучая природу, наука может изучать и какие-то отдельные образования, если они значимы для человека, например, планета Земля. Но даже изучая какое-то отдельное образование, внимание обращается на то, как проявляются характеристики на фоне планет вообще.

В органическом мире сингулярность начинает приобретать самостоятельность. Появляется индивид, особь как живой организм, который обладает способностью сохранять себя в некоей определенности. Но значимость индивида (особи) в живой природе непосредственно связана с родом, к которому она принадлежит. Индивид значим как продолжатель рода, как носитель генетической памяти и как организм, способный произвести на свет подобных себе. Отдельный организм не самодостаточе, его жизнь принадлежит не ему, а роду. Поэтому на низких стадиях развития живой природы живые организмы гибнут, как только дают потомство, например, однолетние растения, некоторые насекомые (самка богомола пожирает самца в момент спаривания) и пр. животные защищают детенышей, иногда преодолевая инстинкт самосохранения. Это показывает, что род – главное, а индивид есть носитель этого рода.

В человеческом мире индивид приобретает не просто значимость, а самостоятельность, что выражается в том, что к слову «индивид» пристраиваются добавки и слово «индивид» превращается в «индивидуальность». Человеческий мир – событийный. Событие может быть простым (фраза) или сложным (лекция), но это всегда определенность, которая никогда не повторяется, в том виде, в котором оно совершается, оно уникально, обладает завершенностью и самостоятельностью, это всегда конкретность. Событие всегда единственно, не может в точности повториться еще раз, а во-вторых, оно не может заполнить всю действительность социального мира, не может быть единственным событием. В этом противоречии (событие единственно, но не одно) скрывается сущностное противоречие человеческого мира. Но единственное событие не является одним событием. Один из парадоксов социальной жизни заключается в том, что каждая сингулярность этой социальной действительности единична, непохожа, индивидуальна. Но эта непохожесть может существовать, только если существуют другие особости и непохожести. Поэтому сингулярности сосуществуют, они находятся в со-общении, поэтому, в конечном счете, существует со_общество. Логика событийности социальной дествительности с неизбежностью приводит к осмыслению целостности и единства события как особой ценности, получившей в культуре статус уникальности и индивидуальности, которая выражается в своеобразии явления чел.мира, в его завершенности и целостности, неповторимости и уникальности.

Самостоятельность сингулярности в человеческом мире, которая характеризуется как индивидуальность, может быть присуща сингулярности в разной степени. Всю массу сингулярностей можно условно разделить на 2 типа по степени развитости индивидуального начала (может быть и более дробное деление, но больших классов все-таки два):

1. Продукты.

2. Произведения.

Сфера существования продуктов – это производство и социальное движение таких социальных сингулярностей, для которых значима их вещная форма (продукты питания, любые продукты, ориентированные на материальное потребление). Сфера существования произведений – производство и социальное движение таких социальных сингулярностей, для которых значимо их содержание, и которые ориентированы на духовное потребление. В области продуктов единичность социальной вещи представляет ее изолированность от других вещей и нацеленность на удовлетворение определенной потребности человека или сообщества. Индивидуальность вещи материального потребления выражается ее конструктивной особенностью, стилевым оформлением, помещающим вещь в определенное историческое пространство, и конкретностью той потребности, которая определяет бытие данной вещи.

Продукты и произведения различаются тем, что продукт может быть тиражирован, а произведение всегда одно. Когда произведение тиражируется, появляется копия, а в случае с продуктами такого нет, все они равнозначны. Различие продукта и произведения связано с тем, что они ориентированы на разную деятельность человека. Продукт находит свое существование в акте использования, потребления. А произведение находит свое существование в акте производств (этимология – «извод», то есть, произведение выводится из чего-то). Конечно, продукт тоже производится, просто в другом смысле. Произведение продукта задается потреблением, потребности побуждают производство продукта. Если произведенный продукт не найдет потребления, то он гибнет, перестает существовать. Продукт существует во времени между его производством и потреблением. Акт потребления есть акт конституирования продукта и одновременно – уничтожения. Потреблением продукт уничтожается. Например, одним актом (съедение яблока), длительным процессом (эксплуатация автомобиля), но рано или поздно потребление уничтожает продукт. Это заложено в экономических действиях. Потребление уничтожает продукт, поэтому возникает необходимость в производстве этого же продукта заново. Поэтому существует тираж продукта и существует мир, в котором этот тираж функционирует, это рынок в широком смысле. Продукт тиражирован, то есть, существует во множестве, а вот акт его потребления уникален, потому что потреблять продукт может только один человек (или группа), то есть, ограниченное количество людей. Уникальность продукта в этом смысле, которая свойственна любому проявлению человеческого мира, проявляется в уникальности самого потребления. Это акт самого субъекта, это акт, который совершается в это время в этом месте. Акт потребления удостоверяет бытие данной социальной вещи как продукта уничтожением, соединением продукта с потребностью. Поэтому наличное существование продукта должно постоянно воспроизводиться, что обеспечивает производство, поэтому область существования продукта предполагает его тираж. Поэтому продукт множествен по производству, но индивидуален по потреблению. Конечно, продукт может эту свою уникальность особо выразить, специально продемонстрировать, для этого существуют выставки или музеи. Вещь, которая была тиражирована, оказываясь в музее, становится уникальной вещь. Но тогда она демонстрирует свою уникальность, которая свойственна ей в том смысле, в котором она организует действительность. Экспонат демонстрирует потребление, но не входит в потребление и не разрушается им – музейный стул не место для сидения, а демонстрация этого места.

Произведение в отличие от продукта – это такая сингулярность, которая в самом своем существовании и в акте появления демонстрирует свое отличие от окружения. Роль и значение индивидуальности открывается непосредственно. Если область продуктов – пространство повторения, где единственность и индивидуальность скрыты, и ее обнаружение требует особой ситуации, то пространство произведений – это подлинное пространство неповторимости и индивидуальности. Жизнь произведений – это жизнь культуры. Каждое произведение имеет в себе неповторимый смысл, выражающий значимый для человека ситуации действия и поведения. Культура не принимает повторений. Даже если появляется что-то похожее, культура отмечает это как не подлинное произведение, а подражание. Оригинальность, непохожесть, нетривиальность характеризуют индивидуальность произведения. Наиболее яркие примеры произведений – произ-я искусства, но с онтологической точки зрения произведением выступает любой смысл, любое значение, которое продуцируется человеком и держится только благодаря его деянию.

Произведение не может быть тиражировано (репродуцирование копий создает тираж копий, а не оригинала). Произведение – в нем заложен этот смысл, что эта сингулярность выводится из действительности, отвлекается от событий, находящихся вокруг, от условий. Оно выводится так, что демонстрирует свою особенность. Произведение существует благодаря акту производства в чистом виде. Это в крайнем варианте творческий акт. Поэтому для творца не важно, в конечном счете, как отнесутся к его произведению, он настаивает на необходимости его существования. И в искусстве художник, заинтересованный в том, чтобы иметь публику, в первую очередь заинтересован в том, чтобы продемонстрировать свое видение мира. Не случайно гении признаются после смерти, потому что их собственное действие – это то, что порождает совершенно уникальный предмет, требующий того, чтобы к нему привыкли, научились его воспринимать. И существует произведение только тогда, когда его производят. Поэтому акт использования произведения – это тоже производство, это со-творчество. Тоже уникальный момент. И в акте использования произведения произведение не уничтожается как продукт, а получает подтверждение своего существования, получает развитие. Всякое восприятие произведения, работа с ним является его развитием и изменением. Поэтому если сейчас мы читаем или смотрим спектакли по шекспировским пьесам, то понимаем, что это совершенно другой Шекспир. Бедный Шекспир. Мир жизни произведения – постоянное его развитие. Чем больше произведение находит своих сторонников, которые готовы его поддержать, тем больше оно меняет свое содержание. Это проявляется реальная жизнь произведения. Если в акте восприятия произведение не подпитывается, оно умирает.

Потребность – это характеристика действующего человека, его восприятия и отношения к миру. Исходные потребности человека определены его биологической ориентацией в мире, но эти потребности уже давно перестали быть основой его жизнедеятельности. Потребность в пище не сводится к утолению голода, а реализуется в разнообразии кулинарных вкусов.

Разнообразие предметов питания или одежды свидетельствуют о разнообразии индивидуальных вкусов и одновременно создает условия для формирования этих вкусов. Вот почему стандартизация потребления всегда ограничивает развитие индивидуальности. Т.о. индивидуальность как характеристика различных социальных вещей,процессов, событий производна от человека и его деятельности. Именно он прежде всего является носителем этой характеристики, именно на уровне человека индивид перерастает в индивидуальность, т.к. действие человека становится не только действием рода в индивиде, но и приобретает самостоятельность.

Конечно, степень развитости, степень причастности конкретной сингулярности к индивидуальности будет различна у разных предметов. Мы можем говорить о массовых товарах и произведениях искусствах. Между этими двумя полюсами могут быть сингулярности разной степени приобщения к индивидуальности.

Когда индивидуальность становится значимой для социальной жизни и для человека, то возникает проблема организации порядка в мире индивидуальности. Индивидуальность по своей сути есть чистая непохожесть и абсолютная самостоятельность. Она, конечно, предполагает существование других индивидуальностей, но их сосуществование не может быть выстроено в какой-либо ряд. Индивидуальности не похожи. Неповторимость индивидуальности, конечно, не отрицает повторения этой индивидуальности, но повторения ее как индивидуальности. Другая сингулярность имеет право на индивидуальность, и две индивидуальности в ряд не выстраиваются. А мир требует порядка. И вот упорядочивание мира индивидуальности порождает в человеческом мире особый способ организации порядка мира индивидуальных сингулярностей. Они не могут быть соотнесены друг с другом, а всякий порядок требует выстраивания ряда, соотнесения элементов ряда друг с другом. В социальном мире рождает особый способ порядка индивидуальностей – через отношение к идеалу, через отношение к Абсолюту, к некоей точке, к которой все стремятся. Такой моделью упорядочивания индивидуальностей является бег к финишу. Все стремятся к одному. Социальный мир рождает мир абсолютов. Абсолютом всех Абсолютов выступает Бог. Поэтому наличие индивидуальностей, наличие произведений, наличие мира, в котором произведения существуют (мир культуры) упорядочено существованием в этом мире точек притяжения абсолютов, идеалов, Финальных точек. Поэтому мир культуры организован целевой причиной.

Наиболее яркой индивидуальностью в мире человеческого существования выступает сам человек. Исходное основание индивидуальности человека – его способность осознавать свое восприятие, осмысление и действие в окружающей действительности, понимание, что никто, кроме него, не омжет увидеть его глазами, услышать его ушами, сделать что-то его руками. «Я» личности – сосредоточие всех особенностей личности и одновременно вводит человека в отношения с «Ты», «он» и т.д. – с другими «Я». Индивидуальность личности является результатом освоения индивидом богатства общ.опыта, в то же время она возникает только благодаря лич.усилиям.возникает проблема упорядочения мира индивидуальностей. Для него способ его социального существования тоже распадается на два типа проявлений. Мы можем выделить в жизни человека проявления по типу продукта (роли, которые он играет, функции, которые он выполняет. Здесь люди взаимозаменимы. Человек как функция, как роль, - социальная единица, определяемая единица, определяемая местом в социальных отношений. Всякий попадающий в это место начинает обладать характеристиками этого места. Человек есть продукт в этом случае, место его потребляет) или по типу личностного существования, за пределами, вне социального места. Личность не является членом общества. Элементом общества. Личность – партнер общества. Поведение человека, действие человека, когда объектом является социальность, делает человека свободным. Поэтому способ существования человека как личности – это свободное действие. В рамках этого свободного существования человек обретает уникальное собственное лицо. Значимость собственного лица в разные исторические периоды была различной. В древности она была совершенно не значимой. Один из этнографов описывает случай с аборигенами Австралии, где при вопросе, кто изображен на фотографии, при указании на себя человек говорил имя рода. Для каждого из них существование – это растворенность в роде. Современное общество особенность личностности, индивидуальности делает главным достоянием. Когда говорят о человеке, прежде всего фиксируют возможность, способность быть непохожим.

Общественный вес индивидуальности в жизни общества на разных этапах был различен. Для первобытного общества инд-ть мало значима, а в совр.общ-ве она выходит на первый план. Социальная действительность порождает особый способ упорядочения уникальных образований, им выступает отношение всякой возникающей в этой действительности уникальности к идеалу. Личности не сравнимы между собой именно потому, что каждая личность самодостаточна и не может быть подведена под стандарт. Но формирование личности идет под знаком стремления к какому-то идеалу, и эта устремленность каждого человека к идеалу создает поле как для единства самой личности, так и для соотношения с другими инд-тями. Идеал сочетает в себе свойства единичности – он всегда предполагает ситуацию интеллектуального созерцания, и всеобщности – он есть направляющая идея. Пределом идеала выступает Абсолют, который создает динамическое единство, т.е. порядок, который каждый раз утверждается действием человека, стремящегося к реализации личной неповторимости. Т.о. присутствие идеи Абсолюта в любой культуре демонстрирует ценность единичного начала в бытии чел.мира. идея Абсолюта воплощает в себе смысл сингулярности, единичности как таковой, т.к. Абсолют есть сама единичность, единица, для сущ-я которого ничего больше не надо, эта единица – начало всего.

Наши рекомендации