Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
Материя и сознание — это предель-
Взаимоотношение
но широкие философские категории,
Материи и сознания
определить содержание которых можно только через противопоставление их друг другу в рамках основного вопроса философии. Однако материя и сознание имеют и нечто общее. Это общее состоит в том, что они существуют реально, но материя и сознание — реальности разного рода. Материя есть объективная реальность, т. е. существующая вне и независимо от сознания. Сознание как субъективная реальность вторично по отношению к материи. Это проявляется в том, что сознание есть отражение действительности, существующей вне и независимо от человека.
Противоположность материи и сознания обнаруживается при выяснении вопроса об идеальном, т. е. отражении материального мира в субъективных образах, понятиях, идеях. Сознание есть процесс отражения человеком окружающего мира. Важнейшие философские вопросы о сущности сознания, о субъективном и идеальном, о социальной природе сознания и его творческой активности решаются в пределах этого аспекта проблемы (схема 10).
Схема 10.Соотношение материи и сознания в трактовке различных философских направлений
МАТЕРИАЛИЗМ: Демокрит, Дидро, Гольбах, Фейербах, Маркс, Энгельс и др.
материя — первична сознание — вторично
ИДЕАЛИЗМ:
Платон, Фома Аквинский,
Гегель,
Беркли, Мах и др.
сознание — первично материя — вторична
ДУАЛИЗМ: Декарт
Материя и сознание — самостоятельные начала
ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ: Бюхнер, Фогт, Молешотт
Сознание — разновидность материи (мозг выделяет мысль так, как печень — желчь, желудок — пищеварительный сок)
ГИЛОЗОИЗМ: Дидро, Робине, Спиноза
Всей природе присуще свойство сознания
Возникновение сознания есть естественный результат прогрессивного развития материальных систем. Диалектико-материалистическая теория происхождения человека и теория отражения раскрывают эволюцию форм отражения на качественно различных уровнях развития материального мира. В этих теориях содержится необходимая основа для научного представления о закономерностях становления социальной формы отражения, т. е. сознания (схема 11).
Схема 11.Диалектико-материалистическое понимание материи в ее отношении к сознанию
ПЕРВИЧНА Объективная реальность Самообусловлена |
Субстанция |
ВТОРИЧНО |
Субъективная реальность |
) |
Обусловлено материей / 1 Атрибут материи |
■'Ч
Существование и функционирование сознания непосредственно связано с деятельностью мозга. Сознание активно участвует в преобразовании объективного мира, оно активно и относительно самостоятельно по отношению к материи. Сознание — свойство человеческого мозга, проявляющееся в активном отражении, прогнозировании, творчестве, организации всей деятельности по преобразованию объективного мира.
Сознание есть отражение материального мира в мозгу человека. Сознание — это образ, копия материального, но само оно не материально. Сознание существует как особое внутреннее состояние высокоорганизованной материи — мозга, обусловленное воздействием на человека материального мира. Сознание объективно по своему источнику, ибо оно отражает существующую независимо от человека реальность, однако субъективно по форме, ибо не существует вне субъекта.
Таким образом, сознание — это свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в форме идеальных образов. Данное определение прямо противоположно идеалистическим представлениям о сознании.
Дуализм исходит из признания самостоятельного, независимого существования двух субстанций — материи и сознания (Р. Декарт и др.). Нельзя считать, что дуализм существовал только в прошлом. В настоящее время его представляет теория «психофизического параллелизма». Ее сторонники утверждают, что наряду с материальными, физиологическими процессами в мозгу протекают психические процессы, совершенно не зависимые от материальных.
Одинаково недопустимо с точки зрения диалектического материализма как отождествлять, так и абсолютно противопоставлять материю и сознание. Сознание неразрывно связано с материей. Основой этого единства является материя, сознание выступает как ее свойство. Материализм исходит из того, что материя существует вне и независимо от сознания, сознание же не существует вне материи. Сознание вторично (но не второстепенно), производно от материи. Вторичность сознания рассматривается в трех аспектах:
1) историческом (сознание как особое свойство материи возникает на определенном этапе ее эволюции);
2) психофизиологическом (сознание — функция головного мозга человека);
3)гносеологическом (сознание — высшая форма отражения внешнего мира, отличающаяся осмысленностью и целенаправленностью).
Относительность противопоставле-
Сознание — высшая
ния материи и сознания находит свое
Форма отражения
конкретное выражение в том, что вся
Действительности
материя обладает свойством отражения,
по существу сходным с ощущением. Если бы в самом «фундаменте материи» не было свойства, родственного с ощущением, то были бы необъяснимыми более высокие формы отражения, присущие органической материи, которая возникла из неорганической.
Отражение есть особый продукт действия одной материальной системы на другую — продукт, заключающийся в воспроизведении особенностей одной системы в особенностях другой системы. Одна из них выступает в роли отражаемой, другая в роли отражающей. Это определение отражения носит универсальный характер; оно справедливо для отражения на всех уровнях организации материи. Действительно, возьмем в качестве отражаемой системы воздух в помещении. Пусть отражающими системами будут ртутный термометр и человек. Изменение температуры воздуха вызовет изменение положения ртутного столбика в термометре и самочувствия человека — он может задрожать от холода или, напротив, вспотеть. В одном случае изменение температуры отражается неодушевленным предметом, в другом — живым организмом. Отсюда и особенности воспроизведения отражающими системами изменений в отражаемой системе.
Прослеживая эволюцию форм отражения, необходимо выявить качественное различие и усложнение процесса отражения на различных уровнях развития материи (схема 12). Так, неживая природа обладает элементарными формами отражения. Процессы взаимодействия тел, воздействия одних на другие могут находить свое выражение в виде изменения скорости, направления движения и т. п. Очевидно, что формы отражения в неживой природе могут быть различны, как различны и формы движения материи на данном уровне — механическая, физическая, химическая.
На уровне живой материи форма отражения приобретает особые черты. Появляется способность отвечать на воздействия внешней среды избирательным образом — раздражимость. Она, в свою очередь, является предпосылкой более высоких форм отражения, которые реализуются в животном мире, и завершает собой этап развития допсихи-ческого отражения.
Процесс отражения в животном мире непосредственно проявляется в форме ощущений. Последние, наряду с восприятиями и представлениями, рассматриваются как формы психического отражения дейст-
вительности. Содержанием психического отражения является не состояние рецептора, а содержание объектов внешнего мира (предметное содержание). Психическое отражение совершается в форме образа предмета и возникает у живых организмов вместе с возникновением нервной системы.
Схема 12.Развитие форм отражения
ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ
СОЗНАНИЕ
ОТРАЖЕНИЕ
В НЕЖИВОЙ
ПРИРОДЕ
ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ
ДОПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ
РАЗДРАЖИМОСТЬ
:t)
ОЩУЩЕНИЕ
ВОСПРИЯТИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
'х i
ЖИВАЯ МАТЕРИЯ (организмы, обладающие органами чувств)
>. _ ^ |
\ i
ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК
•j}
ЖИВАЯ МАТЕРИЯ
(одноклеточная
структура)
НЕЖИВАЯ МАТЕРИЯ
В органической природе общее свойство отражения является генетической основой, предпосылкой появления раздражимости, а затем и психического отражения. Примерами допсихического отражения являются зеркальное, следовое отражение в неживой природе, реакция растения на свет, тепло, влагу, «поведение» растений-хищников.
Предметное содержание психического отражения выражено Л. Фейербахом: горечь или вкус есть субъективное выражение объективного свойства соли.
Для понимания специфики психического отражения важно усвоить понятие «психика». Психика — продукт специфического взаимодействия высокоорганизованного существа с материальным миром, в ходе которого в мозгу животного или человека формируются системы нервных связей. Эти системы обеспечивают отражение действительности и регулируют этот процесс, позволяют ориентироваться в окружающем мире. Возникновение психики связано с развитием и услож-
нением взаимодействия живых существ с окружающей средой, с появлением сигнальных связей организма и среды (нервная клетка — нервные узлы — нервная система).
Психику животных нельзя отождествлять с сознанием человека. Психика животных помогает им ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней. Однако животные не способны целенаправленно и систематически преобразовывать среду своего обитания, окружающий мир (схема 13).
Схема 13.Качественное отличие сознания человека от психики животных
Развивается и функционирует по социальным законам
Развивается и функционирует по биологическим законам
Активно преобразующее отражение объективного мира
Активно приспособительное отражение
Наличие I и II сигнальных систем. Связь мышления и языка | ||||||
Наличие I сигнальной системы | ||||||
Возможность чувственного и логического отражения действительности. Познает явления и сущность | Возможность лишь чувственного отражения действительности | |||||
Сильно развито опережающее отражение. Способность предвидеть
Слабо развито опережающее отражение
Наличие самосознания, нравственных и эстетических чувств
Отсутствие самосознания, нравственных и эстетических чувств
Способность систематического, целенаправленного познания мира
Способность лишь случайного «познания» отдельных вещей, явлений
Психическое отражение, свойственное человеку, отличается от психического отражения животных прежде всего наличием сложной («удвоенной») сигнальной системы: наряду с первой сигнальной системой, т. е. высшей нервной деятельностью, у человека функционирует и вторая — язык. Сознание как психическое отражение непосредственно связано с языком, имеет общественную природу и активно участвует в преобразовании внешнего мира.
Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем что-нибудь сделать, человек делает это мысленно, в идеальной форме. Идеальное — свойство сознания, обусловленное социальной природой человека. Оно представляет собой специфический способ существования (бытия) объекта, отраженного в психике субъекта в чувственных и мыслительных образах, проектах и схемах деятельности, духовных ценностях, идеалах и программах.
Идеальное есть характеристика сознания как противоположности материи. В этом плане она предстает как субъективная реальность, противостоящая реальности объективной. В отличие от материального, обладающего свойствами вещности, пространственности, временности, идеальное обозначает непротяженность, невещественность, содержательное сходство образа и соответствующего предмета. Иными словами, сознание двуполюсно. С одной стороны, оно опирается на материальное, имеет его в качестве своей предпосылки и в этом отношении оно вторично. С другой — оно устремлено на новое материальное, опредмечиваясь и объективируясь в новых результатах человеческой деятельности, выступает в этом плане как первичное.
Сознание имеет творческий, активный характер. Оно направлено на преобразование мира и создание нового. Многие философы определяют сознание как величайший дар человеку, чудо из чудес мироздания, отмечая при этом, что сознание одновременно и крест, и тяжесть, ибо в нем дана вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную и физическую), отключают сознание.
Понятие сознания предполагает раз-
Естественнонаучные
граничение естественнонаучных и фило-
Представления
софских представлений о нем. Сознание
О сознании
имеет сложную внутреннюю структуру,
включающую различные уровни и элементы своего существования. И вместе с тем сознание есть целостный процесс, так как все его составляющие находятся между собой в закономерных связях.
В самом общем виде сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия. К ним относятся: ощущение, мышление, воля, память, эмоции, интуиция. Так, ощущение дает человеку непосредственное отражение явлений, внешней стороны предметов. Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней, сущностной стороны предметов. Воля — это практическое обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность действовать, осуществлять
намеченное. Исключительно важное место в структуре сознания занимает память как способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Тем самым память придает связность и устойчивость жизненному опыту человека и является необходимой предпосылкой формирования личности.
Эмоции — это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний (предчувствия, смутные видения, стрессы, гнев, страх, восторг, любовь, ненависть, симпатия, антипатия).
Огромный познавательный потенциал обнаруживается в интуитивной способности сознания человека. Интуиция — это способность непосредственного постижения истины путем прямого ее усмотрения без соответствующего доказательства. Особенность интуитивного «видения» («озарения», «вспышки») сознания проявляется в неожиданности решения проблемы, в неосознаваемости путей и средств ее решения, в непосредственности постижения истины. Это сфера сознания, где представлены духовные идеалы и способности к творчеству в виде фантазии, продуктивного воображения.
Единство и всесторонняя активизация названных выше и многих других психических процессов обеспечивают достижение истины, адекватное отражение мира. Современное естествознание (физиология высшей нервной деятельности, биохимия, биофизика и др.) и ряд наук гуманитарного профиля (психология, логика, педагогика, лингвистика, этнография) изучают процессы и явления, которые, по сути дела, представляют собой систему материальных носителей сознания.
Диалектическая взаимосвязь материального и идеального, а также физиологического и психологического выявляются лишь при органическом соединении философского подхода к сознанию с естественнонаучным. Современное естествознание позволяет сделать следующие выводы относительно природы сознания: во-первых, все самые сложные явления психики имеют свою материальную, нейрофизиологическую основу; во-вторых, нейрофизиологическая деятельность человека сформировалась исторически в процессе человеческих отношений под влиянием общественной среды и трудовой деятельности (схема 14).
Трудность понимания взаимосвязи психических и нейрофизиологических процессов связана с большой сложностью разработки способов описания сознания. Психологический способ опирается на описание субъективных состояний сознания отдельного человека. Нейрофизиологический способ дает более объективную картину происходящих в мозгу человека процессов, но расшифровка их, перевод на уровень, позволяющий проникнуть в сущность идеального, затруднены.
В настоящее время ведутся поиски путей преодоления односторонности способов описания сознания. Большую роль здесь играет кибернетика — наука об управлении сложными саморегулирующимися динамическими системами. Моделирование психических актов воспроизводит построение нервных сетей, структуры мозговых информационных процессов. Информационно-кибернетический подход позволяет определить многоуровневость человеческой психики, раскрыть внутренний механизм творческой активности сознания. Создание системы кибернетических устройств привело к возможности механизации и автоматизации некоторых аспектов умственного труда. Однако не следует делать вывод о том, что созданный человеком «искусственный разум», т. е. кибернетическая машина, способен мыслить. Она — творение человека и работает по заданной программе.
Схема 14.Психика человека
навыки |
автоматические действия |
Трудности, связанные с уяснением сущности сознания, создают определенные предпосылки для существования вульгарного материализма. Философской предпосылкой его был метафизический материализм (схема 15).
Схема дает представление о том, что для метафизического материализма в целом характерна попытка представить познание всеобщим свойством материи (пантеизм, гилозоизм) или рассматривать его как обычный физиологический процесс.
Метафизический материализм не учитывает диалектическую взаимосвязь материи и сознания, их единство и относительную противоположность. Для доказательства этого положения следует обратиться
к критическому анализу учения вульгарного материализма. В свое время одно из его положений о том, что мысль материальна, было направлено против дуализма. Но объективно оно выступает и против материализма, ибо не признает качественного различия сознания и материи, психического и физиологического, а главное — «снимает» основной вопрос философии, что на руку дуализму и идеализму.
Схема 15.Метафизический материализм и сознание
Метафизический материализм
Пантеизм- Бог растворен в природе, присутствует в ней как внутренняя целесообразность развития (Д. Бруно)
Гилозоизм - вся материя мыслит, ибо ей присуще свойство отражения (Б. Спиноза, Д. Дидро, Ж.Б. Рабине)
Вульгарный материализм — материализация сознания: сознание как физиологический процесс (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт)
Разновидностью вульгарного материализма является бихевиоризм. Его особенности: а) сведение сознания к поведению; б) отождествление психики человека и животного; в) сведение психики к физиологическим реакциям.
Диалектический материализм утверждает, что материальную основу сознания составляют биохимические, биофизические, физиологические процессы, происходящие в мозгу человека. Однако содержанием сознания является воспроизведение внешних предметов, событий, процессов, а не строения и функций мозга. Только через выявление отношений человека к внешнему миру проясняется природа психического. Сознание как субъективный образ внешнего мира возникает на основе энергетических процессов, но само таковым не является. Связь с внешним миром осуществляется через ощущения. Психическое есть специфическая форма отражения действительности.
Человеческое сознание — это инфор-
Сущность и основные
мационная программа, управляющая че-
Характеристики
ловеческой деятельностью. Его каче-
Сознания
ственная специфика определяется переходом человека к новой — социальной — форме существования. Однако те требования, которые предъявила к информационному отражению социальная форма движения материи, не могли быть реализованы без соответствующих биологических предпосылок (схема 16).
Основными биологическими предпосылками перехода к сознанию как высшей форме отражения являются уникальный человеческий мозг в сочетании с прямохождением и особое устройство гортани, пригодной для членораздельной речи. Человеческий мозг обладает далеко не исчерпанными возможностями переработки информации. В его состав входит более 14 млн. клеток, а каждая клетка имеет порядка 8 тыс. контактов с другими клетками, к тому же для «записи» и переработки информации служат молекулярные перестройки внутри клеток мозга. То, что именно мозг служит органом мысли, доказывается связью между органическими повреждениями мозга и нарушением сознания и поведения. Например, при нарушениях в лобной доле левого полушария головного мозга (центр Брока) возникает агнозия: восприятие предмета не нарушено, но человек не понимает, что он видит, не может правильно истолковать воспринятое.
Схема 16.Происхождение сознания
Телесная организация (прямохожде-ние, развитие передних конечностей)
Биологические предпосылки
Социальные основы
труд, трудовой процесс
Головной мозг, развитая нервная система
Первая сигнальная система высших животных
Стадная форма обитания человекообразных обезьян
речь
общение
Прямохождение и свободные руки обеспечили человеку приток активной информации, которую он стал получать в процессе труда, преобразовательной деятельности.
Непосредственным поводом, порождающим сознание как высшую форму информационного отражения, является общественно-трудовая деятельность человека. Сознание есть программа, которая способна управлять созданием и использованием средств труда и общения и которая сама создается в процессе общественно-трудовой деятельности человека. Труд и общение производят человеческое сознание для того, чтобы оно управляло трудом и общением. Этим и задается спираль человеческого развития.
Следовательно, специфическими чертами человеческого сознания выступают следующие (схема 17):
1. Сознание — это универсальное и объективное отражение. «Орел видит значительно дальше, чем человек,— пишет Ф. Энгельс,— но че-
ловеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определенными признаками различных вещей».
2. Сознание носит целеполагающий и творческий характер. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его». Универсальность и объективное отражение действительности нужно человеку в конечном счете для того, чтобы на его основе создавать проекты его преобразования. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально.
Схема 17.
С О З Н А Н И Е
СВОЙСТВО ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ |
РЕГУЛЯТОР ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА |
ВЫСШАЯ ФОРМА
ОТРАЖЕНИЯ
идеальный образ материального мира
ПРОДУКТ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3. Ценностная основа или мотивационная сфера сознания имеет социальную (социокультурную) природу. Человек отражает и творит мир ради удовлетворения своих потребностей.
4. Сознание неразрывно связано с языком или, употребляя термин И.П. Павлова, второй сигнальной системой. Язык есть непосредственная действительность мысли. В самом деле, чтобы людям понять друг друга в труде и общении, чтобы освоить опыт предшествующих поколений, их знания должны быть выражены в общезначимой форме. Благодаря хранению и передаче знаний с помощью языка каждое новое
поколение в принципе опирается на весь предшествующий совокупный опыт человечества. Без языка, стало быть, невозможны ни овладение «социальной наследственностью», ни координация совместных усилий.
5. Сознание способно самое себя делать своим предметом, т. е. обладает свойством самосознания, или рефлексии. Сознательность человека заключается не просто в том, что он поступает правильно (он может это делать механически), но и в понимании оснований своих поступков. Чем развитее сознание, тем активнее самосознание.
Итак, сознание — это высшая форма информационного отражения, являющаяся функцией мозга и продуктом общественно-трудовой деятельности, способная управлять этой деятельностью и обладающая такими свойствами, как универсальность и объективность отражения, целеполагающий и творческий характер, социокультурная природа ценностного основания, неразрывная связь с языком, наличие самосознания (схема 18).
Схема 18. Функции сознания | ||||||
ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩАЯ | ||||||
// | ^ | л | ^ч | |||
КОНСТРУКТИВНО-СОЗИДАТЕЛЬНАЯ | ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ | |||||
\\ | ||||||
/ | ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ | \ | ||||
РЕГУЛЯТИВНАЯ (УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ) | ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ | |||||
У | ||||||
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ | ||||||
Нередко сознание определяют как знание человека об окружающем мире и о самом себе, которое с помощью слов, математических символов, образов художественных произведений может быть передано другим людям, в том числе другим поколениям в виде памятников культуры. По мнению лингвистов, в частности Эмиля Бенвениста, языковая форма является не только условием передачи мысли, но и условием ее
реализации. Люди постигают мысль, уже оформленную языковыми знаками. Вне языка имеются только неясные побуждения, волевые импульсы, выливающиеся в жесты и мимику. Сознательное — это событие, обработанное языковой системой мозга.
Язык человека качественно отличается от «языка» животных (жестов, звуков), выражающего их эмоциональное состояние, желания, потребности. «Язык» животных — это замкнутая система, строго ограниченная приспособленческим отношением к природе. Язык человека — саморазвивающаяся система, отражающая предметный мир, его свойства и отношения, а также отношения людей. Он дает возможность человеку осмыслить мир и собственную деятельность в нем.
Сущность языка выражается в основных его функциях: номинативной (способность языка называть вещи, явления); познавательной (участие в процессе познания); информативной (способность хранить и передавать информацию); коммуникативной (способность общения на самых различных уровнях).
Язык такой же необходимый искусственный посредник в отношении человека к миру, как и орудие его преобразования — техника. Родившийся человек пока не овладеет этими двумя основными посредниками — орудием труда и языком,— не становится человеком в полном смысле этого слова. В тоже время сознание не исчерпывается тем, что может быть выражено в языке, рационально усвоено.
Коммуникативное происхождение сознания обусловливает способность мысленного диалога с самим собой, т. е. ведет к появлению самосознания (рефлексии).
Самосознание — это особый уровень сознания, на котором осуществляется функция контроля за деятельностью сознания и поддержания его целостности. Оно предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего «Я» в окружающем мире. Это способность человека посмотреть на себя как бы со стороны, осознать свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, интересы, свое положение в обществе.
Оно возникает под влиянием определенных общественных условий, которые всегда жестко требовали от людей умения оценивать свои поступки, слова и мысли с точки зрения определенных социальных норм. Регулируя свои действия, предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя ответственность за них.
Проблема сознания и языка с появлением компьютерных технологий оказалась тесно связанной с проблемой искусственного интеллекта. Мышление животных, их «язык» остаются на уровне элементарного мышления. У животных есть память, им свойственны зачатки
анализа, синтеза и других мыслительных операций, осуществляемых на уровне предметных образов, а не понятий. У человека же сознание связано с абстрактным понятийным мышлением. В отличие от человека и животных, «думающая» машина, обладающая так называемым искусственным интеллектом, оперирует не образами, а знаками. Здесь может осуществляться процесс «самонаучения» (самообучающиеся, самопрограммирующиеся компьютеры). Однако это «научение» особого рода. То, что компьютер, скажем, способен доказывать математические теоремы, еще не означает его умения также играть в шахматы или решать научные проблемы, как человек.
Проблема искусственного интеллекта имеет многовековую историю. Ранее, при создании вычислительных устройств, как правило, шли путем имитации предметных действий человека или его мышления. В настоящее время работы, посвященные искусственному интеллекту, ведутся по трем основным направлениям:
1) воспроизводство творческих способностей человека;
2) применение диалоговых форм «общения» человека с компьютерными системами (например, с целью перевода формализованных текстов на естественные языки);
3) создание робототехники, важнейшим элементом которой является искусственный интеллект.
Человек с его сознанием и ЭВМ идут навстречу друг другу. Техника все активнее начинает выступать партнером человека в его жизнедеятельности. Естественный интеллект, сопряженный с «искусственным», усиливает творческие возможности человека, ставит его перед необходимостью новой парадигмы мышления, способной обеспечить их единство и целостность в интересах сохранения и дальнейшего развития человечества.
Творчество — это всевозрастающий
Творческая активность
по своей социальной значимости вид че-
Сознания
ловеческой деятельности, производящий новые, ранее не существовавшие ценности. Оно находит свое воплощение в преобразовании и классификации информации в соответствии с целями, замыслом, психологической установкой субъекта, в формировании понятий, проектов и иного рода теоретических объектов, используемых для объяснения и преобразования мира.
Играя ключевую роль в системе современного философского знания, категория творчества характеризует активно-деятельную позицию субъекта в его отношении к природе и обществу. Будучи включенной в структуру философского знания, она существенно влияет на совре-
менный стиль философского мышления, позволяет теоретически обосновать практически преобразующий вклад субъекта в формируемую им картину мира.
Творческая активность сознания выступает в качестве определяющего направления исторического процесса, его ценностного содержания. Все социально значимые духовные ценности, наполняющие смыслом историю, являются результатом творческой активности разума выдающихся личностей. Особую значимость эта активность приобретает в специфической области бытия — техносфере. Под ней понимаются те области на Земле и за ее пределами, куда проникают технические средства, а также изменения в биосфере, вносимые производственной деятельностью людей. Применительно к техносфере исходным, организующим началом творчества является новаторская инженерная мысль, опредмеченной формой которой выступает мир техники. Как отмечал Питирим Сорокин, машины, прежде чем принять «материальное» бытие, должны уже иметь «логически-техническое» существование в мысли изобретателя.