Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

Материя и сознание — это предель-

Взаимоотношение

но широкие философские категории,

Материи и сознания

определить содержание которых можно только через противопоставление их друг другу в рамках основного воп­роса философии. Однако материя и сознание имеют и нечто общее. Это общее состоит в том, что они существуют реально, но материя и созна­ние — реальности разного рода. Материя есть объективная реальность, т. е. существующая вне и независимо от сознания. Сознание как субъек­тивная реальность вторично по отношению к материи. Это проявляет­ся в том, что сознание есть отражение действительности, существую­щей вне и независимо от человека.

Противоположность материи и сознания обнаруживается при вы­яснении вопроса об идеальном, т. е. отражении материального мира в субъективных образах, понятиях, идеях. Сознание есть процесс отра­жения человеком окружающего мира. Важнейшие философские воп­росы о сущности сознания, о субъективном и идеальном, о социальной природе сознания и его творческой активности решаются в пределах этого аспекта проблемы (схема 10).

Схема 10.Соотношение материи и сознания в трактовке различных философских направлений

МАТЕРИАЛИЗМ: Демокрит, Дидро, Гольбах, Фейербах, Маркс, Энгельс и др.

материя — первична сознание — вторично



ИДЕАЛИЗМ:

Платон, Фома Аквинский,

Гегель,

Беркли, Мах и др.

сознание — первично материя — вторична



ДУАЛИЗМ: Декарт

Материя и сознание — само­стоятельные начала



ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ: Бюхнер, Фогт, Молешотт

Сознание — разновидность материи (мозг выделяет мысль так, как пе­чень — желчь, желудок — пищевари­тельный сок)



ГИЛОЗОИЗМ: Дидро, Робине, Спиноза

Всей природе присуще свойство со­знания

Возникновение сознания есть естественный результат прогрессив­ного развития материальных систем. Диалектико-материалистическая теория происхождения человека и теория отражения раскрывают эво­люцию форм отражения на качественно различных уровнях развития материального мира. В этих теориях содержится необходимая основа для научного представления о закономерностях становления социаль­ной формы отражения, т. е. сознания (схема 11).

Схема 11.Диалектико-материалистическое понимание материи в ее отношении к сознанию


Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru

Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru

ПЕРВИЧНА Объективная реальность Самообусловлена

Субстанция

ВТОРИЧНО
Субъективная реальность

)

Обусловлено материей / 1 Атрибут материи

■'Ч



Существование и функционирование сознания непосредственно связано с деятельностью мозга. Сознание активно участвует в преоб­разовании объективного мира, оно активно и относительно самостоя­тельно по отношению к материи. Сознание — свойство человеческого мозга, проявляющееся в активном отражении, прогнозировании, твор­честве, организации всей деятельности по преобразованию объектив­ного мира.

Сознание есть отражение материального мира в мозгу человека. Сознание — это образ, копия материального, но само оно не матери­ально. Сознание существует как особое внутреннее состояние высоко­организованной материи — мозга, обусловленное воздействием на че­ловека материального мира. Сознание объективно по своему источнику, ибо оно отражает существующую независимо от человека реальность, однако субъективно по форме, ибо не существует вне субъекта.

Таким образом, сознание — это свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в форме идеальных образов. Дан­ное определение прямо противоположно идеалистическим представ­лениям о сознании.

Дуализм исходит из признания самостоятельного, независимого существования двух субстанций — материи и сознания (Р. Декарт и др.). Нельзя считать, что дуализм существовал только в прошлом. В настоя­щее время его представляет теория «психофизического параллелизма». Ее сторонники утверждают, что наряду с материальными, физиологи­ческими процессами в мозгу протекают психические процессы, совер­шенно не зависимые от материальных.

Одинаково недопустимо с точки зрения диалектического материа­лизма как отождествлять, так и абсолютно противопоставлять мате­рию и сознание. Сознание неразрывно связано с материей. Основой этого единства является материя, сознание выступает как ее свойство. Материализм исходит из того, что материя существует вне и независи­мо от сознания, сознание же не существует вне материи. Сознание вто­рично (но не второстепенно), производно от материи. Вторичность со­знания рассматривается в трех аспектах:

1) историческом (сознание как особое свойство материи возникает на определенном этапе ее эволюции);

2) психофизиологическом (сознание — функция головного мозга человека);

3)гносеологическом (сознание — высшая форма отражения внешнего мира, отличающаяся осмысленностью и целенаправлен­ностью).

Относительность противопоставле-

Сознание — высшая

ния материи и сознания находит свое

Форма отражения

конкретное выражение в том, что вся

Действительности

материя обладает свойством отражения,

по существу сходным с ощущением. Если бы в самом «фундаменте ма­терии» не было свойства, родственного с ощущением, то были бы необъяснимыми более высокие формы отражения, присущие органи­ческой материи, которая возникла из неорганической.

Отражение есть особый продукт действия одной материальной системы на другую — продукт, заключающийся в воспроизведении осо­бенностей одной системы в особенностях другой системы. Одна из них выступает в роли отражаемой, другая в роли отражающей. Это опреде­ление отражения носит универсальный характер; оно справедливо для отражения на всех уровнях организации материи. Действительно, возьмем в качестве отражаемой системы воздух в помещении. Пусть отражающими системами будут ртутный термометр и человек. Изме­нение температуры воздуха вызовет изменение положения ртутного столбика в термометре и самочувствия человека — он может задрожать от холода или, напротив, вспотеть. В одном случае изменение темпера­туры отражается неодушевленным предметом, в другом — живым орга­низмом. Отсюда и особенности воспроизведения отражающими сис­темами изменений в отражаемой системе.

Прослеживая эволюцию форм отражения, необходимо выявить качественное различие и усложнение процесса отражения на различ­ных уровнях развития материи (схема 12). Так, неживая природа обла­дает элементарными формами отражения. Процессы взаимодействия тел, воздействия одних на другие могут находить свое выражение в виде изменения скорости, направления движения и т. п. Очевидно, что фор­мы отражения в неживой природе могут быть различны, как различны и формы движения материи на данном уровне — механическая, физи­ческая, химическая.

На уровне живой материи форма отражения приобретает особые черты. Появляется способность отвечать на воздействия внешней сре­ды избирательным образом — раздражимость. Она, в свою очередь, является предпосылкой более высоких форм отражения, которые реа­лизуются в животном мире, и завершает собой этап развития допсихи-ческого отражения.

Процесс отражения в животном мире непосредственно проявляется в форме ощущений. Последние, наряду с восприятиями и представле­ниями, рассматриваются как формы психического отражения дейст-

вительности. Содержанием психического отражения является не сос­тояние рецептора, а содержание объектов внешнего мира (предметное содержание). Психическое отражение совершается в форме образа предмета и возникает у живых организмов вместе с возникновением нервной системы.

Схема 12.Развитие форм отражения

Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ

СОЗНАНИЕ



Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru ОТРАЖЕНИЕ

В НЕЖИВОЙ

ПРИРОДЕ

ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ

ДОПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ

РАЗДРАЖИ­МОСТЬ

:t)

ОЩУЩЕНИЕ

ВОСПРИЯТИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

'х i

ЖИВАЯ МАТЕРИЯ (организмы, обладаю­щие органами чувств)


>. _ ^

\ i

ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК



Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru •j}

ЖИВАЯ МАТЕРИЯ

(одноклеточная

структура)

НЕЖИВАЯ МАТЕРИЯ

В органической природе общее свойство отражения является гене­тической основой, предпосылкой появления раздражимости, а затем и психического отражения. Примерами допсихического отражения яв­ляются зеркальное, следовое отражение в неживой природе, реакция растения на свет, тепло, влагу, «поведение» растений-хищников.

Предметное содержание психического отражения выражено Л. Фейербахом: горечь или вкус есть субъективное выражение объек­тивного свойства соли.

Для понимания специфики психического отражения важно усво­ить понятие «психика». Психика — продукт специфического взаимо­действия высокоорганизованного существа с материальным миром, в ходе которого в мозгу животного или человека формируются системы нервных связей. Эти системы обеспечивают отражение действитель­ности и регулируют этот процесс, позволяют ориентироваться в окру­жающем мире. Возникновение психики связано с развитием и услож-

нением взаимодействия живых существ с окружающей средой, с появ­лением сигнальных связей организма и среды (нервная клетка — нерв­ные узлы — нервная система).

Психику животных нельзя отождествлять с сознанием человека. Психика животных помогает им ориентироваться в окружающей сре­де, приспосабливаться к ней. Однако животные не способны целена­правленно и систематически преобразовывать среду своего обитания, окружающий мир (схема 13).

Схема 13.Качественное отличие сознания человека от психики животных

Развивается и функционирует по социальным законам

Развивается и функционирует по биологическим законам

Активно преобразующее отраже­ние объективного мира

Активно приспособительное отражение

  Наличие I и II сигнальных систем. Связь мышления и языка    
    Наличие I сигнальной системы  
Возможность чувственного и логичес­кого отражения действительности. Познает явления и сущность   Возможность лишь чувственного отражения действительности
             

Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Сильно развито опережающее отражение. Способность предвидеть

Слабо развито опережающее отражение



Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Наличие самосознания, нравственных и эстетических чувств

Отсутствие самосознания, нравственных и эстетических чувств



Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Способность систематического, целенаправленного познания мира

Способность лишь случайного «позна­ния» отдельных вещей, явлений

Психическое отражение, свойственное человеку, отличается от пси­хического отражения животных прежде всего наличием сложной («удво­енной») сигнальной системы: наряду с первой сигнальной системой, т. е. высшей нервной деятельностью, у человека функционирует и вто­рая — язык. Сознание как психическое отражение непосредственно свя­зано с языком, имеет общественную природу и активно участвует в преобразовании внешнего мира.

Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем что-нибудь сделать, человек делает это мысленно, в идеальной форме. Идеальное — свойство сознания, обусловленное социальной природой человека. Оно представляет собой специфический способ существования (бытия) объекта, отраженного в психике субъекта в чувственных и мыслитель­ных образах, проектах и схемах деятельности, духовных ценностях, идеалах и программах.

Идеальное есть характеристика сознания как противоположности материи. В этом плане она предстает как субъективная реальность, про­тивостоящая реальности объективной. В отличие от материального, об­ладающего свойствами вещности, пространственности, временности, идеальное обозначает непротяженность, невещественность, содержа­тельное сходство образа и соответствующего предмета. Иными слова­ми, сознание двуполюсно. С одной стороны, оно опирается на матери­альное, имеет его в качестве своей предпосылки и в этом отношении оно вторично. С другой — оно устремлено на новое материальное, опредмечиваясь и объективируясь в новых результатах человеческой деятельности, выступает в этом плане как первичное.

Сознание имеет творческий, активный характер. Оно направлено на преобразование мира и создание нового. Многие философы опреде­ляют сознание как величайший дар человеку, чудо из чудес мирозда­ния, отмечая при этом, что сознание одновременно и крест, и тяжесть, ибо в нем дана вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душев­ную и физическую), отключают сознание.

Понятие сознания предполагает раз-

Естественнонаучные

граничение естественнонаучных и фило-

Представления

софских представлений о нем. Сознание

О сознании

имеет сложную внутреннюю структуру,

включающую различные уровни и элементы своего существования. И вместе с тем сознание есть целостный процесс, так как все его со­ставляющие находятся между собой в закономерных связях.

В самом общем виде сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении челове­ком внешнего мира и своего собственного бытия. К ним относятся: ощущение, мышление, воля, память, эмоции, интуиция. Так, ощущение дает человеку непосредственное отражение явлений, внешней сторо­ны предметов. Мышление противопоставляется чувственному позна­нию как опосредованное отражение внутренней, сущностной стороны предметов. Воля — это практическое обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность действовать, осуществлять

намеченное. Исключительно важное место в структуре сознания зани­мает память как способность запечатлевать, сохранять и воспроизво­дить информацию. Тем самым память придает связность и устойчивость жизненному опыту человека и является необходимой предпосылкой формирования личности.

Эмоции — это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний (предчувствия, смутные видения, стрессы, гнев, страх, восторг, любовь, ненависть, симпатия, антипатия).

Огромный познавательный потенциал обнаруживается в интуитив­ной способности сознания человека. Интуиция — это способность не­посредственного постижения истины путем прямого ее усмотрения без соответствующего доказательства. Особенность интуитивного «виде­ния» («озарения», «вспышки») сознания проявляется в неожиданнос­ти решения проблемы, в неосознаваемости путей и средств ее реше­ния, в непосредственности постижения истины. Это сфера сознания, где представлены духовные идеалы и способности к творчеству в виде фантазии, продуктивного воображения.

Единство и всесторонняя активизация названных выше и многих других психических процессов обеспечивают достижение истины, адек­ватное отражение мира. Современное естествознание (физиология высшей нервной деятельности, биохимия, биофизика и др.) и ряд наук гуманитарного профиля (психология, логика, педагогика, лингвисти­ка, этнография) изучают процессы и явления, которые, по сути дела, представляют собой систему материальных носителей сознания.

Диалектическая взаимосвязь материального и идеального, а также физиологического и психологического выявляются лишь при органи­ческом соединении философского подхода к сознанию с естественно­научным. Современное естествознание позволяет сделать следующие выводы относительно природы сознания: во-первых, все самые слож­ные явления психики имеют свою материальную, нейрофизиологичес­кую основу; во-вторых, нейрофизиологическая деятельность человека сформировалась исторически в процессе человеческих отношений под влиянием общественной среды и трудовой деятельности (схема 14).

Трудность понимания взаимосвязи психических и нейрофизиологи­ческих процессов связана с большой сложностью разработки способов описания сознания. Психологический способ опирается на описание субъективных состояний сознания отдельного человека. Нейрофизио­логический способ дает более объективную картину происходящих в мозгу человека процессов, но расшифровка их, перевод на уровень, позволяющий проникнуть в сущность идеального, затруднены.

В настоящее время ведутся поиски путей преодоления односторон­ности способов описания сознания. Большую роль здесь играет кибер­нетика — наука об управлении сложными саморегулирующимися динамическими системами. Моделирование психических актов воспро­изводит построение нервных сетей, структуры мозговых информаци­онных процессов. Информационно-кибернетический подход позволя­ет определить многоуровневость человеческой психики, раскрыть внутренний механизм творческой активности сознания. Создание си­стемы кибернетических устройств привело к возможности механиза­ции и автоматизации некоторых аспектов умственного труда. Однако не следует делать вывод о том, что созданный человеком «искусствен­ный разум», т. е. кибернетическая машина, способен мыслить. Она — творение человека и работает по заданной программе.

Схема 14.Психика человека


Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru

навыки

автоматические действия


Трудности, связанные с уяснением сущности сознания, создают определенные предпосылки для существования вульгарного материа­лизма. Философской предпосылкой его был метафизический матери­ализм (схема 15).

Схема дает представление о том, что для метафизического матери­ализма в целом характерна попытка представить познание всеобщим свойством материи (пантеизм, гилозоизм) или рассматривать его как обычный физиологический процесс.

Метафизический материализм не учитывает диалектическую вза­имосвязь материи и сознания, их единство и относительную противо­положность. Для доказательства этого положения следует обратиться

к критическому анализу учения вульгарного материализма. В свое вре­мя одно из его положений о том, что мысль материальна, было направ­лено против дуализма. Но объективно оно выступает и против матери­ализма, ибо не признает качественного различия сознания и материи, психического и физиологического, а главное — «снимает» основной вопрос философии, что на руку дуализму и идеализму.

Схема 15.Метафизический материализм и сознание

Метафизический материализм

Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru Пантеизм- Бог растворен в природе, присутствует в ней как внутренняя целесообразность развития (Д. Бруно)

Гилозоизм - вся материя мыслит, ибо ей присуще свойство отражения (Б. Спиноза, Д. Дидро, Ж.Б. Рабине)

Вульгарный материализм — материализация сознания: сознание как физиологический процесс (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт)

Разновидностью вульгарного материализма является бихевиоризм. Его особенности: а) сведение сознания к поведению; б) отождествле­ние психики человека и животного; в) сведение психики к физиологи­ческим реакциям.

Диалектический материализм утверждает, что материальную осно­ву сознания составляют биохимические, биофизические, физиологи­ческие процессы, происходящие в мозгу человека. Однако содержани­ем сознания является воспроизведение внешних предметов, событий, процессов, а не строения и функций мозга. Только через выявление отношений человека к внешнему миру проясняется природа психичес­кого. Сознание как субъективный образ внешнего мира возникает на основе энергетических процессов, но само таковым не является. Связь с внешним миром осуществляется через ощущения. Психическое есть специфическая форма отражения действительности.

Человеческое сознание — это инфор-

Сущность и основные

мационная программа, управляющая че-

Характеристики

ловеческой деятельностью. Его каче-

Сознания

ственная специфика определяется пере­ходом человека к новой — социальной — форме существования. Однако те требования, которые предъявила к информационному отражению социальная форма движения материи, не могли быть реализованы без соответствующих биологических предпосылок (схема 16).

Основными биологическими предпосылками перехода к сознанию как высшей форме отражения являются уникальный человеческий мозг в сочетании с прямохождением и особое устройство гортани, пригод­ной для членораздельной речи. Человеческий мозг обладает далеко не исчерпанными возможностями переработки информации. В его состав входит более 14 млн. клеток, а каждая клетка имеет порядка 8 тыс. кон­тактов с другими клетками, к тому же для «записи» и переработки ин­формации служат молекулярные перестройки внутри клеток мозга. То, что именно мозг служит органом мысли, доказывается связью между органическими повреждениями мозга и нарушением сознания и пове­дения. Например, при нарушениях в лобной доле левого полушария головного мозга (центр Брока) возникает агнозия: восприятие предме­та не нарушено, но человек не понимает, что он видит, не может пра­вильно истолковать воспринятое.

Схема 16.Происхождение сознания

                               
  Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru   Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru   Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru   Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru
      Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru   Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru
            Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru
 
            Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru   Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru
 
 
 

Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru

Телесная организа­ция (прямохожде-ние, развитие перед­них конечностей)

Биологические предпосылки

Социальные основы

труд, трудовой процесс



Головной мозг, развитая нервная система

Первая сиг­нальная сис­тема высших животных

Стадная форма обитания чело­векообразных обезьян

речь

общение

Прямохождение и свободные руки обеспечили человеку приток ак­тивной информации, которую он стал получать в процессе труда, пре­образовательной деятельности.

Непосредственным поводом, порождающим сознание как высшую форму информационного отражения, является общественно-трудовая деятельность человека. Сознание есть программа, которая способна управлять созданием и использованием средств труда и общения и которая сама создается в процессе общественно-трудовой деятельнос­ти человека. Труд и общение производят человеческое сознание для того, чтобы оно управляло трудом и общением. Этим и задается спи­раль человеческого развития.

Следовательно, специфическими чертами человеческого сознания выступают следующие (схема 17):

1. Сознание — это универсальное и объективное отражение. «Орел видит значительно дальше, чем человек,— пишет Ф. Энгельс,— но че-

ловеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определенными признаками различных вещей».

2. Сознание носит целеполагающий и творческий характер. «Созна­ние человека не только отражает объективный мир, но и творит его». Универсальность и объективное отражение действительности нужно человеку в конечном счете для того, чтобы на его основе создавать про­екты его преобразования. В конце процесса труда получается резуль­тат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении че­ловека, т. е. идеально.

Схема 17.

С О З Н А Н И Е


СВОЙСТВО ВЫСОКО­ОРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ

РЕГУЛЯТОР ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Тема 2. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - student2.ru ВЫСШАЯ ФОРМА

ОТРАЖЕНИЯ

идеальный образ материального мира

ПРОДУКТ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

3. Ценностная основа или мотивационная сфера сознания имеет социальную (социокультурную) природу. Человек отражает и творит мир ради удовлетворения своих потребностей.

4. Сознание неразрывно связано с языком или, употребляя термин И.П. Павлова, второй сигнальной системой. Язык есть непосредствен­ная действительность мысли. В самом деле, чтобы людям понять друг друга в труде и общении, чтобы освоить опыт предшествующих поко­лений, их знания должны быть выражены в общезначимой форме. Бла­годаря хранению и передаче знаний с помощью языка каждое новое

поколение в принципе опирается на весь предшествующий совокуп­ный опыт человечества. Без языка, стало быть, невозможны ни овладе­ние «социальной наследственностью», ни координация совместных усилий.

5. Сознание способно самое себя делать своим предметом, т. е. об­ладает свойством самосознания, или рефлексии. Сознательность чело­века заключается не просто в том, что он поступает правильно (он мо­жет это делать механически), но и в понимании оснований своих по­ступков. Чем развитее сознание, тем активнее самосознание.

Итак, сознание — это высшая форма информационного отражения, являющаяся функцией мозга и продуктом общественно-трудовой дея­тельности, способная управлять этой деятельностью и обладающая та­кими свойствами, как универсальность и объективность отражения, целеполагающий и творческий характер, социокультурная природа ценностного основания, неразрывная связь с языком, наличие самосо­знания (схема 18).

  Схема 18. Функции сознания  
  ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩАЯ  
// ^   л
КОНСТРУКТИВНО-СОЗИДАТЕЛЬНАЯ   ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
  \\
  / ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ \  
РЕГУЛЯТИВНАЯ (УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ)   ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ
   
    У  
  АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ  
             

Нередко сознание определяют как знание человека об окружающем мире и о самом себе, которое с помощью слов, математических симво­лов, образов художественных произведений может быть передано дру­гим людям, в том числе другим поколениям в виде памятников культу­ры. По мнению лингвистов, в частности Эмиля Бенвениста, языковая форма является не только условием передачи мысли, но и условием ее

реализации. Люди постигают мысль, уже оформленную языковыми знаками. Вне языка имеются только неясные побуждения, волевые импульсы, выливающиеся в жесты и мимику. Сознательное — это со­бытие, обработанное языковой системой мозга.

Язык человека качественно отличается от «языка» животных (же­стов, звуков), выражающего их эмоциональное состояние, желания, потребности. «Язык» животных — это замкнутая система, строго огра­ниченная приспособленческим отношением к природе. Язык человека — саморазвивающаяся система, отражающая предметный мир, его свой­ства и отношения, а также отношения людей. Он дает возможность че­ловеку осмыслить мир и собственную деятельность в нем.

Сущность языка выражается в основных его функциях: номинатив­ной (способность языка называть вещи, явления); познавательной (уча­стие в процессе познания); информативной (способность хранить и передавать информацию); коммуникативной (способность общения на самых различных уровнях).

Язык такой же необходимый искусственный посредник в отноше­нии человека к миру, как и орудие его преобразования — техника. Ро­дившийся человек пока не овладеет этими двумя основными посред­никами — орудием труда и языком,— не становится человеком в полном смысле этого слова. В тоже время сознание не исчерпывается тем, что может быть выражено в языке, рационально усвоено.

Коммуникативное происхождение сознания обусловливает способ­ность мысленного диалога с самим собой, т. е. ведет к появлению само­сознания (рефлексии).

Самосознание — это особый уровень сознания, на котором осуществ­ляется функция контроля за деятельностью сознания и поддержания его целостности. Оно предполагает выделение и отличие человеком само­го себя, своего «Я» в окружающем мире. Это способность человека по­смотреть на себя как бы со стороны, осознать свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, интересы, свое положение в обществе.

Оно возникает под влиянием определенных общественных усло­вий, которые всегда жестко требовали от людей умения оценивать свои поступки, слова и мысли с точки зрения определенных социальных норм. Регулируя свои действия, предусматривая их результаты, само­сознающий человек берет на себя ответственность за них.

Проблема сознания и языка с появлением компьютерных техноло­гий оказалась тесно связанной с проблемой искусственного интеллек­та. Мышление животных, их «язык» остаются на уровне элементарно­го мышления. У животных есть память, им свойственны зачатки

анализа, синтеза и других мыслительных операций, осуществляемых на уровне предметных образов, а не понятий. У человека же сознание связано с абстрактным понятийным мышлением. В отличие от челове­ка и животных, «думающая» машина, обладающая так называемым ис­кусственным интеллектом, оперирует не образами, а знаками. Здесь мо­жет осуществляться процесс «самонаучения» (самообучающиеся, самопрограммирующиеся компьютеры). Однако это «научение» осо­бого рода. То, что компьютер, скажем, способен доказывать математи­ческие теоремы, еще не означает его умения также играть в шахматы или решать научные проблемы, как человек.

Проблема искусственного интеллекта имеет многовековую исто­рию. Ранее, при создании вычислительных устройств, как правило, шли путем имитации предметных действий человека или его мышления. В настоящее время работы, посвященные искусственному интеллекту, ведутся по трем основным направлениям:

1) воспроизводство творческих способностей человека;

2) применение диалоговых форм «общения» человека с компьютер­ными системами (например, с целью перевода формализованных тек­стов на естественные языки);

3) создание робототехники, важнейшим элементом которой явля­ется искусственный интеллект.

Человек с его сознанием и ЭВМ идут навстречу друг другу. Техни­ка все активнее начинает выступать партнером человека в его жизне­деятельности. Естественный интеллект, сопряженный с «искусствен­ным», усиливает творческие возможности человека, ставит его перед необходимостью новой парадигмы мышления, способной обеспечить их единство и целостность в интересах сохранения и дальнейшего раз­вития человечества.

Творчество — это всевозрастающий

Творческая активность

по своей социальной значимости вид че-

Сознания

ловеческой деятельности, производя­щий новые, ранее не существовавшие ценности. Оно находит свое во­площение в преобразовании и классификации информации в соответ­ствии с целями, замыслом, психологической установкой субъекта, в формировании понятий, проектов и иного рода теоретических объек­тов, используемых для объяснения и преобразования мира.

Играя ключевую роль в системе современного философского зна­ния, категория творчества характеризует активно-деятельную позицию субъекта в его отношении к природе и обществу. Будучи включенной в структуру философского знания, она существенно влияет на совре-

менный стиль философского мышления, позволяет теоретически обо­сновать практически преобразующий вклад субъекта в формируемую им картину мира.

Творческая активность сознания выступает в качестве определяю­щего направления исторического процесса, его ценностного содержа­ния. Все социально значимые духовные ценности, наполняющие смыс­лом историю, являются результатом творческой активности разума выдающихся личностей. Особую значимость эта активность приобре­тает в специфической области бытия — техносфере. Под ней понима­ются те области на Земле и за ее пределами, куда проникают техничес­кие средства, а также изменения в биосфере, вносимые производствен­ной деятельностью людей. Применительно к техносфере исходным, организующим началом творчества является новаторская инженерная мысль, опредмеченной формой которой выступает мир техники. Как отмечал Питирим Сорокин, машины, прежде чем принять «материаль­ное» бытие, должны уже иметь «логически-техническое» существова­ние в мысли изобретателя.

Наши рекомендации