Понятие рациональности; когнитивно-инструментальная и коммуникативная рациональность
Этот основополагающий тезис универсальной прагматики относительно рациональной природы языковой коммуникации нуждается в развернутом пояснении, и прежде всего необходимо, вслед за Хабермасом, эксплицировать используемое здесь понятие рациональности.
Применяя выражение "рациональный", указывает Хабер — мае, мы прежде всего имеем в виду тесное отношение между рациональностью и знанием: рациональность связана с тем, как способные к речи и действию субъекты приобретают и применяют знания. В языковых выражениях знание выражается эксплицитно; в действиях, направляемых какой —либо целью, выражается имплицитное знание (умение), и это know-how в принципе может быть переведено в форму know —that. Если же мы ищем грамматический субъект, к которому прилагается предикат "рациональный", то имеются два ближайших претендента — личности, обладающие знаниями, и их символические проявления (как языковые, так и неязыковые, например, действия), воплощающие знание. Так что же означает в данных случаях предикат "рациональный"?
Ясно, что знание может стать предметом критики как недостоверное; тогда тесное отношение, существующее между знанием и рациональностью, позволяет предположить, что рациональность символических проявлений субъекта зави — сит от надежности воплощенного в них знания. Для прояснения этого предположения Хабермас предлагает рассмотреть два парадигматических случая: 1) утверждение, посредством которого некий субъект А выражает определенное знание с коммуникативным намерением, и 2) воздействие на объекты в мире, посредством которого другой субъект Б преследует определенную цель.
Оба субъективных проявления — акт коммуникации и телеологическое действие — могут подвергаться критике: слушатель сообщения может оспорить то, что утверждение
субъекта А истинно; наблюдатель действия может оспорить то, что осуществленное субъектом Б действие имеет успех. В обоих случаях критик соотносится с тем притязанием, которое субъекты А и Б необходимым образом связывают со своими символическими проявлениями: субъект А, делая утверждение, выдвигает тем самым притязание на истинность суж — дения и дает понять при этом, что он убежден — в случае необходимости его суждение может быть обосновано; субъект Б, осуществляя определенное целеориентированное действие, считает его перспективным и дает понять при этом, что он убежден — выбор им при данных обстоятельствах именно таких средств может быть с случае надобности обоснован.
Иными словами, как субъект А притязает на истинность сообщаемого им высказывания, так субъект Б — на перспективу успеха своих действий. Посредством утверждения субъект А устанавливает отношение к тому, что фактически имеет место в объективном мире, посредством целенаправленной деятельности субъект Б устанавливает отношение к тому, что должно иметь место в объективном мире, но как в первом, так и во втором случае субъекты своими символическими проявлениями (языковым выражением и действием) выдвигают притязания, которые могут критиковаться и защищаться, т. е. обосновываться.
Таким образом, рациональность символических проявлений субъекта сводится к доступности их для критики и соответственно к возможности их обоснования. "Некоторое проявление выполняет предпосылки рациональности тогда и постольку, когда и поскольку оно воплощает могущее оказаться ошибочным (fehlbar) знание, благодаря этому имеет отношение к объективному миру, т. е. отношение к фактам, и доступно для объективной оценки. Оценка может быть объективной тогда, когда она предпринимается с помощью транссубъективного притязания на значимость, которое для любого наблюдателя или адресата имеет то же значение, что и для самого действующего субъекта. Истина и эффектив — ность суть притязания такого рода. Следовательно, относительно утверждений и целеориентированных действий можно сказать, что они тем в большей степени рациональны, чем лучше обоснованы связанные с ними притязания на пропозициональную истину и эффективность. Соответствующим образом мы используем выражение "рациональный" как дис — позиционный предикат применительно к личностям, от которых можно ожидать ... такого рода выражений" '.
Итак, на примере утверждений и целенаправленных действий мы эксплицировали основополагающую характеристику используемого здесь понятия рациональности. Вместе с тем понятно, что можно указать и другие типы проявлений, которые не связаны с притязаниями на истинность или ус — пех, но для которых тем не менее могут также существовать прочные основания.
А именно на основе приведенного определения мы мо — жем называть рациональным не только того, кто в коммуникативной практике выдвигает утверждение и может его обосновать перед критиками, указывая на соответствующие познавательные очевидности, но также и того, кто следует определенной норме и может оправдать свое действие перед возможным критиком посредством того, что он объясняет данную ситуацию в свете легитимных ожиданий поведения. Рациональным мы будем называть также того, кто выражает определенное желание или чувство и может убедить критика в искренности их выражения (здесь ход рассуждений Хабер — маса направляется, как нетрудно заметить, все той же "логикой тройственности", которая нам встретится в разных обличьях еще не раз).
Иными словами, не только констативные речевые действия, но также регулируемые нормами действия и экспрессивные самоизображения (Selbstdarstellungen) имеют характер осмысленных, попятных в их контексте выражений, которые связаны с доступными для критики притязаниями на значимость. Их отличие от познавательных утверждений состоит в том, что вместо отношения к фактам они имеют отношение к нормам и переживаниям: субъект символического проявления выдвигает притязание на то, что его поведение является правильным относительно легитимных нормативных контекстов, или на то, что выражение его переживания является искренним. При помощи этих выражений говорящий соотносится не с чем-то в объективном мире, а с чем —то в общем для многих участников коммуникации социальном мире или с чем —то в чьем —то субъективном мире.
Важно, что эти проявления, так же как и констативные речевые действия, могут быть сопряжены с неудачей — содержащиеся в них специфические притязания на значимость могут быть отклонены, т. е. для них также является конститутивной возможность интерсубъективпого признания доступных для критики притязаний на значимость. "Выражения, которые связаны с притязаниями на нормативную правильность и субъективную искренность наподобие того, как другие акты — с притязанием на пропозициональную истинность
и эффективность, выполняют центральную предпосылку рациональности: они могут обосновываться и критиковаться" '.
Нетрудно заметить, что регулируемые нормами действия и самоизображения, рассмотренные в дополнение к первым двум примерам, группируются с утверждениями, которые субъект делает в процессе коммуникации, и все вместе они типологически противостоят целевым действиям. В этом противостоянии заявляет о себе принципиальное различие между двумя типами рациональности — различие, которое может быть здесь пояснено разным использованием, возможно, одного и того же пропозиционального содержания.
Предположим, что некоторое мнение репрезентирует идентичное познавательное содержание, которым обладают субъекты А и Б. А участвует в коммуникации с одним или несколькими слушателями и выдвигает, скажем, определенное утверждение, тогда как субъект Б — одинокий актор — выбирает средства, которые он па основе данного мнения считает в наличной ситуации подходящими для того, чтобы добиться желаемого результата. Тем самым субъекты А и Б используют одно и то же пропозициональное содержание различным образом: в первом случае отношение к фактам и возможность обоснования, присущие утверждению, делают возможным взаимопонимание между участниками коммуникации относительно того, что имеет место в мире. Для рациональности коммуникативного выражения является конститутивным то, что говорящий выдвигает относительно него открытое для критики притязание на значимость, которое слушателем может быть принято или отклонено.
В другом случае отношение к фактам и возможность обоснования правила действия обеспечивает возможность успешного вмешательства в мир. Для рациональности целевого действия конститутивным является то, что истинное знание кладет в основу действия план, при следовании которому в данных обстоятельствах может быть достигнута поставленная цель. Если коммуникативное выражение может быть названо рациональным тогда, когда говорящий выполняет условия, которые необходимы для достижения взаимопонимания относительно чего —то в мире с другими участниками коммуникации, то целеориептировапное действие — когда актор выполняет условия, которые необходимы для осуществления намерения (успешного вмешательства в мир).
Итак, два рассмотренных случая характеризуются разным использованием одного и того же пропозиционального со —
держания — инструментальное распоряжение и коммуникативное взаимопонимание по —разному определяют "телос" рациональности. Если мы исходим из не — коммуникативного применения пропозиционального содержания в целеориен — тированных действиях, мы получаем понятие когнитивно-инструментальной рациональности, которое существенно определило самосознание модерна. Оно несет с собой коннотации успешного самоутверждения в объективном мире на основе его научного познания. Если же мы исходим из коммуникативного использования пропозиционального содержания в речевых действиях, мы приходим к иному понятию разума, которое генетически связано с древнегреческим представлением о публичном логосе. "Это понятие коммуникативной рациональности несет с собой коннотации, которые в итоге восходят к центральному опыту ненасильственно объе — Линяющей, порождающей согласие силе аргументативной речи, в которой различные участники преодолевают свои первоначально лишь субъективные понимания и благодаря общности разумно мотивированных убеждений одновременно убеждаются в единстве объективного мира и интерсубъ — ективной связности их жизни" '.
Констативные речевые действия, взятые в единстве с регулируемыми нормами действиями и экспрессивными само — изображениями, представляют собой коммуникативную практику, нацеленную на достижение, сохранение и обновление такого консенсуса, который основывается на интерсубъек — тивном признании доступных критике притязаний на значимость. "Внутренне присущая этой практике рациональность обнаруживается в том, что коммуникативно достигаемое согласие должно в конечном счете опираться па определенные основания. И рациональность тех, кто участвует в этой коммуникативной практике, оценивается по тому, могут ли они обосновать свои выражения при подходящих условиях. Следовательно, рациональность, внутренне присущая повседневной коммуникативной практике, указывает на практику аргументации как на ту инстанцию, апелляция к которой позволяет продолжать коммуникативную практику другими средствами, когда некоторое разногласие не может быть предотвращено рутиной повседневности и вместе с тем не должно решаться непосредственным или стратегическим использованием насилия"2.
Взаимопонимание как коммуникативная практика является именно процессом достижения согласия на предпослан —
ной основе взаимно признанных притязаний на значимость. При этом коммуникация может оставаться ненарушенной до тех пор, пока все ее участники признают, что взаимно выдвигаемые притязания на значимость они выдвигают верно. Фоновый консенсус — совместное признание обоюдно выдвигаемых притязаний на значимость — должен означать, по меньшей мере, следующее:
— говорящий и слушатель обладают имплицитным знанием того, что каждый из них должен выдвигать названные притязания на значимость, если коммуникация как ориентированное на взаимопонимание действие вообще должна состояться;
— обоюдно принимается, что оба фактически выполняют эти предпосылки коммуникации, т. е. правильно выдвигают свои притязания на значимость;
— это означает совместное убеждение в том, что соответствующие притязания на значимость, будучи выдвинуты, или уже обеспечены (как в случае понятности речи), или могли бы быть обеспечены (как в случае истины, правдивости и правильности), поскольку выражения удовлетворяют соответствующим условиям адекватности. "Обеспечение притязания означает, что пропонент (будь то через апелляцию к опыту и институтам или через аргументацию) достигает интерсубъ — ективного признания его значимости. Тем, что слушатель принимает выдвинутое говорящим притязание на значимость, он признает значимость соответствующего символического образования, т. е. он признает, что предложение является грамматически правильным, высказывание истинным, изъявление намерения правдивым, а выражение корректным. Значимость этого символического образования обоснована тем, что оно удовлетворяет определенным условиям адекватности; но смысл этой значимости состоит в гарантии того, что при надлежащих условиях может быть достигнуто его интер — субъективное признание" '.
Различение имплицитного и эксплицитного обеспечения притязания на значимость позволяет Хабермасу выделить две формы повседневной языковой коммуникации: "наивное" коммуникативное действие и дискурс. Если не удается достигнуть согласия в непосредственной коммуникативной практике, то в качестве альтернативы прекращению коммуникации или переходу к инструментальному использованию языка (для силового воздействия на партнеров) выступает дискурс.
Дискурс представляет собой способ диалогически — аргу— ментативного испытания спорного притязания на значимость с целью достижения общезначимого согласия. "В дискурсах мы пытаемся заново произвести проблематизированное согласие, которое имело место в коммуникативном действии, путем обоснования"1. В дискурсе могут эксплицитно обсуждаться притязания на значимость, которые лишь в имплицитной форме выдвигаются в повседневной коммуникации. В дискурсе — ив этом также состоит его отличие от простых коммуникативных практик — осуществляется виртуализация 1) принуждений к действию, что ведет к нейтрализации всех мотивов, внешних по отношению к кооперативной готовнос — ти, и 2) притязаний на значимость (относительно них осуществляется нечто вроде феноменологического "эпохе", благодаря чему они тематизируются и тем самым открываются для дискуссии).
Дискурс — такой вид языковой коммуникации, который организован комплексом строгих правил. Эти правила следующие: во —первых, участие в дискурсе открыто для любого способного к речи субъекта при его полном равноправии со всеми остальными участниками дискурса; во —вторых, в дискурсе запрещается осуществлять какое —либо принуждение в целях достижения согласия; в —третьих, участники дискурса вправе действовать лишь на основе мотива достижения кооперативного и аргументированного согласия. По отношению к фактическим коммуникативным практикам дискурс выступает в качестве "идеальной речевой ситуации".
Хабермас отмечает, что феномен ложного согласия, если его рассматривать с философской точки зрения, следует понимать не как результат случайных внешних воздействий, а как закономерное следствие принуждения, заложенного в самой структуре коммуникации. Иными словами, оно является порождением систематического нарушения коммуникации — нарушения одного или более правил дискурса. Структура коммуникативных практик только тогда не содержит никакого принуждения, если всем возможным участникам предоставлено симметричное распределение шансов выбирать и осуществлять речевые акты, когда в коммуникации господствует лишь специфическое "ненасильственное принуждение" лучшего аргумента.
Итак, идеальная речевая коммуникация характеризуется Хабермасом не через персональные качества идеальных ре — чевых субъектов, а через структурные характеристики ком —
муникативных практик. Причем идеальная речевая ситуация не является лишь регулятивным принципом в кантовском смысле, но представляет собой ту предпосылку, которая с необходимостью делается участниками фактических коммуникативных практик, коль скоро они серьезно относятся к перспективе интерсубъективного признания своих притязаний. Ведь каждый, кто действует с ориентацией на взаимопо -нимание, имплицитно признает, что наивно выдвигаемые и фактически принимаемые притязания на значимость всегда могут быть проблематизироваиы и что в таком случае аргументация является единственным путем продолжения поиска согласия.
Вместе с тем идеальная речевая ситуация не указывает на некое фактическое положение дел, поскольку конститутивные для нее правила никогда в полной мере не'Выполняются. "Идеальная речевая ситуация не является ни эмпирическим феноменом, ни лишь конструктом, а допущением, которое с неизбежностью обоюдно делается в дискурсах. Оно может, хотя и не должно быть контрфактическим; но даже если оно делается контрфактически, оно является фикцией, оперативно действенной в процессе коммуникации"'.
Приведенные рассуждения можно обобщить таким образом, что коммуникативная рациональность понимается здесь как диспозиция субъектов, способных к речи и действию; она обнаруживается в таких субъективных проявлениях, для которых имеются соответствующие прочные основания. Это означает, что рациональные выражения доступны для объективной оценки, причем данное условие касается всех выражений, которые, по меньшей мере, имплицитно, связаны с притязаниями на интерсубъективную значимость. А каждая фактическая проверка спорных притязаний на значимость требует аргументации как явно рациональной формы коммуникации.