Этические проблемы религиозной философии
Особенностью современных религиозно-этических концепций является стремление к переходу от жесткой конфронтации с наукой и светской этической мыслью к диалогу и утверждению возможности согласования религии и науки. Однако принципиальные положения религиозно-этических концепций остаются неизменными.
Следует отметить представителей неотомизма: Ж. Маритен (1882–1973), Э. Жильсон (1884–1978), К. Ранер (1904–1984), папа Римский Иоанн Павел II (1920–2005), которые выражают официальное учение католической церкви. Они ставят перед собой задачу переосмыслить с учетом новейших тенденций наследие Фомы Аквинского.
Э. Жильсон (1884–1978) считает, что универсальный синтез религии и науки был достигнут в этике Аквината, а в Новое время возобладали деструктивные тенденции, что и привело к глобальным проблемам современности. Поэтому необходимо восстановить утраченное единство, гарантией которого является Бог.
Ж. Маритен (1882–1973) говорит о мистическом акте существования, исходящем от Бога и являющемся основой, как природы, так и нравственных отношений в человеческом обществе.
К. Ранер (1904–1984), обращаясь к учению М. Хайдеггера, формулирует принцип «теологической антропологии», анализирует специфику человеческого «бытия в мире», состоящую, по его мнению, в постоянной открытости, «трансцендировании» относительно Божественного существования. Личность направляема в своих деяниях “естественным законом”, предписывающим творить добро и избегать зла. Стремясь к благу, личность обретает совокупность интеллектуальных, моральных и теологических добродетелей, на культивирование которых и должна быть ориентирована общественная жизнь. Вопрос о творческой активности человека, созидающего культурно-исторический мир, привлекает особое внимание теоретиков «трансцендентального неотомизма», сочетающих характерное для христианской религиозной философии провиденциально-эсхатологическое видение общества с анализом актуальных социальных проблем. Общество понимается, как совокупность отдельных индивидов и как “сверхличность”. В своей эволюции общество, согласно социальной теории неотомизма, должно следовать вечным нормативным принципам, которые могут по-разному толковаться в различных ситуациях. Осуществление этих принципов призвано обеспечить примирение противоречий между социальными слоями, политический плюрализм и соблюдение прав и свобод граждан. Отдавая приоритет общечеловеческим ценностям, представители неотомизма проводят мысль о необходимости “третьего пути”, лежащего между “капиталистическим индивидуализмом” и “марксистским коллективизмом”.
Наиболее полный ответ на данный вопрос студент может найти в следующих источниках [2; 5; 6].
Диалог церкви «Града Божьего» и общества «Града земного» понимается, как средство внесения высших религиозно-нравственных ценностей в культуру современности. Единение «Града земного» (наука и техника) и «Града Божьего» (религия) воплощается в идеалах так называемого «интегрального гуманизма».
Признавая фундаментальную ценность мирской истории, неотомизм усматривает в ней наличие имманентной цели, каковой является нравственное совершенствование человечества. Неотомизм придает большое значение экуменическому движению как средству сближения религий и смягчения трагических противоречий современного общества.
Студент должен понять, чтоэтика неотомизма исходит из того, что источником морали является божественный разум, который вечен и определяет моральные требования к человеку. Человек лишь подобен Богу, его бытие отличается неполнотой, сопряжено со злом, поэтому подлинное блаженство на этом свете невозможно. Главной причиной всех бед является отступление от норм религиозной морали. Счастье человека состоит в подчинении «божественному закону», который только и может определить путь к вечному блаженству на том свете. Их основная идея состоит в объединении религиозно-мистического подхода с научно-рационалистическим миропониманием, утвердившимся в современную эпоху. При этом неотомизм активно использует идеи других этико-философских течений новейшего периода, особенно позитивистско-сциентистской и экзистенциалистской направленности.
Теологическое обоснование нравственности представлено также и в неопротестантизме(К. Барт (1886–1968), Р. Нибур (1892–1971), П. Тиллих (1886–1965) и др.), представители которого последовательно развивают учения Лютера и Кальвина. По их мнению, человек по природе своей греховен и порочен, а потому не способен осуществлять заповеди Христа в реальной жизни. Нравственность как божественное предначертание находится в сфере «отношения человека к Богу», что и составляет его подлинное бытие. Нравственность – это обращение и любовь к Богу, всепрощение и справедливость, тогда как мирская мораль – это утилитарные расчеты и материальные эгоистические интересы.
Дополнительную литературу студент может найти в следующих источниках [1; 5].
Литература
1. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2001.
2. Философия : курс лекций. – М. : Центр, 1999.
3. Спиркин, А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин. – М., 1999.
4. Мень, П. О Тейяре де Шардене / П. Мень // Вопросы философии. – 1990. – № 12.
5. Тейяр де Шарден. Божественная среда / Тейяр де Шарден. – М. : Политиздат, 1992. – 306 с.
6. Тейяр де Шарден. Феномен человека / Тейяр де Шарден. – М. : Политиздат, 1993. – 414 с.