Сознание - способность человеческого мозга отражать объективную реальность в идеальных образах и оперировать ими в процессе мышления, чтобы воздействовать на мир
В философии существует несколько подходов к проблеме происхождения сознания:
- сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
- сознание присуще всем живым организмам;
- сознание - свойство исключительно человеческое.
Согласно космической (божественной) точке зрения сознаниесуществует само по себе,независимо от его материальных носителей - живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога),оно едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.
Основная идея другой, «биологической»точки зрения: сознание - порождениеживой природы и присуще всем живым организмам.
Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:
- жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет
смысл;
инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
- животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
- многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;
- животным присуща своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и др.
Согласно «человеческой» точке зрения сознание - продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.
Данная точка зрения была распространена с середины XIX в. до середины XX в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей.
Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом, а самый высокий уровень сознания имеет человек.
В современной российской философии широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения. Суть теории - сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю. Ключевыми понятиями теории отражения являются: отражение, раздражимость, чувствительность, психическое отражение, сознательная форма отражения. Материи вообще присуще свойство отражения - способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними. Сознание - высшая форма биологического отражения, присущая, как мы получили возможность убедиться, человеку и, частично, высшим животным. Сознание - наиболее полное обобщенное отражение окружающего мира и осмысление его устойчивых особенностей, закономерностей, способность к абстрагированию, рефлексии (получение новых мыслей благодаря мысли - то есть обращенности сознания на само себя - мышлению), способность к предметно-практической деятельности.
Сознание человека отличается от сознания высших животных:
большей глубиной;
способностью к преобразующей деятельности - труду;
способностью к абстракции (оторванному от непосредственной реальности мышлению);
наличием языка;
Под языком понимается любая система знаков, служащая человеку для получения, хранения и переработки информации. Первичным является естественный человеческий язык, исторически сложившаяся речь, система слов, служащая для мышления и общения. Благодаря языку осуществляется передача социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох.
Таким образом, можно сделать выводы:
Труд и язык обусловили переход от психики животных к человеческому сознанию. Биологической предпосылкой превращения обезьяны в человека явилось прямохождение. С изменением физического строения предков человека, с развитием руки, увеличением объема черепной коробки и усложнением структуры мозга, особенно его высшего отдела - коры больших полушарий, шел процесс развития психики. Но решающую роль в развитии сознания сыгралтруд, который явился основой для дальнейшего быстрого прогресса высшей нервной деятельности и тем самым способности отражения окружающего мира.
Первоначальные примитивные понятия вырабатываются непосредственно в процессе труда. Возникновение понятий неотделимо от возникновения речевого общения людей и языка как средства этого общения. Только трудом можно объяснить возникновение понятийного мышления и языка, т.е. переход от психики животных к человеческому мышлению.
Человеческое сознание - продукт не только биологического, но и общественного развития. Сознание связано с общественным бытием (труд и коллективность), той социальной основой, которая накладывается на физиологическую основу (вторая сигнальная система).
2 вопрос
Теория познания, или гносеология, - раздел философии, в котором изучаются природа познания, его возможности и условия, отношение знания к реальности. Гносеология - термин, происходящий от греческих слов гнозис - «знание» и логос -«учение», означает «учение о знании». Гносеология предлагает решение проблем: в чем заключается источник знания, каковы способы получения знания, каковы критерии установления его истинности.
В философии существует две основные точки зрения на процесс познания:
- гностицизм
- агностицизм
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант - им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:
- сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);
- сам окружающий мир непознаваем в принципе - человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений - «вещей в себе».
Философы обсуждают вопрос о том, что является основой познания.
Основные гносеологические концепции
Сенсуализм и эмпиризм | Основу человеческого познания составляет чувственный опыт |
Рационализм | Основу человеческого познания составляет разум |
Интуитивизм | Основу человеческого познания составляет интуиция |
Синтетическая концепция | Человеческое познание основано на действии чувств, разума и интуиции |
Основные гносеологические концепции
Познающим субъектом является человек - существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.
Обществов целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры - носителей результатов познания, также является познающим субъектом.
Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.
Объектом познания является окружающий мир, а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.
Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Виды истины:
- абсолютная истина - полное, точное, исчерпывающее знание.
- относительная истина – верное, но не полное знание о чем-либо.
- объективная истина – знание, которое не зависит от человеческого (субъективного) сознания.
- субъективная истина – истина, зависимая от субъекта.
Истина - это процесс, идущий от менее точного и полного знания к более точному и полному знанию. Это процесс движения к абсолютной истине через истины относительные. К характеристике истины нужно добавить признак конкретности истины. Каждую идею, каждую теорию нужно рассматривать в определенных условиях, в рамках определенной предметной области, в определенном языке, в определенном контексте. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна .
Чтобы установить истинность знания, нужно использовать определенный критерий истины- способ проверки и обоснования знания. По мере развития философии предлагался ряд критериев истины:
Декарт в качестве критерия истины предложил ясность и очевидность.
Мах предложил в качестве критерия истины «экономию мышления». Истинно то, что просто, что экономно мыслить.
Прагматизм предложил следующий критерий: истинно то, что полезно, выгодно людям.
В качестве критерия истины предлагалась внутренняя согласованность мыслей, их ценность и др.
Диалектико-материалистическая философия в качестве объективного критерия истины предлагает практику.
Главные виды практики: материальное производство; управленческая деятельность; научный эксперимент.
В процессе познания традиционно выделяют два уровня: чувственное познание и мышление (рациональное познание).
Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность.
Формы чувственного познания
Ощущение | Восприятие | Представление | ||||
Единичный акт чувственного | Совокупность нескольких ощущений, | Образ ранее воспринятого | ||||
познания | т.е.целостный чувственный образ | предмета или образ, рождающийся | ||||
предмета | с помощью | |||||
Например: зрительные, слуховые, осязатель- ные, вкусовые, боле-вые, температурные, двигательные и др. | Например: восприятие леса складывается из зрительных, слуховых, обонятельных, темпера - турных и др. ощущений | воображения Например: арбуз, корова | ||||
Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.