Философская герменевтика

Современное направление в философии, которое исследу­ет теорию и практику истолкования, интерпретации и понима­ния является герменевтика. Свое название герменевтика получила от имени древнегре­ческого бога Гермеса, который был «посредником между богами и людьми» – истолковывал волю богов людям и доносил поже­лания людей богам. Основные вопросы герменевтики: первый – «как возможно понимание?» и второй – «как устроено бытие, существо которого состоит в понимании?» С точки зрения герменевтики, существовать – это значит быть по­нятым.

Предметом исследования,как правило, является текст.К фундаментальным понятиям герменевтики относятся: «герменевтический треугольник» (взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем) и «герменевтический круг» (циклический характер процесса понимания). Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтиче­ских ситуаций– случаев, когда необходимо правильное истол­кование и понимание текста.

Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались «расшифров­кой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии.

К числу современных философов-герменевтов можно отне­сти: Фридриха Шлейермахера (1768 – 1834), Мартина Хайдеггера (1889 – 1976), Ганса Гадамера (1900 – 2002) и Поля Рикёра (1913 – 2005).

Согласно Фридриху Шлейермахеру(1768 – 1834), при толковании текста возможны два метода – грамматический и психологический. С помощью пер­вого выявляется «дух языка», с помощью второго – «дух автора». Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родст­венности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех уси­лиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и чита­теля в тексте не останется скрытого смысла и он не будет нуж­даться в толковании. Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью): а) дивинации, т.е. искусственного «вчувствования», «вживания» в душу автора произведения; б) сравнения, т.е. сопоставления фактов, других данных. Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу автора, текст будет полностью понят.

Взгляды раннего МартинаХайдеггера(1889 – 1976) совмещают в себе герменевтику и экзистенциализм и посвящены бытийной (онтологической), а не познавательной (гносеологической) стороне герменевтики. Хайдеггер выводит учение об экзистенциалах– условиях чело­веческого существования. Их два: 1) положенность: человеческое бытие определено не мышле­нием, а фактом своего пребывания в мире (человек вначале «положен», то есть он есть, а уже затем мыслит); 2) понимание: человек обнаруживает, что он есть, становится понимающим, а понимание есть истолкование и интерпре­тация (человек истолковывает свое бытие в мире определен­ным образом, и данное истолкование есть понимание чело­веком смысла своей жизни, своего места в мире). Человеческое бытие, по Хайдеггеру, изначально герменевтич­но (основано на понимании).

Ганс Гадамер(1900 – 2002) призывал к тому, чтобы философия с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (гер­меневтики). Человеческое существование невозможно без переживания собственного бытия. В течение жизни человек, во-первых, накапливает опыт (причем большую его часть составляет опыт, наработанный дру­гими поколениями, – «опыт мира»), во-вторых, вносит свою частицу в «опыт мира». Передача «опыта мира» от прошлых по­колений к настоящим и от настоящих к будущим осуществляет­ся, главным образом, через книги – тексты, «язык». Следова­тельно, толкование языка текстов, его понимание должно стать одним из ведущих направлений философии. По мнению Гадамера, понимание «задано традицией, в рам­ках которой можно жить и мыслить». При этом понимание воз­никает не сразу, ему предшествует «предпонимание», которое можно «исправлять», «корректировать», но полностью освобо­диться от него нельзя, ибо «предпонимание» – посылка всяко­го «понимания». Что такое предпонимание? Главное в нем – «предрассудок». Предрассудок – не логическая предвзятость. Он отражает состояние общества и познающего, «понимающе­го» субъекта. Это – фундамент понимания, он показывает суть эпохи, смыслы бытия, которые не выражены явно.

Центральным понятием философии Поля Рикёра(1913 – 2005) являетсяличность.Личность – это творец всей человеческой культуры. Поэтому цель филосо­фии заключается в том, чтобы разработать метод понимания человеческой субъективности. В качестве данного метода Рикер предлагает «регрессивно-прогрессивный», суть которого в том, чтобы понимать человека через его три измерения – прошлое, настоящее, будущее. Герменевтика, согласно Рикёру, является этапом в работе по выявлению мышлением смысла, скрытого в символе. Он полагает. Что всякая интерпретация имеет целью преодолеть расстояние, дистанцию между минувшей культурной эпохой, которой принадлежит тот и или иной текст, и самим интерпретатором. В конце ХХ века внимание Рикёра привлекали проблемы взаимодействия и взаимопонимания людей – их общение, совместное бытие, этические проблемы и т.д.

Философия постмодерна

Понятие «постмодерн» (post – после) с восьмидесятых годов XX века прочно вошло не только в университетский, но и в повседневный лексикон. Условно можно сказать, что термин «постмодерн» используется для обозначения как специфики культуры второй половины XX в., так и философской мысли, представленной именами Жоржа Батая (1897 – 1962), Жака Лакана (1901 – 1981), Жака-Франсуа Лиотара (1924 – 1998), Жиля Делёза (1925 – 1995), Жана Бодрийяра (1929 – 2007), Феликса Гваттари (1930 – 1992), Жака Деррида (1930 – 2004), Юлии Кристевой (род. в 1941) и других. Однако дать точное определение данного понятия затрудняются даже сами теоретики постмодерна. В постмодернистской философии часто выделяется четыре основные темы (Поликарпов В.С., 2001, С. 113 – 114):

– агностическая – ни одно значение не существует вне языка, поэтому истина представляет собою лингвистический феномен; знание есть набор словесных конструкций различных групп людей, которые преследуют свои интересы;

– прагматическая – интеллектуальная продукция осуществляется в практической деятельности; критерием является успех, достижение задуманного;

– эклектическая – сознательная установка на эклектизм, выбор самых различных средств, их смешивание и комбинация для достижения цели, принцип смешения стилей;

– анархо-демократическая – знание распределено среди определенных групп людей, вовлеченных в языковые игры, которые нужны для организации власти, насилия над человеком, его сознанием и поведением.

Постмодерн – это особый тип мировоззрения, в котором:

· главными ценностями провозглашены свобода во всем, спонтанность и желания человека, его игровое начало;

· присутствует критическое отношение к современности, радикальный плюрализм в оценке современной культуры и общества.

Уже в середине ХХ века западные исследователи заявляют об «устарелости человека», а следовательно и человеческих экзистенциалов, важнейшим из которых является любовь. В лагерях уничтожения индивид аннулируется, человек превращается в экземпляр. В этой связи, подчеркивая возрастающую роль компьютерной техники, один из главных теоретиков постмодерна Жак-Франсуа Лиотар в конце семидесятых годов ХХ века в работе «Состояние постмодерна» отмечает: «Банки данных являются энциклопедией завтрашнего дня. Они превышают способности каждого пользователя и по своей «природе» принадлежат человеку постмодерна» (Лиотар Ж.-Ф., 1998. С. 125). Философы постмодерна констатируют: техника вытесняет человека. Экономические отношения производства и сферы услуг овеществляют человека и редуцируют его возможности за счет инструментальных процессов и технических возможностей.

В свете постмодернистской теории кажется, будто бы человек вынужден постоянно заново открывать самого себя. Если проект модернистского человека состоял в единстве жизни, направленной на развитие самосознания и личности, то биография человека постмодерна характеризуется разломами, новыми начинаниями и изменчивостями. Это неуверенная жизнь, в которой человек не может больше полагаться на проверенные координаты модерна: нет центрального субъекта, нет центра жизни, нет никакой предписанной цели, нет твердого исходного пункта.

Постмодернисты отрицают возможность рационально обосновать смысл жизни, человеческого общества, морали, поэтому считают, что нужно жить только настоящим, не заботясь, ни о прошлом, ни о будущем. Постмодернизм стремится обеспечить возможность жизни в непрестанно меняющейся ситуации». Таким образом, сам человек больше не находится в центре своих поступков. Вместо этого постмодернистские теоретики говорят о «децентрированном субъекте».

«Человек» исчезает в постмодерне. Поэтому постмодернистская теория постулировала «смерть субъекта». В постмодернистском дискурсе человек предстает флексибилизированным, шизофреничным, нормированным, недисциплинированным, децентрированным, подверженным случайностям так же, как вожделениям и желаниям.

Помимо указанных, к числу важнейших методологических принципов постмодернистского дискурса, на наш взгляд, следует отнести следующие:

1) философия постмодерна в целом нацелена на плюрализацию сингулярных ключевых концептов модерна: вместо одной истины, одного разума, одной эстетики и т.д. постмодерн выступает за множество истин, множественность проявлений разума, множество видов эстетики и т.д.;

2) постмодерн постулирует философию разложения надежности модерна: сомневается в действительности материального мира в последней инстанции. Напротив действительность появляется в постмодерне как простая медиальная симуляция и виртуальная реальность (Ж. Бодрийяр);

3) философствование после модерна и для постмодерна есть философия после конца доктрин (т.е. коммунизма, демократии, капитализма), после смерти субъекта и под знаком тотальной потери смысла и разрушения значения вплоть до случайности (Ж.-Ф. Лиотар), философствование после философии – отчего философские тексты могут равноценно читаться с другим текстами или контекстами (Ж. Деррида).

Основными принципами философии постмодерна можно назвать:

· признание права личности на инаковость;

· актуализация первичности сингулярного, уникального над универсальным;

· отказ от «монологизма» и «нарративности», сциентистской рациональности и логоцентризма, тотального рационализма;

· актуализация сосуществования и взаимодействия различных культур и жизненных стилей;

· артикуляция интенциональности сознания;

· отказ от категоричного требования равноправия в пользу стратегии равенства, нацеленной на признание различий.

Там, где модерн подчеркивал неизбежный конфликт, постмодернизм видит нерешенные проблемы, пытаясь найти выход из сложившейся конфликтной ситуации. В постмодерне социальная связь предстает как состоящая из множества языковых игр, подчиняющихся различным правилам. «Текстуализация» мира приводит к восстанию голоса Другого в противовес авторитарному голосу, захватывающему всю власть. Появляется возможность стать участником интерпретативных игр, предлагающих неожиданные и оригинальные движения. Для постмодерна характерно стремление искать другие психические пласты, принадлежащие сфере бессознательного. Постмодерн не ставит перед собой целью тотальное отрицание ценностей. Главная цель – переосмысление, деконструкция, переоценка, замена знаков «плюс» на «минус» и наоборот. Личность анализируется в коммуникации, в интерсубъективности, а различные культуры – в системе равноправного диалога. Постмодерн меняет парадигму критического мышления современной науки, он воспринимается как способ нового восприятия мира, как менталитет новой культурной эпохи.

Наши рекомендации