Сциентизм и антисциентизм в XX в

Культ науки в наше время привел к попыткам провозглашения ее как высшей ценности развития человеческой цивилизации.

Сциентизм (от лат. scientia - «знание», «наука»), представив науку культурно-мировоззренческим образцом, в глазах своих сторонников предстал как идеология «чистой, ценностно-нейтральной большой науки». Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе.

Антисциентизм провозглашавшая прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР, требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.

Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема.

Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем.

Яркий антисциентист Г. Маркузе выразил свое негодование против сциентизма в концепции «одномерного человека», в которой показал, что подавление природного, а затем и индивидуального в человеке сводит многообразие всех его проявлений лишь к одному технократическому параметру. Те перегрузки и перенапряжения, которые выпадают на долю современного человека, свидетельствуют о ненормальности самого общества, его глубоко болезненном состоянии. К тому же ситуация осложняется тем, что узкий частичный специалист (homo faber), который крайне перегружен, заорганизован и не принадлежит себе, -- это не только представитель технических профессий. В подобном положении может оказаться и гуманитарий, чья духовная устремленность будет сдавлена тисками нормативности и долженствования.

Бертран Рассел, ставший в 1950 г. лауреатом Нобелевской премии, в поздний период своей деятельности склонился на сторону антисциентизма. Он видел основной порок цивилизации в гипертрофированном развитии науки, что привело к утрате подлинно гуманистических ценностей и идеалов.

Майкл Полани -- автор концепции личностного знания -- подчеркивал, что «современный сциентизм сковывает мысль не меньше, чем это делала церковь. Он не оставляет места нашим важнейшим внутренним убеждениям и принуждает нас скрывать их под маской слепых и нелепых, неадекватных терминов»

Теория философии

1. Трудности философского осмысления бытия. Природное и

социальное бытие: сходство и отличие.

2. Проблема материи в философии и науке.

3. Революция в естествознании и обществознании (ХIX – ХХ вв.).

Проблема философского определения материи.

4. Современные представления о структуре и уровнях организации

Вселенной. Движение. Классификация форм движения.

5. Философские и научные представления о пространстве и времени.

6. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности.

7. Проблема развития в философском и научном знании.

8. Проблема сознания и мышления в философии и науке. Структура

сознания.

9. Фундаментально-технологическая философия истории. Основные

задачи.

10.Философия истории и социальная философия (точки

соприкосновения). Русская философия истории.

11.Специфика философской антропологии. Этапы становления. 62

12.Проблема антропосоциогенеза. Природа человека: сущность и

личность.

Современные представления о природе человека.

13. Природа человека и смысл его существования в западноевропейской

и русской философии XIX-XX вв.

14. Философское учение о познании. Основные этапы становления

гносеологии. Современные тенденции развития познания.

15.Проблема познаваемости мира. Агностицизм.

16.Основные уровни и формы познавательного процесса. Соотношение

чувственного и рационального в познании.

17.Проблема истины и заблуждения. Основные концепции истины.

Свойства и критерии истины.

18.Основные формы и уровни научного познания.

19.Наука как социокультурный феномен. Критерии научности.

20.Эволюция науки в XX веке: от классической к неклассической.

21. Глобальные проблемы современности (мировоззренческие и

методологические способы их решения).

22. Фундаментально-технологические вызовы и опасности XXI века.

Основные проблемы философии техники.

Вопросы по первоисточникам

(Хрестоматия по истории философии, ТУСУР)

1. «Бхагавадгита». Основные идеи.

2. Основные идеи «Лунь-юй».

3. Основные идеи «Дао-дэ-цзин».

4. Платон. Диалоги. Основные идеи.

5. Аристотель. Основные идеи.

6. Плотин «Эннеады». Основные идеи.

7. Августин «Исповедь». Основные идеи.63

8. Фома Аквинский. Основные идеи.

9. Монтень М. «Опыты». Основные идеи.

10. Паскаль Б. «Мысли». Основные идеи.

11. Н. Бердяев. Основные идеи.

Наши рекомендации