Гераклит – основоположник диалектики – весь мир – это борьба противоположностей – они сходятся и образуют одно целое подобно луку и лиры
Выдающимся представителем древнегреческой философии, внесшим заметный вклад в ее становление и развитие, был ГераклитЭфесский (ок. 54 — 540 гг. до н. э. — год смерти неизвестен). Основное, а возможно, единственное произведение Гераклита, которое дошло до нас в отрывках, согласно одним исследователям, называлось “О природе”, а другие называли его “Музы”. Анализируя философские взгляды Гераклита, нельзя не видеть, что как и его предшественники, он в целом остался на позициях натурфилософии, хотя некоторые проблемы, например диалектики, противоречия, развития им анализируются на философском уровне, т. е. уровне понятий и логических умозаключений. Историческое место и значение Гераклита в истории не только древнегреческой философии, но и всемирной заключается в том, что он был первым, как сказал Гегель, у кого “мы видим завершение предшествовавшего сознания, завершение идеи, ее развитие в целостность, представляющую собой начало философии, так как она выражает сущность идеи, понятие бесконечного, в себе и для себя сущего, как то, что оно есть, а именно как единство противоположностей — Гераклит первый высказал навсегда сохранившую ценность идею, которая вплоть до наших дней остается одной и той же во всех системах философии”. В основе всего сущего, его первоначалом, первовеществом Гераклит считал первоогонь — тонкую, подвижную и легкую стихию. Мир, Вселенную не создал никто ни из богов, ни из людей, но она всегда была, есть и будет вечно живым огнем, согласно своему закону, вспыхивающим и угасающим. Огонь рассматривается Гераклитом не только как сущность всего сущего, как первая сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела. Диалектика, по Гераклиту, это прежде всего изменение всего сущего и единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается не как перемещение, а как процесс становления Вселенной, Космоса. Здесь просматривается глубокая мысль, выраженная, правда, недостаточно четко и ясно, о переходе от бытия к процессу становления, от статического бытия к бытию динамическому. Диалектичность суждений Гераклита подтверждается многочисленными высказываниями, которые навечно вошли в историю философской мысли. Это и знаменитое “нельзя дважды войти в одну и ту же реку”, или “все течет, ничто не пребывает и никогда не остается тем же”. И уж совсем философское по характеру высказывание: “бытие и небытие есть одно и то же, все есть и не есть”. Из сказанного выше следует, что диалектике Гераклита в известной степени присуща идея становления и единства противоположностей.
· бытие текучее и постоянно меняется
· всё в мире создалось благодаря войне: одни стали рабами, другие господами.
· качество переходит одно в другое: смерть воды переходит в смерть земли
· «учение о душе» - зависит от качеств; душа мудрецов сухая, наполнена светом или блеском и светится.
· плохого много, а хорошего мало: « Один лучше тысячи плохих»
Учение Пифагора о числе и «гармонии сфер». Проблема бытия и движения в учении элеатов (Парменид и Зенон).
Основоположником «Италийской школы» является Пифагор. В качестве основы мирозданья лежит число или субстанция – эфир. Он предлагал рассмотреть как божественное число декан ( т.е. от 1 до 10). Пифагор сделал соответствие чисел, нот и планет, и все они двигаются создавая музыку и наз. звучанием планет.
Пифагор вырос в обычной греческой семье; ему с детства говорили, что он особенный, потому что это предсказали до его рождения. 30 лет он путешествовал по континентам, собрал учеников, которым он по началу платил за выученное, а затем они ему платили за уроки. Главное для него было имущество. Пифагорийцы были сильной организацией и просуществовали 5 веков. В число учеников входили и женщины ради потомства, т.к. от женщин зависит качество потомков. Они все питались правильно и были вегетарианцами, т.к. мясо содержит соединения подобные своему организму и это приравнивалось к каннибализму.
Многое посвящалось медицине. Например, считалось, что душу можно лечить музыкой, а тело – физическими упражнениями.
Элеаты- представители элейской школы, существовали в 6-5 в до н. э. Наиболее известными философами являются Парменид, Зенон, Мелисс, Самосский.
· изучали проблемы сознания
· жестоко разделяли чувственное познание (мнения) и высшее духовное идеалистическое.
· были сторонниками монизма- выводили всю множественность явлений из единого первоначала.
· считали всё сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).
Парменид считал, что есть бытие, оно статично (подвижно сознанию человека), небытия – нет. Бытие понимается ими как субстанция, т.е. как то, что всегда существует, никогда не исчезает и составляет основу всего конкретного. Известны апории Зенона «Стрела», «Дихотомия», «Ахиллес», «Стадион»: бытие можно делить на части – стрела не летит, она неподвижна, а в сознании поделена на отрезки и время; сознание обманчиво.