Человек, культура, глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы - это те проблемы, от решения которых зависит судьба цивилизации. Среди глобальных проблем современности выделяют три основных группы:
проблемы общественно-политического характера: предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между передовыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки;
проблемы, связанные со взаимоотношениями между человечеством и обществом: речь идет о ликвидации нищеты, голода и неграмотности, о борьбе с болезнями, о нормировании роста населения, предвидении и предотвращении отрицательных последствий научно-технической революции и рациональном использовании ее достижений на благо общества и личности;
экологические проблемы: они возникают в сфере отношений между обществом и природой; к ним относятся охрана и восстановление окружающей среды, атмосферы, почвы, воды; обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами, включая продовольствие, сырье и источники энергии. Глобальные проблемы порождены не только колоссально выросшими техническими средствами воздействия общества на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности, но и стихийностью и неравномерностью общественного развития, неравными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами. Согласно одной концепции во всем виноват неконтролируемый научно-технический прогресс, в соответствии с другой - изначальная порочность капитализма. Вследствие стремительной интернационализации хозяйственной деятельности глобальные проблемы приобрели планетарный характер и на наших глазах стали объединять людей всей планеты перед лицом общей опасности и во имя общих ценностей, главной из которых является сама жизнь.
Глобальный кризис связан с неравномерностью развития стран и культур. Люди, живущие в разных странах, с различным политическим строем, по достигнутому уровню развития обитают в исторически разных культурных эпохах. Среди глобальных проблем, наиболее тесно связанных с судьбами культуры, некоторые ученые особо выделяют проблему растущего отчуждения современного человека от себе подобных и от окружающей его среды. Как известно, понятие отчуждения в нравственном смысле разрабатывал еще Г. В. Ф. Гегель, понимая под ним некое состояние внутреннего разлада, духовной "дезинтеграции" человека, утрату личностью своего единства с миром, извращение и разрыв естественных связей с ним. Проблему отчуждения в его конкретных общественно-экономических формах неоднократно ставил и К. Маркс. Появление огромных масс людей, страдающих и несчастных, стандартно похожих друг на друга и относящихся негативно или равнодушно к идее общечеловеческой солидарности и окружающей их природе, стало следствием глобальной индустриализации и, в свою очередь, привело к нынешним экологическим бедам. В области духа ярким симптомом отчуждения стала массовая культура, которая может рассматриваться как своеобразный наркотик, позволяющий людям забывать свое прошлое, не думать о будущем и в состоянии бездумного "кайфа" бежать от ответственности перед обществом и природой. Причиной кризиса западной цивилизации является кризис личности, потерявшей себя в современной социальной действительности.
Глобальные проблемы, изучению и решению которых посвятил себя Римский клуб, -это совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих уже не какой-то отдельный народ, а человечество в целом. Основная проблематика его исследований состояла в глобальном моделировании перспектив развития человечества, с учетом различных аспектов человеческой жизни: социальных, политических, нравственных, культурных, экономических.
Римский клуб считал важнейшими факторами упадка и кризиса современной западной цивилизации демографическую революцию, отсутствие реальных программ решения планетарных проблем, деградацию биосферы, недостаток энергоресурсов, негативные тенденции научно-технического развития, конфронтацию "Запад-Восток", "Север-Юг" и др. Ученые Римского клуба определили приоритетные цели человечества:
1)глобальные цели безопасности: покончить с гонкой вооружения, уменьшить или исключить военные конфликты, а затем и покончить с войнами;
2)глобальные цели продовольствия: сокращение зон голода и его преодоление, пополнение мировых запасов продовольствия, создание мировой системы продовольствия;
3)глобальные цели использования энергии и природных ресурсов, использование энергии на благо всему человечеству, контроль над технологией производства энергии и сохранением окружающей среды, рациональное качественное использование природных ресурсов;
4)глобальные цели развития - ориентация на сдерживание экономического роста, развитие образования, повышение "качества" жизни, удовлетворение на этой основе материальных и духовных потребностей человека.
Понимание глобальности, стремление к справедливости, отвращение к насилию - именно они призваны преодолеть внутренний кризис человека, а затем и кризис человечества. Выход из социокультурного кризиса видится во внутренней трансформации самого человека, а не вне его. Высшей целью человечества должно стать человеческое развитие. В свою очередь, культурные изменения, связанные с зарождением новых ценностей и мотиваций - социальных, этических, духовных, должны стать неотъемлемой основой мировоззрения самых широких масс населения.
Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для сохранения жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. Развивается технология высокой сложности, что является величайшим в истории испытанием человека.