Жестокий детерминизм и запрет свободы воли человека в философии Б.Спинозы
Бенедикт Спиноза (1632–1677) был еще одним значительным философом ХVII века. Он родился в Амстердаме, в еврейской семье, которая поселилась здесь, спасаясь от испанской инквизиции.
Любая философия, учил Спиноза в своей великой «Этике», чтобы считаться таковой, должна решить наиболее главный вопрос – проблему субстанции. Субстанция, по мнению Спинозы, – это то, что «существует в себе и представляется само через себя … она не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться»,[4] то есть, во-первых, существует сама в себе и, во-вторых, представляется сама через себя. Субстанция одна, она есть причина самой себя (от лат. causa sui). Субстанция не может приравниваться к окружающему бытию, она составляет первооснову для всего. Нет никакой причины, которая бы стимулировала субстанцию к действию, кроме неё самой. Субстанцию Спиноза понимает как единую, вечную и бесконечную природу. Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать. Природа разделяется на природу творящую и природу сотворенную. Природа творящая есть Бог, или единая субстанция.
«В мире не существует ничего случайного, так как субстанция характеризуется внутренней необходимостью своего существования»[9]. Бог для Спинозы выступает «имманентной, а не внешней причиной всех вещей»[10].Каждая вещь имеет причину в чем-то еще. Тем самым в мире господствует жесткий детерминизм, который понимается Спинозой механически. Он отождествлял причинность с необходимостью, а случайность считал только субъективной категорией.
В рамках своей социальной философииСпиноза тоже был сторонником жесткого детерминизма во всех областях человеческой деятельности, даже в области аффектов и поведения на основе этих аффектов. Из основного учения Спинозы как бы вытекает его учение об аффектах – человеческих эмоциях. Два основных, выделяемых мыслителем, – печаль и радость. Все остальные производны от них. Стратегия управления аффектами, перевода их в иные, конструктивные формы человеческой активности связана у Спинозы с обоснованием последней как основной предпосылки реализации субъектом «тяги» к существованию. Из активного отношения к миру проистекает доминирование радости –аффекта, призванного вытеснить печаль и все ее производные. Наиболее стабильную, высшую радость приносит высший род активности –интеллектуальной. Для Спинозы аффект является следствием воздействия окружающих предметов на нас. В «Этике» Спиноза указывает, что тяга ребенка к молоку причинно обусловлена инстинктом самосохранения. Таким же образом Спиноза объясняет и самоубийство: оно обусловлено возникновением аффектов, изменяющих духовную и телесную природу самоубийцы, человека тянет к самоубийству так же, как в противоположных случаях он детерминирован инстинктом самосохранения.
Продолжая свои социально-философские рассуждения, Спиноза говорит о тех предрассудках, которые завладели людьми на протяжении столетий. Главный из них заключается в том, что люди считают, будто Бог все направляет к какой-то определенной цели: «Они говорят, что Бог все сотворил для человека, человека же – для того, чтобы он чтил его»[11]. Из этого предрассудка, по мнению Спинозы, возникли и все остальные. Речь идет о предрассудках наличия добра и зла, о заслуге и грехе, похвальном и постыдном, порядке и беспорядке, красоте и безобразии.
В своей философии человека – антропологии – Спиноза отвергает идею свободы воли. Свободной следует считать такую вещь, которая из одной необходимости своей собственной природы определяется сама собой к действию. Именно Спинозе принадлежит одна из великолепнейших концепций свободы. Суть ее можно, используя различные редакции и переводы голландского философа, свести к следующему: «Свобода – это осознанная необходимость». И хоть свободной, по определению, является здесь лишь субстанция, мы позволим себе трактовать спинозовскую свободу как осознание необходимых аспектов реальности, то есть тех, что нельзя обойти, игнорировать. Такое осознание позволяет понять, а значит, и соблюсти природу и меру вещей и поэтому действовать свободно, то есть в объективных рамках, принятых субъективно.
Также в его гносеологиивыделяется три рода познания:
Чувственный или эмпирический, рациональный и интуитивный. Последний как бы переводит аффект радости в состояние индивидуального блаженства, что, по мнению Спинозы, является самоцелью человеческого существования. Это высший род познания, это интеллектуальная интуиция, или непосредственное усмотрение истины. Благодаря интуиции можно постигать вещи в структуре вечности, то есть рассматривать модусы как единичное проявление формы единой субстанции.
Первый род познания есть познание чувственное, называемое также мнением, или воображением. Получаемые таким образом знания, по мнению Спинозы, дают смутные идеи и чаще всего приводят к заблуждению. Второй род познания – рациональный, составляет понимание, дающее уже отчетливое представление модусов. К пониманию относится деятельность рассудка (ratio) и разума (intellectus).