Феномен патристики. Философия Аврелия Августина
ПАТРИСТИКА (лат. patres - отцы) - направление фи-лософско-теологической мысли 2-8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов - Отцов Церкви. Семан-тико-аксиологические источники оформления П. - античная философия (общерациональный метод и конкретное содержание таких философских течений, как платонизм и неоплатонизм, стоицизм и др.), с одной стороны, и христианская телеологическая доктрина (прежде всего, идея откровения, а также семантические фигуры теизма, креационизма, телео-логизма и др.) - с другой. В эволюции П. могут быть выделены три содержательных этапа: (1) - ранняя П. или апологетика (2-3 вв.), связанная с деятельностью таких авторов, как Юстин (ум. ок. 165, осн. соч.: "Апология" к Антонину Пию и "Апология" к Марку Аврелию, "Беседы с Трифоном-иудеем" и др.); Татиан (ок. 120 - ок. 175, осн. соч.: "Обращение к грекам", свод четырех Евангелий "Диатессарон" и др.); Афинагор (ум. ок. 177, осн. соч.: трактат "О воскрешении мертвых" и "Послание" к Марку Аврелию); Тертуллиан; Климент Александрийский (Тит Флавий, ум. до 215, осн. соч.: трактаты "Увещевание к эллинам", "Педагог", сборник эссе "Строматы" ("Лоскутный ковер"), беседа "Какой богатый спасется?"; Ориген (ок. 185 - ок. 254, осн. соч.: "О началах", "Против Цельса", текстологическое кампаративное исследование шести редакций Ветхого Завета - "Гекзапла" и др.). Центральная проблема - проблема соотношения христианства с античным наследием, в рамках решения которой оформились как направление, ориентированное на гармонический синтез христианской идеи откровения с философской традицией античного рационализма (Юстин, Афинагор, Климент Александрийский и др.), так и направление, прокламировавшее их несовместимость и резко дистанцирующее христианство как "мудрость варваров" (Татиан) эллинской книжной учености (Татиан, Тертуллиан и др.);
Августин родился в Северной Африке. Получил очень хорошее образование. Проявился интерес к философии. В 387г Августин приходит к христианству, позже был произведен в епископы. Работы Августина «О троице», «О граде божьем»... В первых работах («О граде божьем») он указывает, что Рим пал, т.к. он себя изжил, а не по вене христианства и чей либо другой. Августин резко переходил от одной позиции к другой. Среди церковных святых он был менее всех святым и более человеком. Из древних источников Августин более всего использует Платона. Основные принципы философии Августина: бог первичен, бог является высшей сущностью, его существование ни от кого не зависит. Бог это причина всего сущего, бог не только сотворил мир, но он продолжает творить мир и постояно сохраняет его. Бог это главный предмет познания человека, он является причиной познания. Бог явл наивысшим благом и причиной всякого блага. Душа человека не содержит ничего материального и она имеет только одну функцию мышления. Душа дана богом, она бессмертна. Познает бога не тело, а душа. Тело мешает человеку познать бога. Человек должен жить духом. Что главное в духовной жизни человека? Августин считал, что основой духовной жизни явл воля. Человеческая сущность характерезуется активностью и действием. Разум человека имеет пассивный характер. Воля - способность к активному действию. Августин говорит, что многое происходит случайно, но само создание мира не было случайностью. Августин, как и Платон, различает 2 мира: 1) иИдеальный мир в Боге 2) Реальный. Для Авг цель и смысл человеческой жизни - это достижение счастья. Достижение человеческого счастья возможно благодаря познанию бога и спокойствию души. Познание бога невозможно чувственным путем. Априори - знания, которые черпаются из души, а не из опыта. Сущность теории познания Августина - априорность. Познавая собственную душу, человек познает бога. Источником всех знаний человека явл бог. Авг считал, что творцом всех идей явл бог, а не человек. Сознание человека создано богом. Авг считал, что скептики не правы, в том, что мир не познаваем, мир познаваем. Знания человека находятся в его душе. Такая позиция называется априорностью. Каким образом человек может познать бога? Человек может познать бога благадоря вере, а не разуму. Разумом познать бога нельзя, разум только дополняет веру. Авг считал, что все человеческое познание имеет 2 источника: 1) опыт - чувственное познание окружаещего мира. Но этот путь явно не совершенен, он ограничен явлением вещей. До сущности вещей опыт не доводит. 2) приобретение знаний от другиг людей и различных источников (книга - это знание и есть вера). Добро и зло. Нет сомнений, что в природе есть зло. Но зло не сотворено богом (мир, сотворенный богом не может быть злым) - это понятие называется теодицея. По авг зло - это отсутствие добра. Добра неттогда,. Когда возникает гордыня, вожделенность или уход от высших целей. Гордыня - это попытка жить без Бога. Вожделенность - когда человек свои страсти направляет на приходящие вещи (сбогачение, наслаждение и т.д.) Авг приходит к выводу, что зло не нарушает гармонии мира, а даже ему необходимо. Зло происходит от человека, а добро это продукт боже милости. Первородный грех. В этом вопросе Авг полемизирует с монахом Пелагием. Пелагий считал, что первородного греха не существует, человек рождается свободным от грехов и сам должен заботиться о своем счастье. Но как прийти к счастью (здесь возникает позиция этического рационализма)? Путь к счастью - это получение знаний, образование. Т.е. человек не сложное орудие в руках Бога. Авг выступил с критикой концепции Пелагия и развивает учение о предопределенности. Согласно этому учению Адам родился свободным и безгрешным (если бы он следовал воле бога он был бы бессмертным) Поскольку Адам и Ева не послушались Бога, они стали грешными. *Социально полит взгляды Авг. Авг считает, что неравенство в обществе людей вечно и закономерно. Т.е. существует земная иерархия, которая отражает «небесную» иерархию. Божий град - это люди, которые заслужили спасение. Земной град - это люди забывшие бога. Авг считает, что по мере развития человечества божий град может увеличиваться. Если человечество не придет к Богу и не победит зло, то наступит конец света - такая позиция называется эсхатологическая. *Проблема воли. Авг считает, воля это главное свойство человека. Бог - это персона, обладающая волей. Сле-щими св-ми человека явл вера, любовь , милосердие. Эти качества Авг считал важнее разума, поскольку от разума происходит зло. Тело человека не явл злом, но оно может быть ист зла, благодаря своим желаниям.