Проблема происхождения сознания
В основном происхождение сознания связывают с происхождением человека и общества, с появлением человеческой «деятельности», которая качественно отличается от «поведения» животных.
То, что нужно человеку, он не застает в мире в готовом виде. Он все должен создать сам, то есть переделать мир. В результате деятельности создается постоянно меняющийся мир. Жить в этом мире на основе только генетической программы нельзя, так как неадекватная реакция может привести к гибели.
Для существования человека необходимо постоянно создавать образы того, что он хочет. Этот процесс есть целеполагание.
Этот образ надо удерживать в голове вместе со свойствами, которые не даны в чувственном восприятии, так как человек пользуется уже не природными веществами, а переделанными им. Эти свойства фиксируются вабстрактных понятиях — зафиксированных в слове. Слово — это знак понятия.
Необходимо также определить способ достижения цели. Это делается с помощью абстрактного мышления, в котором устанавливаются причинно-следственные связи между предметами, которые внешне ничем не связаны. Все это объединяется понятием сознание (со-знание). Чтобы отделить себя от внешнего мира и результатов своей деятельности, оценить свои возможности и способности достижениями целей, человеку необходимосамосознание. Сознание человека не угасает, так как деятельность человека постоянно меняет мир и заставляет сознание вечно бодрствовать.
В происхождении сознания много проблем. Например, почему сознание возникло только у человека? Могло ли оно не возникнуть. Одно и то же — речь и мышление — или существует мысли без слов? Есть ли мышление и речь у животных? И т.д.
Сознание, самосознание, личность.
Сознание – это способность идеального отражения действительности, превращения объективного содержания объекта в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические, социально-психологические механизмы и формы такого отражения.
Сознание заключается в: 1)эмоциональной оценки действительности; 2)обеспечении целеполагающей действительности предварительно-мысленном построении действий и предусмотрении их последствий; 3)способности личности отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем материальном мире и соответственно духовном.
Сознание – это свойственное только человеку и связанные с речью функции мозга, заключающиеся в обобщенном, оценочном и целенаправленным отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительно-мысленном построении действий и предвидением их результатов, в разумном регулировании и самоконтролиовании поведения человека (А.Г. Спиркин).
Существует неразрывное единство осознания человеком окружающего его мира ( предметное сознание) и сознание им самого себя (самосознание). Объектом анализа при этом становятся собственные представления, мысли, чувства, поведение, положение в коллективе, семье и т.д.
Формирование самосознания не в истории человечества, не в индивидуальном развитии человека невозможно без социального фактора, без отграничения себя от других людей и в то же время без соотнесения себя с ними, без оценки себя с позиции других людей и общества.
Важнейшим свойством индивидуального и общественного сознания является его идеальность.
Идеальное – это характерная черта главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. Идеальное широко представлено трудовой практической деятельностью, это то, чего в самой природе нет, но что конструируется человеком в соответствие с его потрясениями, целями, интересами.
Идеальное существует только в процессе деятельности, а не в результате. Идеальное образование не равноценно по своему характеру и назначению.
В зависимости от уровня сознания они могут быть разделены на два типа: 1) индивидуализированное индивидуальное; 2) общественное индивидуальное.
Идеальное может быть гносеологическим и аксиологическим (ценностным). Примером гносеологии является теория, гипотезы, а аксиологичесим – добро, справедливость.
Идеальное лишь в известном отношении вторично по отношению к материальным предметам, но оно первично в плане своего отношения по предметному результату. Идеальное является главной характеристикой сознания.
Происхождение, сущность и структура сознания. Во 2-й половине 19в возник и получил дальнейшее научное подтверждение практический подход в решении проблемы возникновения человеческого сознания.
В процессе антропогенеза создавались определенные биологические предпосылки, способствовавшие формированию сознания. К ним относятся: переход к прямохождению, развитие руки, формирование человеческого мозга. Эти биологические предпосылки получили название гоминидной триады и выделала наших обезьяноподобных предков из животного мира. Эволюцию мозгов гомидов можно считать особым процессом, т.к. 1)в связи с темпами этого процесса, который был одним из быстрых в макроэволюции позвоночника; 2)в связи с феноменальным последствием этого процесса, который привел к возникновению уникального в живой природе явления – это сознание.
Развитие мозга в процессе эволюции человека создало возможности более сложного регулирования всей его жизненной деятельности, включая общение посредством речи. У человека сформировалась качественно новая рефлекторная система, которая обеспечивала основы речи. Язык это специфический человеческий способ бытия сознания. Не один объект не может быть понят, осознан, не будучи выражен словами.
Сознание существует в материальной оболочке языка. Язык социально обусловлен в обществе.
Структура сознания: 1)чувственно-мыслительные процессы – это основные поставщики и преобразователи информации в общей структуре сознания, т.е. с помощью органов чувств мы получаем информацию об окружающей среде, которая обрабатывается сознанием; 2) эмоциональные процессы выражают состояние внутреннего мира человека, его отношение к объектам внешнего мира, к другим людям и самому себе. Эмоции делят на позитивные и негативные, а также состояние эмоционального безразличия (равнодушие); 3) волевые процессы обеспечивают регуляцию человеческой жизнедеятельности и преодоление препятствий на пути достижения целей; 4) память, которая позволяет запечатлеть, хранить и воспроизводить опыт своей жизнедеятельности.
Все эти процессы находятся в системном единстве. Целостность как системное качество означает не сводимость специфики сознания к образу действия его составляющих.
Сознательное, бессознательное, сверсознательное.
Сознание не исчерпывает всего богатства психической сферы человека. Последнее есть единство осознанного и неосознанного, это значит, что наряду с сознанием в психике человека существует и бессознательное.
Бессознательность – это совокупность психических явлений, состояний, существующих вне человеческого сознания и неподдающихся контролю со стороны. Роль бессознательного в том, что оно освобождает сознание человека и увеличивает его возможности в научном, художественном творчестве.
Зигмунд Фрейд открыл целое направление философской антропологии, согласно которой бессознательное является и важнейшим фактором человеческого существования и глубинной причиной ряда психических заболеваний. Фрейд сформулировал сове понимание человеческой психики. С его точки зрения, психика человека состоит из 3-х структурных уровней: 1) низкий уровень – это оно («ид») – сфера бессознательного, в которой сосредоточены биологические влечения сексуального характера и вытесненной из сознания идеи, на этом уровне главенствует удовольствие; 2) уровень Я («эго») – это небольшой уровень сознательного, это посредник между внешней реальностью и бессознательным влечением, этот уровень стремится заменить принцип наслаждения принципом реальности; 3) уровень «сверх-я» («супер эго» - моральный уровень, который опирается на существующие в обществе идеалы, это сферы моральной цензуры.)
Зигмунд Фрейд
Высказал ряд важных положений о сфере бессознательного: “ Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным... Скрытое бессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным; термин «бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина: «сознательное», «предсознательное» и «бессознательное» ”.
В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферысознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по Фрейду, обязано бессознательному и "выкристаллизовывается" из него в процессе развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое "может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам".
Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов:·"Оно" (Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только "принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей;·"Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность "Оно" с "принципом реальности", целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью;·"Сверх - Я"(Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности".
Глубинный, природный слой психики ("Оно") функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. "Оно" исподволь, но властно диктует свои условия "Я".
Как покорный слуга бессознательных влечений, "Я" пытается сохранить свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в нем самом образуется новая инстанция - "Сверх - Я" или "Идеал - Я", которая царит над "Я" как совесть или бессознательное чувство вины. "Сверх - Я" как бы является высшим существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов.
По своему положению и функциям в психике человека "Сверх - Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле как бы солидаризируется с "Я". Но по своему содержанию "Сверх - Я" ближе к "Оно" и даже противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира "Оно", что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека.
Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного создания", которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с "Оно", так и со "Сверх - Я".
Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям.
В качестве критиков теоретических постулатов Фрейда одним из первых выступил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг, вплоть до 1913 г. разделявший основные идеи своего учителя. Юнг считал, что Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу. Он предложил, что символика является составной частью самой психики, и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются, по мнению Юнга, формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики.
Выделенным формальным элементам психики Юнг дает особое название "архетипы", которые как бы имманентно присущи всему человеческому роду."Архетипы", согласно Юнгу, представляют формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.
В отличие от Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, Юнг провел четкую дифференциацию между "индивидуальным" и "коллективным бессознательным". "Индивидуальное бессознательное" (или, как Юнг его еще называет, "личное, персональное бессознательное") отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления.
Одно из центральных понятий юнговской "аналитической психологии", "коллективное бессознательное", представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческое животное существование. Это - общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. Именно "коллективное бессознательное" является тем резервуаром, где сконцентрированы все "архетипы". «Коллективное бессознательное - это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа».
К. Г. Юнг ввел понятие "архетип" и "коллективное бессознательное", чтобы рассмотреть природу бессознательного не в биологическом плане, а с точки зрения символического обозначения и схематического оформления структурных представлений человека. Однако Юнгу не удалось избавиться от биологического подхода к бессознательному, против чего он, собственно, и выступал в своей полемике с Фрейдом. Как "архетипы", так и "коллективное бессознательное" в конечном счете, оказываются внутренними продуктами психики человека, представляя наследственные формы и идеи всего человеческого рода.
Разница между теоретическими построениями Фрейда и Юнга заключается в том, что наследственным, а, следовательно, и биологическим материалом для Фрейда были сами инстинкты, предопределяющие мотивы деятельности человека, а для Юнга - формы, идеи, типичные события поведения. Механизм биологической предопределенности и наследственности сохраняется как в том, так и в другом случае, хотя он и действует на разных уровнях человеческой психики.
Само бессознательное имеет три основных уровня.
1. неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей.
2. более высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д.
3. высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека. Для самосознания личности эта информация оказывается «закрытой», но она существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе осуществляются многие действия. Неосознанное отражение, играя вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных, творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на иные предметы.