Синергетического стиля мышления
Становление философии конца ХХ - начала ХХ1 вв. сопровождается глубокими качественными изменениями в содержании и структуре философского мышления по сравнению с его предшествующими формами. Однако переход на качественно новый виток развития в социальном, духовном, культурном отношениях — на сегодняшний день лишь реальная возможность выхода его из глобального кризиса, но далеко еще не реализованное состояние. Человечество должно овладеть в полном объеме достижениями многовекового развития духовной культуры, наукой разумного управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть решена вне современного философского знания о мире, раскрытия причин и механизмов функционирования природных, антропологических, социальных и технических явлений в их взаимодополнимости и взаимосвязи как специфически особых элементов единого мирового бытия.
Современная философия в ее неклассическом статусе ориентируется на анализ различных сфер и состояний культуры, выявления фундаментальных жизненных смыслов универсалий культуры, осуществления междисциплинарного синтеза различных знаний, чтобы затем представить в сжатом виде философско-категориальную матрицу человеческого бытия, позволяющего оперировать философскими категориями. Исследование оснований современной культуры обнаруживает ее трагедии и парадоксы, этические перекосы и новые смыслы, требуя от философа погрузится в отдельные области - науку, политику, право, этику, эстетику и т.д., и обязывая тем самым философа становиться философом науки, философом права, этики, эстетики. В акте современной философской рефлексии обнажаются проблемы выживаемости человека и человечества, его экологической выживаемости, сохранения целостности человеческой личности, формирования коммуникативного единства человечества, механизмов обеспечения личностной и национальной самоидтификации. В этом плане современную философию по выполняемым ею интегративным функциям можно назвать «симфонической», объединяющей философов и философствующих ученых по выработке новых мировоззренческих приоритетов и ценностей личностного и вещного бытия человека. В таком созидательном акте рождается многоликая и многозвучная симфония и творческий диалог различных исторических эпох, культур, сфер знания. Новый тип философа-интеллектуала вынуждает отказаться от абсолютных идеалов и борьбы за них во имя раз и навсегда обоснованного гуманизма и быть открытым к междисциплинарным стратегиям.
Такой же междисциплинарный подход характерен и для современной философии и методологии науки, в лоне которой объединяются в постоянном диалоге и взаимообогащении естественнонаучные, технические и социально-гуманитарные науки. Причем междисциплинарный синтез все чаще рассматривается как один из важнейших аспектов возникновения нового знания, когда полученные в одной отрасли знания включаются в качестве оснований для формирования знаний в другой дисциплине. Такое взаимообогащение наук идет как по линии трансляции отдельных методов из одной науки в другую, так и за счет фундаментальных принципов и концептуальных средств из одной науки в другую, что приводит к коренной перестройке оснований науки, т.е. к научной революции (В.С. Степин). Обмен фундаментальными принципами между различными науками приводит к изменению видения предмета конкретной науки, развитию ее понятий, к формированию общенаучных принципов и концептуальных стредств, что связано с усиливающимися тенденциями к интеграции научного знания.
Онтологической основой междисциплинарного синтеза современной науки является исследование сложных саморазвивающихся систем, человекоразмерных объектов. Научным знанием о таких саморазвивающихся объектах является синергетика. Для современных методологических исследований, осуществляющихся в разных конкретных науках, важно иметь в виду, что синергетика как динамика нелинейных систем в понимание развития внесла представление о кооперативных эффектах, определяющих воссоздание целостности систем, концепцию динамического хаоса, раскрывающую механизмы становления новых уровней организации, когда случайные флуктуации в состояниях неустойчивости приводят к формированию аттракторов в нелинейной среде и последующему возникновению новых параметров порядка. Этот момент вносит важную конкретизацию в понимание механизмов развития в самых различных сферах - природной, социальной, духовной. В этом смысле синергетический подход, наряду с системным, становится фундаментальным общенаучным принципом, ориентирующим ученого - физика, химика, биолога, экономиста, историка и др. на исследование механизмов развития изучаемых физических и социальных сложноразвивающихся объектов, процессов неустойчивости, состояний динамического хаоса с учетом понятийного аппарата системных исследований. Важно при этом различать синергетику как науку о саморазвивающихся системах с ее концептуальным аппаратом и принципами, синергетику как совокупность конкретных моделей самоорганизации, применяемых в различных областях знания (физике, химии, биологии, политике, экономике, медицине, образовании и т.д.) и синергетику как определенную стратегию современных исследований, как интеграционный синергетический стиль мышления, ориентирующий исследователей на кооперацию, диалог, взаимообогащение, взаимодополнение различных наук и подходов, воплощающий в себя открытый тип рациональности, нелинейный характер развития, неустойчивость, динамическую иерархичность и необходимость учета нравственно-аксиологических измерений научного поиска.
Существующие философско-методологические исследования еще не в полной мере учитывают факторы социокультурной динамики и глобальных изменений в современной науке, ее междисциплинарный, а точнее говоря трансдисциплинарный характер, выражающийся в усилении участия общественности в принятии решений в области научно-технической политики и в необходимости разъяснения содержания научно-технических проектов за рамками научного сообщества. Именно политика должна воплощать нормативные идеи, будучи связанной при этом с научными обоснованиями, ибо без науки многие проблемы в силу их сложности современная политика не может даже сформулировать. В этом смысле сегодня говорят о так называемой трансдисциплинарной науке, выходящей не только за рамки отдельных дисциплин, но и дисциплинарной науки вообще в широкую общественную среду[96].
В современных условиях классическое понимание науки, ориентированной лишь на познание и направленной на объяснение, дополняется новой оценкой функционирования науки и научного потенциала, вследствие чего даже фундаментальные исследования должны быть релевантными и подчиненными общественным интересам, а производство научных знаний должно непосредственно интегрироваться в процессы принятия экономических и политических решений. Значимость науки для экономики (инновации) и для политики (в качестве поставщика тем, проблем и знаний, необходимых для принятия решений), таким образом, возрастает. Инновационная политика становится одной из важнейших составных частей научно-технической и социально-экономической политики. Современное общество, которое не может существовать без нововведений, должно их стимулировать, а государственная инновационная политика ориентироваться на принятие решений о поддержке или не поддержке конкретных инновационных проектов даже в условиях полной или частичной неопределенности, или недостатка знаний об их позитивных результатах и неизбежно сопутствующих им негативных последствиях.
Будучи в свое время прогрессивным явлением, дисциплинарная организация науки недостаточна для организации новых научных направлений, многие из которых имеют междисциплинарный характер по существу с самого своего возникновения. Постепенно инновационная государственная политика в плане финансирования и функционирования науки преодолевает традиционные дисциплинарные подходы и барьеры. Так, нанотехнология, как приоритетное трансдисциплинарное направление современности, объединяет ведущих ученых самых различных областей – физиков, химиков. Инженеров, философов, социологов, экономистов и др., преодолевая тем самым заложенное в названии нанотехнологии противоречие (это технология, но вбирающая в себя лучшие инновационные подходы науки). Трансдисциплинароность нанотехнологии проявляет себя уже на уровне понимания и объекта исследования, определенного лишь приблизительно как область явлений, расположенных между микромиром и макромиром, и интегральных методов исследования, и специфических метаэкспериментальных средств (оборудования), привлекаемых из различных областей науки. Широкое признание нанотехнологии обосновывается во многом на пропагандируемых учеными и средствами массовой информации будущих проектов, способов дать феноменальные практические результаты (например, в сфере медицинской техники, автомобилестроении и т.п.).
В отличие от междисциплинарности современная методология науки начинает обосновывать программы трансдисциплинарности, базирующиеся не только на научных знаниях, но и на многочисленных высказываниях, лежащими за пределами науки (основанными на спорных предчувствиях, интуиции и т.п.), и интегрирующими порою трудно согласующиеся между собой экономические, политические, экологические, социокультурные, технические, социально-психологические и этические аспекты. Базовой предпосылкой и исходной точкой оценки науки и техники становится сама возможность политического управления научно-техническим развитием, организационного влияния на него со стороны политики и принятия политического решения. Оценка научно-технических проектов при этом приобретает новые задачи по поддержке актов обучения и воспитания общества в отношении науки, техники и их последствий, используя научные подходы и внося тем самым разъяснения при подготовке решений через информационные процессы. Оценка науки и техники становится разновидностью социального, организационного, системного проектирования и диалога науки, техники, политики, этики, гражданского общества. Без использования политических средств быстро нарастающие изменения окружающей среды, вызванные неконтролируемым научно-техническим и промышленным развитием, контролировать невозможно. Общество риска предъявляет новое понимание научной рациональности, выходящей за рамки дисциплинарной рациональности и включающей в себя политическое, социальное, гуманитарное, философское измерение и систему ценностей, этическое отношение к науке и технике, ибо власть и знания порождают особенную ответственность – ответственность знающего и властвующего.
Вопросы самоконтроля
1. Каковы цели и ценности философии в эпоху постмодернизма?
2. Когда постмодернизм оформляется как широкая концепция культуры?
3. Какие изменения происходят в стиле философствования в эпоху постмодернизма?
4. В чем сущность неклассического строения художественного мира, способов и форм бытия искусства?
5. Какие периодизации будущего известны современной футурологии?
6. Каково место глобального моделирования и прогнозирования в глобалистике?
7. Что собою представляет глобализация, каковы ее масштабы?
8. Чем отличается современная глобализация от глобализации XIX века?
9. Какова роль информационных технологий в глобализационных процессах?
10. В чем проявляются трансдисциплинарные тенденции в современной философии и методологии науки?
Литература
1. Бек У. Что такое глобализация? – М., 2001.
2. Бузгалин А.В. Контргегемония и контрглобализация к проблеме выработки стратегии противодействия глобальной гегемонии капитала: взгляд из России//»Альтернативы», 2001, №1.
3. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. – СПб., 2001.
4. Водопьянов П.А., Крисаченко В.С. Великий день гнева: экология и эсхатология, - Мн., 1993.
5. Высокие технологии и современная цивилизация. М., 1990.
6. Глобализация. Цивилизационные и гуманитарные аспекты. М., ИСП РАН, 2001.
7. Глобализация. Контуры XXI века. Реферативный сборник. Ч. 1-3./ред. Ю.И. Игрицкий. М., ИНИОН РАН, 2002.
8. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.
9. Грани глобализации. – М., 2003.
10. Деррида Ж. О грамматологии. М. – М., 2000.
11. Дилигенский Г.Г., Римашевская Н.М. Глобализация, население, человек. Труды Фонда Горбачева. Том 7. Проблемы глобализации. Материалы международного исследовательского проекта. М., Горбачев-Фонд, 2001.
12. Дилеммы глобализации. Социумы и цивилизации: иллюзии и риски. М., ИСП РАН, 2002.
13. Иноземцев В.Л. «Глобализация» национальных хозяйств и современный экономический кризис//»Социологический журнал», 1997с, №4.
14. Иноземцев В.Л. Технологический прогресс и социальная поляризация в XXI столетии.//»Полис», 2000, №6.
15. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М., 2000.
16. Козловский П. Культура постмодерна. – М., 1997.
17. Лиотар Ж.-Ф. Постмодернистское состояние: доклад о знании//Философия эпохи постмодерна. – Мн., 1996.
18. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. – СПб., 2000.
19. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образцы познания и реальности. – М., 1997.
20. Панарин А.С. Искушение глобализмом. – М., 2000.
21. Самоорганизация и наука. Опыт философского осмысления. – М., 1994.
22. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – М., 2000.
23. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. – М., 1991.
24. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. – М., 2003.
25. Человек. Наука. Цивилизация: К 70-летию академика В.С. Степина. – М., 2004.
26. Яскевич Я.С., Кузнецова Л.Ф., Барковская А.В. Современная наука: ценностные ориентиры. Мн., 2003.
Глоссарий
АКСИОЛОГИЯ (от греч. axios – ценность и logos – слово, понятие) – учение о ценностях, цель которого исследовать высшие смыслообразующие принципы как условие необходимого и общезначимого различения истинного и ложного, доброго и злого, справедливого и несправедливого и т.д.
АЛГОРИТМ – набор инструкций, задающих последовательность действий для получения некоторой совокупности исходных данных определенного результата.
АЛЬТРУИЗМ – самоотверженность, сознательное и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания.
АМОРАЛИЗМ (от греч. а – отрицательная частица «не», «без» и лат. moralis – нравственный) – 1) общественно-историческое явление, выражающееся в отрицании общепринятых норм морали в поведении людей; 2) принцип практической или идейной ориентации, обосновывающий правомерность нигилистического отношения к общечеловеческим нормам морали в поведении человека, а также в политике, проводимой определенными группами людей или политическими партиями; 3) характеристика совокупности отрицательных качеств человека, его поступков и образа жизни (подлость, бесчестие, беспринципность, предательство, бессовестность, ложь, обман и т.п.)
АНАЛИЗ (от греч. analysis – разложение) – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы в противоположность синтезу.
АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП -один из фундаментальных принципов современной космологии, фиксирующий связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной и существованием в ней человека (наблюдателя).
Аргументация — argumentation — понятие, обозначающее логико-коммуникативный процесс, служащий обоснованию определенной точки зрения с целью ее восприятия, понимания и ( или) принятия индивидуальным или коллективным реципиентом.
АРТЕФАКТ (arte- искусственно + factus- сделанный)–объект (явление, процесс), искусственно созданный человеком в процессе деятельности.
АРХЕТИП (от греч. arcetupos: arch – начало и tupos – образ) – в позднеантичной философии прообраз, идея. В социальных науках (социологии, социальной психологии) А. связан с концепцией коллективного бессознательного К.Юнга и означает врожденные априорные, праисторич. образы, общие для отдельных рас, наций и всего человечества, структурная единица коллективного бессознательного.
Аутентификация —authentication—установление подлинности информации исключительно на основе внутренней структуры самой информации независимо от ее источника.
БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ – помехи препятствующие контакту между коммуникатором и реципиентом, адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе коммуникации. По характеру помех Б.к. можно разделить на технич., прихофизич., психич., семантич., социальные и культурные.
БИОПОЛИТИКА- учение о целостной системе теоретических разработок и практических мер по обеспечению сохранения жизни и ее разнообразия на Земле; термин применяется также в значении использования биологических подходов, методов и данных в политологических исследованиях.
БИОСФЕРА (греч. bios – жизнь, sphaira – шар) – своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с ними.
БИОФИЛОСОФИЯ– междисциплинарное направление, ориентированное на изучение онтологических, гносеологических, методологических, мировоззренческих, аксиологических проблем бытия Универсума через призму исследования феномена жизни.
БИОЭТИКА –междисциплинарное направление, ориентирующееся на изучение и разрешение моральных проблем, порожденных новейшими достижениями биомедицинской науки и практики здравоохранения.
БИФУРКАЦИЯ( лат.bi – двойной, furca– развилка) - разветвление надвое. В современной науке термин используется для описания фундаментальной особенности поведения сложных систем, подверженных сильным воздействиям.
БЫТИЕ– философская категория, обозначающая факт наличия, присутствия, существования любого сущего (вещи, явления, процесса и т.д.)
Верификация —verification — логико-методологическая процедура установления истинности научного утверждения на основе его соответствия эмпирическим данным; установление соответствия принятой и переданной пользователю Интернета информации с помощью логических методов.
Вероятность — probability — количественная мера возможности осуществления события при наличии неопределенности, т.е. в ситуации, когда это событие характеризуется как возможное.
Виртуальная цивилизация — культура, построенная на фундаменте виртуальной философии в сочетании с теоретическими и психологическими виртуальными моделями, реализованными посредством компьютерной техники и Интернета.
Виртуальность — характеристика процессов и явлений, возникающих, подобно свойствам, возникающим «здесь и сейчас» на стыке особым образом взаимодействующих систем: двух разнородных потоков элементарных частиц и голографическим изображениям в физике, мутациям и естественно-популяционному отбору в биологии, виртолюциям и бифуркациям в общей теории самоорганизующихся систем.
Возможность и действительность —possability and reality — модальные характеристики бытия, выражающие, с одной стороны, тенденцию становления, с другой — ставшую реальность
Возможные миры — possable worlds — философское понятие, фиксирующее мыслимые состояния бытия, альтернативные наличному.
ВОЛЯ – способность личности осуществлять регуляцию и саморегуляцию деятельности и поведения, выражающаяся в активном преодолении трудностей, противоречий и конфликтов при достижении сознательно поставленных целей. В. выражает индивидуальность человека, служит самоутверждению и самовыражению его «Я».
Герменевтика —hermenevtics — искусство истолкования и понимания текстов; направление в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие осмысления социального бытия
ГИПОТЕЗА (от греческого hypothesis – предположение) – 1) научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого либо явления и требующее верификации; 2) вероятностное предположение, истинность которого недоказуема при современном состоянии знаний.
ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ –принцип, посредством которого обозначается универсальная взаимосвязь между самоорганизующимися системами разной степени сложности (неживой и живой природой, человеком и обществом) и объясняется возникновение новых структур.
ГОМЕОСТАЗ (греч. homois – подобие и stasis – неподвижный) – свойство биологической системы сохранять относительное динамическое равновесие и постоянство своей структуры и функций.
ДЕИЗМ (лат. deus – Бог) – философское учение, согласно которому Бог в процессе одноактного творения создает основные субстанции как порождающие начала последующего многообразия и естественного развития природных и духовных сущностей.
ДЕМИУРГ (гр. demiurgos – творец, изготавливающий вещи, работник) – в мифологии тот, кто создал мир из хаоса, существующего извечно; в философию термин введен Платоном для обозначения «отца и творца Вселенной».
ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determinare – определять) – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе в противоположность индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности. Современный Д. включает разные формы взаимосвязи явлений, не имеющие непосредственного причинно-следственного характера (пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости и т.д.).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека.
Диалог — dialogue — логико-коммуникативный процесс, при котором люди взаимодействуют посредством своих смысловых позиций. Такое взаимодействие ведет к кристаллизации идей, к их творческому взаимодействию и синтезу.
ДИСКУССИЯ (от лат. discussio – рассмотрение исследования, исследование) – публичное обсуждение какого либо спорного вопроса, проблемы.
ДИСКУССИЯ НАУЧНАЯ – средство совместного поиска решения какой либо проблемы путем выдвижения, противопоставления и критического обсуждения различных точек зрения.
«ЗАКРЫТАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ» -понятие, раскрывающее движение мысли внутри принятой сетки познавательных координат в рамках заданной концептуальной системы; познавательная деятельность, осуществляющаяся в рамках известной парадигмы (внутрипарадигмальная рациональность).
ИГРА – свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от лат. identificare – отождествлять) – психологическая категория, отражающая процесс и результат эмоционального и иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом или идеалом.
ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. integratio – восстановление, соединение) – процесс, результатом которого является достижение единства и целостности, согласованности внутри системы, основанной на взаимозависимости и взаимодополняемости отдельных специализированных элементов.
ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – характеристика меры совпадения целей, интересов, различных социальных групп, индивидов. Близкие понятия – социальная сплоченность, включенность индивида в группу. И.с. может быть естественной и принудительной.
Интеллектуальная собственность — intelligent property — понятие, применяемое к результатам интеллектуальной деятельности, в которых реализуются креативные способности человека по созданию изобретений, научных открытий, информационных моделей, промышленных образцов, литературных и художественных произведений и других объектов. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности защищаются законом, в том числе право распоряжения, владения и пользования авторизованными творениями человеческого мозга (разума и чувства) в сферах науки и высоких технологий, литературы и искусства. Оно выступает основанием для легитимного получения их создателями прибыли в течение определенного периода (обычно автором при жизни и сверх того 50 лет его законными наследниками) в виде части доходов, которые приносят эти интеллектуальные продукты.
ИНТЕРЕС (от лат. interest – иметь значение) – 1. Направленность субъекта на значимые для него объекты, связанная с удовлетворением потребностей, полезностью. 2. Реальная причина деятельности социальных субъектов, направленная на удовлетворение определенных потребностей, лежащая в основе непосредственных побуждений, мотивов, идей и т.п., определяющаяся положением и ролью этих субъектов в системе общественных отношений.
Интернет —Internet — открытая мировая коммуникационная инфраструктура, состоящая из взаимосвязанных компьютерных сетей, обеспечивающая доступ к удаленной информации и обмен ею между компьютерами. Более формально это зафиксировано в определении Federal Networking Council USA от 24. 10. 1995: «Интернет — глобальная информационная система, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством уникального адресного пространства, основанного на протоколе IP или его последующих расширениях, способная поддерживать связь с использованием комплекса протоколов TCP/IP, их последующих расширений или других IP-совместимых протоколов, и которая обеспечивает, использует или делает доступным, публично или частным образом, коммуникационный сервис высокого уровня».
Интернет-зависимость —Internet addiction disorder, IAD — реально существующий феномен психологической зависимости от Интернета.Различают два подхода к интерпретации сетевой зависимости: в рамках первого подхода пристрастие к Сети, рассматривается как социальное явление, как феномен массовой культуры, когда человек работающий в Сети получает «удовольствие от общения» (communication peeasure); с точки зрения второго, альтернативного, подхода — интернет-зависимость трактуется как болезнь, как результат влияния информационных технологий на человеческое сознание, проявляющаяся в особой страсти к Сети, когда человек так или иначе страдает от такой зависимости, но не может без посторонней помощи прекратить такого рода общение или адекватно регулировать его.
Интернетика —internetics—прикладное научное направление, изучающее свойства, закономерности и способы использования глобальной компьютерной сети в различных сферах человеческой деятельности. Является логическим продолжением информатики в аспекте ее воздействия на социально- экономические процессы.
Интерпретация —interpretation — познавательная процедура установления содержания понятий или значения элементов формализма посредством их аппликации на ту или иную предметную область, а также результат указанной процедуры. В программировании термин interpret (интерпретировать) означает операцию декодирования (транслирования) и выполнения оператора или команды; interpretor (интерпретатор, переводчик) — программа, которая транслирует и затем выполняет каждый оператор исходной программы, написанной на интерпретирующем языке (interpreted language).
Информатизация — informatization — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информационная культура —information culture—способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.
Информационная революция —information revolution — радикальное изменение инструментальной основы, способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — information interaction — процесс обмена сведениями (информацией), приводящий к изменению знания хотя бы одного из получателей этих сведений.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО —information society — интегральное понятие, охватывающее все стороны функционирования социальной системы. Основные характеристики этого общества в технической сфере — широкое внедрение информационных технологий во все сферы производственной, экономической и деловой жизни, в систему образования и быт; в политической сфере — свобода доступа к информации как основа политического процесса, реализующего принципа плюрализма и демократии и т.п. В контексте имеющихся тенденций передовых в промышленном отношении стран информационное общество можно определить как общество, в котором информация и уровень ее использования существенным образом обуславливают качество жизни, а также перспективы экономического развития и социальных изменений. В таком обществе уровень жизни, характер труда и отдыха, система образования и рынок непосредственно испытывают на себе растущее влияние информации и знаний.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО —information space—форма существования информационных систем, характеризующаяся структурностью, протяженностью и дифференцированностью.
ИНФОРМАЦИЯ (от лат. informatio – разъяснение, изложение) – в самом общем виде – передача сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояний последней.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА – совокупность идей и принципов науки, конвенционально принятых научным сообществом, определяющих поле исследования и обеспечивающих возможность интерпретации проблем.
КОГНИТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ —social cognitology—наука о закономерностях формирования и использования совокупного интеллектуального потенциала общества.
КОДИРОВАНИЕ – coding процесс представления информации с помощью кодав более компактной и удобной форме для оперирования ею при передаче, обработке и хранении (запоминании).
КОММУНИКАЦИЯ (от лат. communicatio – сообщение, передача) – передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов.
КОММУНИКАЦИЯ И ОБЩЕНИЕ — communication and intercourse. В строгом смысле слова коммуникация — чисто информационный процесс, передача субъектом некоей информации какому-то объекту ее принимающему, безразлично то ли определенному лицу, то ли соответствующему механизму. Задача получателя информации или приемника (адресата, коммуниканта, реципиента, пользователя) заключается прежде всего лишь в том, чтобы принять содержание данного положения, возможно более точно извлечь информацию из текста, в котором она закодирована, и усвоить ее. Общение же, в отличие от коммуникации, предполагает не только информационную, но и личностно-экзистенциальную, субъективную связь между людьми.
КОСМОС(гр. kosmos – организованный мир, kosma – украшение) – философское понятие, обозначающее мир как структурно-организованное и упорядоченное целое.
КОЭВОЛЮЦИЯ (со – приставка, обозначающая согласованность; лат. evolutio – развертывание) – понятие, используемое современной наукой для обозначения механизма взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему.
КРЕАТИВНОСТЬ – способность к творчеству, созиданию нового.
КУЛЬТУРА (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
ЛОГИКА —logic — наука о формах, законах и методах познавательной деятельности; способность правильно (логически) мыслить.
МЕТОДОЛОГИЯ – тип критически-рефлексивного сознания, направленный на изучение предпосылок, условий, способов и закономерностей познания действительности. В узком смысле – учение о методах.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места человека в нем.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ – совокупность понятий, в которых аккумулируется социальный опыт человека, посредством которых человек вписывается в существующий мир, осмысливает и переживает его.
МИФ (гр. mythos – слово, рассказ, сказка) – форма творческого осмысления древними народами явлений природы, происхождения человека и всего окружающего мира.
МОДЕЛИРОВАНИЕ (от лат. modulus – мера, образец) – исследование объектов познания на их моделях.
МОДЕЛЬ — simulator — программа либо устройство, обеспечивающее имитацию характеристик и поведения определённого объекта.
НАБЛЮДЕНИЕ –метод эмпирического познания, заключающийся в активном, целенаправленном, непосредственном или опосредованном, систематическом восприятии
объектов, в ходе которого достигается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях исследуемого объекта.
НАТУРФИЛОСОФИЯ (лат. natura – природа) – философия природы, основная задача которой состояла в поиске всеобщих законов природы и ее целостном описании.
НАУКА – сфера человеческой деятельности, направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных, истинных знаний о мире.
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА– особая форма теоретического знания, которая задает представление о предмете науки в его главных системно-структурных характеристиках на определенной стадии ее развития.
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – этап в развитии научного знания, характеризующийся качественной перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки.
НАУЧНЫЙ МЕТОД -система регулятивных принципов и приемов, посредством которых достигается познание реальности.
НООСФЕРА — noosphere — эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. В.И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль.
ОБОБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ —generalization of information — преобразование информации о наличии множества простых частных событий в информацию о наличии некоего события более высокого уровня, в которое эти частные события входят как отдельные его элементы.
ОБОСНОВАНИЕ —basis — мыслительный процесс, основанный на использовании определенных знаний, норм и установок с целью регламентации и эталонизации практической и познавательной деятельности.
ОБРАБОТКА ДАННЫХна ЭВМ в диалоговом режиме предусматривает активное вмешательство человека в ход вычислительно процесса. ЭВМ задает на каждом шаге вопросы, ответы человека на которые определяют дальнейший путь обработки информации. Как пакетный, так и диалоговый режим обработки выполняются с помощью заранее создаваемых программ.
ОБЩЕСТВО «ОТКРЫТОЕ» И «ЗАКРЫТОЕ» – понятия, введенные К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития. «Открытое» общество – демократичное, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам вн