Понятие и значение логики в философии Аристотеля
Аристотель (384 — 322 до н.э.) - древнегреческий ученый, философ, учитель Александра Македонского, основатель логики.
Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины. Логика - наука о законах мышления. Учение о силлогизме, кот. состоит из трех суждений: первое содержит общее правило, второе – частное, третье – вывод.
Причинная зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. Классификацию причин бытия и выделяет 4 вида причин:
1. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.
2. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть.
3. Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.
4. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?».
Энтелехия (целеустремленная энергия, движущая сила превращающая возможность в действительность) - достигнутый результат, цель движения, завершение процесса. Связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное.
Каждое бытие по Аристотелю содержит в себе внутренние цели. Благодаря цели, заключенной в предмете, результат находится в бытии до его осуществления. Т о, понятие энтелехии вносит в движение телеологический характер (т.е. наличие сверхразумного творца). Телеология – учение о цели.
Телеологизм Аристотеля - в его учении о перводвигателе. Движение вечно, след. должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. «Первый двигатель» - сам есть энергия, чистая деятельность. Не обладает материей, в нем нет костного, он есть чистая форма – цель.
Душа - форма по отношению к материи. Ей обладают только растения, животное и человек. Растительная душа ведает функциями питания роста и размножения. У животных прибавляется способность желания. Разумной душой обладает лишь человек. Разум не зависит от тела, бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель. Аристотель разделял добродетели на два главных вида: дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые).
Метафизика Аристотеля
Аристотель (384 до н. э. - 322), древнегреческий ученый, философ, учитель Александра Македонского, ученик Платона.
Он перенес акцент с идеи на форму. Форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре: формальная – сущность вещи; материальная – субстрат вещи; действующая – то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целевая – во имя чего совершается действие.
«Метафизика» - собрание четырнадцати книг Аристотеля разнородного содержания.
Сквозная тема книг "М." - критика различных взглядов предшествующих философов, как учений, которые не могут быть использованы в виде теорий о «сущем как таковом». Проясняется значение многих понятий: тождество, качество, соотнесенное, часть, целое и т.д. «Исследование начал умозаключения также есть дело философа, т.е. того, кто изучает всякую сущность вообще».
Существуют три вида умозрительного знания: физика, математика и первая философия. Физика изучает сущее, которое способно двигаться. Предмет математики - сущее, которое не способно двигаться. Определения математики предполагают некий субстрат. Только первая философия изучает неподвижное и самостоятельно существующее. Она есть также наука о сущности, т.е. о сути бытия вещи. Основное же определение философии таково: "наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе".
Единичное бытие - синтез материи и формы. Материя – это возможность бытия, а форма - осуществление этой возможности, акт. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Выходит, что форма – это сущность и отдельного единичного предмета, и понятия об этом предмете.
Сущее как таковое имеет первые причины, которые должен постигать философ, раскрывая суть бытия вещей. К первым причинам, по Аристотелю, относятся: форма, материя, начало движения и цель. Форма представляет собой сущность чувственно воспринимаемых вещей как действительных. Материя - это сущность чувственно воспринимаемых вещей в возможности. Состоит материя из элементов - предельных частей, на которые делимы тела по виду. Элементов четыре: огонь, воздух, вода и земля. Светила совершают непрестанное движение потому, что возможность противоречащего их круговому движению отсутствует, а значит, они лишены материи. Если в сущности, способной к возникновению, содержится начало движения, то такая сущность называется природой.
Природа - то, из чего и сообразно с чем нечто возникает. Возникновение происходит из состояния лишенности. Поэтому для возникающих сущностей основными считаются три причины, или начала: материя, форма и лишенность. Последние два начала образуют "противоположение". Началами для цвета будут соответственно поверхность, белое и черное, для дня и ночи - воздух, свет и тьма.
Основное начало для вечных сущностей - деятельность. Этой сущностью является ум или Бог, т.е. такое движущее, которое не нуждается в том, чтобы его самого приводили в движение. "Бог есть вечное, наилучшее живое существо". Неоплатоники, средневековые схоласты, философы Нового времени во главе с Гегелем - все они так или иначе обращались к творческому наследию Аристотеля и черпали свое вдохновение в книгах "М."
23. Основные черты и этапы средневековой философии
Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф => Философия пишется с точки зрения церкви
Философия монотеистична, Бог понимается как единое и уникальное.à Средневековая мысль всегда теоцентричнаà всё сущее определяет Бог.
Идея креационизма: Источник всего сущего – Бог, Он сотворил мир из ничего. Весь мир – свободный дар Бога.
Принцип антропоцентризма. У греков господствовал принцип космоцентризма, человек был важен как часть целого. В христианстве же человек создан по образу и подобию Бога, должен уподобляться Богу и в то же время он повелитель созданного Богом. Библия утверждает, что человек способен принять волю Бога как свою собственную. (У греков тоже была мысль о том, что человек, воплощая благую цель, через интеллект уподобляется высшему существу).
Средневековая философия филологична по своей сути, так как отталкивается от Библии
мир средневековья – мир дуалистичный (духовенство противопоставлено мирянам, царство Божие – царству мира сего).
Основные черты исторического периода:
Социальная неоднородность, появление люмпенов (бродяги, нищие, уголовные элементы)
Экономический хаос в результате варварских набегов
=> Империя нуждалась в религии, способной сплотить различные социальные слои (все равны перед Богом).