Тема 4: Античная модель Абсолютного Первоначала
Если анализировать античную философию, преимущественно, в объективно-идеалистическом ракурсе, то можно констатировать, что в лице значительной части своих представителей, она воспроизводит основополагающую мировоззренческую схему объективного идеализма, согласно которой, Абсолютное Первоначало совершает определённую эволюцию преодоления собственной абсолютной единственности, через «временное» пребывания «вне себя» во Многом «Ином».
Античная философия именует Абсолютное Первоначало посредством категории ПервоЕдиное.
В процессе своего бесконечного бытия ПервоЕдиное непрерывно «эманирует» («выходит») из самого себя в нечто «Иное». Однако, само это «Иное» является неоднородным по своей бытийной сущности, т.к., часть данного «Иного» присутствует в самом ПервоЕдином, а часть существует «за пределами» и помимо ПервоЕдиного,
К числу Иного, присущего сущности самого ПервоЕдиного, античные философы относят «Разум» и «Душу».
Разуместь, своего рода, «первое» самообнаружение ПервоЕдиным собственного бытия, усмотрение собственной заполненности множеством «идеальных проектов возможного»,переполняющими ПервоЕдиное и взывающими к своему осуществлению (т.е. существованию).
В свою очередь, Душа (воодушевление, энтузиазм, «воля к…»)есть такой «энергетический» аспект ПервоЕдиного, который призван волевым образом порождать и инициировать в самом ПервоЕдином необходимость наделять «идеи Разума», опредмеченными воплощениями. Для этого Душа отыскивает в недрах ПервоЕдиного тот или иной «материал» и оказывается творческим посредником,в процессе сочетания идей Разума и органичных (или возможных для них) «материальных субстратов» (аморфных заготовок).
Подыскав для идей Разума тот или иной материал, Душа способствует тому, чтобы ПервоЕдиное начало «размножать» себя в чем-то «Ином», существующим отныне вне и помимосамого ПервоЕдиного и, в «идеале», представляющее собой новое и отдельное от Первоединого «умное образование».
Античный философ Платон, размышляя над вопросом о взаимосвязи идеальных первосмыслов Разума ПервоЕдиного и того «материала», который подыскивает для их воплощения «внутри» самого же ПервоЕдиного Душа, приходит к выводу, что данное воплощение оказывается неоднородным и разнокачественным.
В этойсвязи Платон выделяет три вариантареализации идеального в материальном:
- Вариант подражания. В варианте подражания идеальные проекты Разума воплощаются в том или ином «материале» стихийно и бессвязно,выступая лишь неким внешним «подобием и имитацией» своих исходных идеальных первосмыслов.
- Вариант причастности. В варианте причастности данная взаимосвязь характеризуется тем, что определённые бытийные образования воплощают собой (в качественно определенной форме), те или иные идеальные первосмыслы частно и частично,т.е. относительно.
- Вариант присутствия. В варианте присутствия имеет место абсолютное, совершенное и идеальноесовпадение идеальных содержаний Разума и их «материализованных двойников (аналогов)», в результате чего, данные предметно-воплощённые аналоги оказываются как раз теми «умными образованиями», посредством которых Абсолютное Первоначало осуществляет себя в своей бытийной полноте в лице чего-то (кого-то) Иного. И именно «это Иное» становится для Абсолютного Первоначала исходным пунктом возвращения к себе (в себя).
По мнению Платона, «в Мире идей Разума ПервоЕдиного» центральной идеей или идеей всех идей выступает Идея Блага, представляющая собой бытийное единство конечного и бесконечного, предельного и запредельного, Истины, Добра и Красоты. Вместе с тем, как отмечает Платон, разнородный и разнокачественный «мир Иного» оказывается отнюдь «не Благим» (т.е. не благовидным и не благополучным). В таком случае необходимо понять смысл данного обстоятельства. (Как идеальное может производить неидеальное?)
Размышляя над этим Платоновским вопросом, его ученик, Аристотель, предлагает (в качестве направления интерпретации) рассмотреть структуру сАмого простейшего акта человеческого поведения, в контексте которого, человек осуществляет материализацию своих замыслов.
Аристотель выделяет в данном «акте» четыре так называемых «первопричины» (или основания):
- «Материальная»,характеризующая и указывающая на тот бытийный «материал», (на ту «чтойность»), из которого мы «нечто» пытаемся сотворить.
- «Формальная»,характеризующая те первичные «смыслы», посредством которых, тот или иной материал «оформляется» и наделяется некоей сущностной для него «этостью» (т.е бытийной природой).
- «Действующая»,благодаря которой реализуются разнообразные варианты «социальных практик и технологий» преобразования исходного «материала» в некую бытийную «качественную определенность».
- «Целевая»,извещающая о том, «ради чего» то или иное воплощение допускается в бытие в качестве некоего уникального «Иного».
Аристотельсчитает, что причинами «неблагости» того или иного воплощённого бытия является то, что формальная, действующая и целевая первопричины, либо в совокупности, либо по отдельности, демонстрируют свою неспособность («немощь») преобразить и преобразовать тот аморфный «материал», на преображение которого они изначально были нацелены и претендовали.
В итоге же 1) творение торжествует над творцом; 2) творение начинает не столько представлять самого Творца, сколько становится событием отчуждения его сущностных усилий от сущности, которую он сотворил, и 3) (человеческое) бытие кумулятивно перенасыщается «несовершенным и несовершенством».