Сознание как высшая форма отражения действительности, его общественно-историческая природа. Понятия «психика», «душа», «дух человека», их характеристика
Рассматривая сознание, человек должен исходить из двух принципов:
1)Сознание является частью человека, которое направлено на его взаимоотношении с окружающей природой и главными функциями сознаниями сознания в этом плане определяются условия компромисса. На основании, которого человек приспосабливается.
Определяющей системой его атрибутивных качеств и свойств и эти свойства присущи в психологическом отражении в целом –отражение действительности, которая существует на основе:
1)отражение на уровне условного рефлекса.
2)данное отражение – это образное отражение действительности
3)данное отражение функционирует на основе второй сигнальной системы и предполагает всегда существующая центральная нервная система в виде головного мозга.
4) Психологическое отражение действительности включает в себя животный интеллект. Особенность животного интеллекта является то, что высшим приматом свойственно субъективно переживать состояние стада или группы особей, в которой она выходит.
2.Животный интеллект формирует предпосылки знаковости и целесообразности. На основе этого выделяется атрибутивные свойства, которые определяют наше сознание:
1)человек выделяет себя из мира и осознает в виде некого телесного существа, которое обладает способностью к телесной деятельности. И эта деятельность всегда направлена на конкретные объекты реального мира, поэтому наше сознание всегда предметно или наше сознание - это предметное осознание бытия. Оно фиксирует не, сколько вещи и предметы, сколько процесс их существования.
На основе этого выделяется вторую атрибутивную характеристику:
1)Наше сознание – это оперативное осознание бытия(человек всегда осознает свои цели и свое поведение в целом, поэтому сознание, есть ни что иное, как внутренний органический контроль нашей деятельности.
2)Сознание человека всегда находится в конфликте с условиями окружающей среды.
И поэтому сознание вынуждено оперативно реагировать на изменения действительности, определяя новые условия складов, компромисса, именно поэтому сознание оперативно.
3)Наше сознание есть оценочное сознание бытие. Человек всегда осознанно относится к миру и определенной значимости явлений, вещей, процессов относительно себя. И на основе этого он определяет свой выбор: всегда предполагает существование оценки, ситуаций, в которых он действует. Именно поэтому сознание имеет оценочную функцию.
4) Сознание рефлексивно, об этом свойстве говорит то, что оно не только направлено на внешнее объективное внимание, но и на самопознание, регуляцию, оценку.
5) Сознание по своей природе коммуникативное. Сознание есть тот орган человека, который помогает вступать в информационное взаимодействие с другими. Эти атрибутивные свойства определяют наше сознание, как особую, психологическую форму отражения действительности. Однако, сознание, имеет еще одну сторону и все дело в том, что сознание человека формируется в обществе и поэтому выходит за грани или границу целесообразной психологической деятельности. Человек способен добровольно вопреки своим интересам и потребностям, приносить себя в жертву ради удовлетворения социума. Наше сознание имеет общественно- историческую природу ибо его становление проходит в коммуникативных связях. И существующее такого вида сознание является предпосылкой формирования в человеке его личностного начала.
Данный аспект определяется системой интегрированных свойств:
Наше сознание по своей природе идеально. Идеальность заключается в том, что праграматичность живого сознания, которая существует на основе значимости, и мы вводим с помощью абстрактного смысла;
Суть следующего определяется:
1)Живая психика – есть машина – главная функция – функция распределения значимости природных воздействий на человека и животного.
Психика делится на:
-биологические, положительно значимые;
-биологические, отрицательно – значимые;
-нейтральные;
Человек заменяет эту биологическую значимость отрицательными свойствами и явлениями, с которыми он имеет дело:
2)Главная особенность человека от животного – ставить цель до начала деятельности, формируем идею – единство цели, сознание и понимание путей и способов ее достижения. В то время, как животная психика тоже способна формировать цель, но понимание путей и способы достижения основываются на поведении в основе которых лежит принцип формирования положительного результата. Это деятельность на основе учета наших ошибок и достижений. Человек заменяет эту деятельность на основе методологии;
3) Связь мышления с языком или знаковость нашего знания, что дает нам возможность получать информацию вне биологического пути ее достижения, что значительно расширяет его способность и формирует его отличия от животного.
ОТЛИЧИЯ:
1) Человек внутренне противоречив и главное его противоречие – между искусственным телом и естественным (дается природой в акте рождения, искусственное тело - система производительных сил определенной эпохи, при помощи которой человек определяет свое взаимоотношение с окружающим миром. И то данное тело формируется самим человеком, в процессе его воспитания и социализации, данное тело - его профессиональная деятельность.
2)Человек всегда имеет прошлое, т.е освоенную традицию, освоенный опыт своих поколений , предков, как родового, так национального и все человеческое бытие. И это прошлое всегда существует в человеке в зашифрованном виде, а именно в системе понятий искусственного языка. Именно поэтому, человек всегда все носит с собой – это фундаментальное преимущество перед животным.
3)Сознание человека значимо. Наше сознание по своей природе духовно, т.е мы способны существовать на основе своих фундаментальных ценностях, которые дает нам ответ на вопрос-: «Во имя чего мы всегда действуем?». Человек всегда способен существовать в системе виртуальных миров.
Понимание духовности, как интегральной характеристики нашего сознания присуще с точки зрения общественной культуры, истоков, живой духовности. Эти истоки определяют меру социального бытия человека. Об этом всегда писали: Владимир Соловьев, Павел Флоренский, Федор Достоевский, Митрополит Илларион. И под этими истоками Бердяев видел следующие явления. Он пишет: «Развитому сознанию человека всегда должны быть присуще чувство стыда, чувство долга, живые порывы совести».
Духовность – потребность к духовной красоте и «сорадованию» живого (термин Альберта Швейцара).
Любовь к Богу и Родине.
Таким образом, общественно – историческая форма сознания определяется единством. Целеполагание, значимость, знаковость, духовность, прививаются к человеку через бытие.
Понятие «души» было заменено понятием «сознание», как определенной формой существования психологического отражения действительности. Однако, данное понимание «сознания» в научном ареале существовало до середины 20-ых годов 20 века. До тех пор, пока не было выведено индивидуального интеллекта и духовного человеческого сознания. К этому времени весь внутренний мир человека начал делиться на две сферы бытия:
1) Внутренний мир нашего существования, содержание которого определяется совокупностью ценностей и форм отчуждения, ибо в нашем реальном мире на основе добра не выжить. И основной функцией этого мира является сознание.
2) Духовный мир человека, содержание которого составляет совокупность высших ценностей нашего бытия и идеалов и основой является душа.
Таким образом, душа является понятием и явлением науки, а если это так, то появляется потребность в ее определении.
В современной литературе существует три подхода к пониманию специфики и содержания души:
1) Натуралистический. Суть : данный подход сводит душу к бессознательному компоненту нашего сознания. Байлук: «Все неосознанное и бессознательное и есть наша душа».
Главным недостатком является то, что идеал становится бессознательно определяем. Что наши переживания, чувства идентичны с природой идеала, но идеал постигается рационально.
2)Технократический подход в понимании нашей души. Основное определение дается Лившицем: «Душа – это вписанный в психосоматику нашего тела своеобразный компьютер, неорганически нельзя наблюдать и автоматически отслеживает состояние состояния, переживание переживания, оценки оценок и при этом переживая это переживание ».
Особенность данного определения состоит в том, что сформированное понятие высшей сложности, то, которое переживает возможности нашего языка – и в этом его технократизм. Данное определение является рабочим.
3)Функциональный подход В.В.Пивоварова: «Душа – тотальное единство таких элементов, как знание, совести, веры и установки, на основе которой человек осмысливает содержание идеалов и свое положение относительно его». В основу своей концепции он кладет теорию Фрейда, который считает, что наш духовный мир состоит из единства трех сфер: сфера бессознательного и тонатоса, страха смерти – по его мнению, содержащее противоречие этих инстинктов порождает установку, которая определяется симпатией и антисимпатией. И таким образом, является принципом действия человека.
Фрейд выделяет сверх «я» в качестве сознательного и состояние этого выражает норму состояния и «я». И Фрейд выделяет сферу подсознательного функционирования, дает понимание – совесть и вера. Единство этих элементов определяет содержание нашей души, однако данное единство идеалистично по способу своего существования. Поэтому один элемент господствует над другими. На основе этого типы душей:
-радиальная;
-совестливая душа;
-верующая;
Установочная душа – на основе первого взгляда;
Это содержательная характеристика души предполагает некую формальную организованность. Выделение некой структуры, аппарата, на основе которой душа функционирует.
Существует три структуры элемента:
1)Самооценка,стержень. Весь опыт наших успехов, неудач и поддерживает современное состояние нашей души. Карапилян писал: «самооценка – последний бастион».
2)Духовность, – которая связывает нашу душу с духом и системой общечеловеческой культуры. По христианству, душа без духов бездна., функционирование ее ущербно.
3) Элемент внутренне силы сопротивления, – который охраняет нашу душу, боря от пороков, удерживая ее от соблазнов, направленное решение души на решение ее проблем.
Р. Загайнов: «У человека есть определенная сила и энергия, но существуют ситуации, когда человек превосходит свой потолок и у него возникает вопрос, откуда берутся эти силы?». Они концентрируются в человеке и отдаются на решение проблем. Было введено Карповым. Данная концепция «души» оптимальна, но все же, является рабочей.