Итак, как же ответить на вопрос о том, каково соотношение между философией и наукой?
Учитывая вышесказанное, в принципе возможны четыре различных ответа:
Ø а - философия включает в себя науку;
Ø б - философия входит в состав науки;
Ø в - философия и наука - это разные области знания;
Ø г - философия и наука - это различные, но частично совпадающие, пересекающиеся области знания.
Решение «а»игнорирует специфику научного знания. Решение «б»игнорирует спе-цифику философского знания. Решение «в»игнорирует специфику общности филосоского и научного знания. Следовательно, наиболее отвечающим действительному положению дел является решение«г». Оно предполагает, что философское знание отличается от научного, но в то же время между ними есть много общего.
Соотношение философии и науки можно наглядно показать на кругах Эйлера, откуда хорошо видно, что их объёмы совпадают лишь частично (см. рисунок на с.18). Область совпадений их объёмов (заштрихованная часть) относится и к науке в её собирательном смысле и одновременно к философии, в той её части, где дело касается категорий, методологий, систематизации и т.п. Незаштрихованная часть объёма понятия «наука» - конкретные дисциплины, в понятии же «философия» незаштрихованная часть означает всё то, что отличает философию от науки.
-
Философия и искусство
Отличие философии от искусства заключается в том, что философия есть область рационального (понятийно-абстрактного), а искусство - наглядно-образного (художественного) мышления. Философ мыслит абстракциями, поэт, писатель - художественными образами. Первый доказывает и объясняет, второй показывает и описывает. В искусстве главное - эмоциональный контакт автора с читателем, слушателем, зрителем. Художественный образ воздействует прежде всего на их чувства и через это воздействие побуждает их к размышлению. В философии же автор прямо и непосредственно обращается к разуму читателя или слушателя, стремясь увлечь его за собой главным образом с помощью логики, а эмоциональные средства могут играть при этом лишь вспомогательную роль.
Однако между философией и искусством есть много общего. Как в философии, так и в искусстве главный предмет внимания - человек, его духовный мир, его восприятие и понимание явлений действительности. И философ, и художник защищают и обосновывают определенные человеческие ценности и идеалы (один - преимущественно с помощью логической аргументации, другой - преимущественно эмоционально-эстетическими сред-ствами); окружающая человека действительность осмысливается и оценивается ими в све-те этих ценностей и идеалов. Они стремятся донести до других свое видение мира, сде-лать доступными и понятными для других свои духовные прозрения и прорывы в неведо-мое.
Как поймет человек то, что хочет выразить в своем произведении композитор или поэт, какой отклик вызовет оно в его душе - это зависит не только от автора, но и от данного человека. Каждый может истолковывать улыбку леонардовской Джоконды по-свое-му. Точно так же и понимание философских идей оказывается неоднозначным. Трактовка смысла и значения философских произведений, как и творений искусства, меняется в за-висимости от культурно-исторических условий, происходящих в обществе процессов, социального положения человека, его индивидуальных особенностей.
Подобно шедеврам искусства, труды великих философов не стареют. В каждую эпоху в них обнаруживается что-то ранее недооцененное, непонятое и неистолкованное, в результате чего они приобретают новый смысл и актуальность. Поэтому они всегда оста-ются современными.
В философии, как и в искусстве (в отличие от науки), изучение книг и учебников, кратко суммирующих все, что сделано предшественниками, не может заменить непосред-ственного знакомства с их творчеством. Можно изучить эйнштейновскую теорию относи-тельности по учебнику, ни разу не заглянув в работы самого Эйнштейна. Но нельзя разо-браться в марксизме, не читая Маркса. Для овладения философией самостоятельное чте-ние классических философских произведений столь же необходимо, как необходимо соб-ственными глазами видеть, скажем, картины Левитана или Сальвадора Дали, чтобы в пол-ной мере понять и оценить их. Никакие описания и объяснения здесь не могут заменить подлинника.
Из разнообразных видов искусства ближе всего к философии литература и поэзия. Не случайно многие из крупнейших деятелей человеческой культуры были одновременно и видными философами и прекрасными писателями (Цицерон, Вольтер, Руссо, Гете, Радищев, Толстой и др.).
Нередко литературно-художественное произведение, написанное в форме поэмы или романа, несет в себе глубокое философское содержание (хотя далеко не всякие фило-софские идеи могут быть выражены в такой форме). Подобного рода произведения трудно однозначно отнести либо к искусству, либо к философии.
В мировой художественной литературе имеется множество произведений, в кото-рых ставятся и обсуждаются серьезнейшие философские вопросы: «Божественная коме-дия» Данте, «Рубайята» Омара Хайяма, «Фауст» Гете, романы Достоевского «Преступле-ние и наказание» и «Братья Карамазовы», Т. Манна «Доктор Фаустус» и «Иосиф и его братья», О. Хаксли «Желтый Кром» и «О, дивный новый мир», Г. Гессе «Игра в бисер», В. Тендрякова «Покушение на миражи» и пр. Иногда в художественных произведениях встречаются вставки, в которых автор, переходя с художественно-образного языка на язык философской теории, в систематической форме излагает свой философскую концепцию по какой-либо проблеме. Так, Л. Толстой в эпилоге «Войны и мира» помещает настоящий философский трактат о свободе и необходимости в истории, а Т. Манн в свою «Волшеб-ную гору» включает философское исследование проблемы времени.
Наоборот, некоторые философы прибегают к литературно-художественным жан-рам для выражения и популяризации философских концепций. Это делали, например, крупнейшие представители современной философии экзистенциализма Ж.-П. Сартр (1905-1980), написавший роман «Тошнота», и А. Камю (1913-1960), автор повестей «Чума», «Посторонний», «Падение» и др. Существуют и произведения, которые можно отнести к художественно-философской прозе («философские эссе»). В таком стиле писали русские мыслители П. Чаадаев (1794-1856) и В. Розанов (1856-1919), датский философ С. Кьеркегор (1813-1855), немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900) и др. Блестящим примером этого жанра является знаменитая «Исповедь» Л. Толстого.
Следует заметить, что все сколько-нибудь крупные философы даже в самых стро-гих философско-теоретических трудах не пренебрегали возможностями художественно-образного выражения мысли.Таким образом, философия и искусство, будучи разными формами духовного творчества, тем не менее частично пересекаются друг с другом. Таким образом, соотношение философии и искусства аналогично соотношению философии и науки.
·
Философия и мифология
В разделе 1.5 «Культурно-исторические формы мировоззрения» уже упоминалось, что самой ранней формой мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Впоследствии на его основе возникло философское мировоззрение. Из этого следует, что философия необходимо должна включать в себя нечто, что роднит ее с мифологией. Таковым, например, является совпадение в предмете познания. Мифологию, равно как и философию интересуют проблемы происхождения мира, общества, человека. Нравственный аспект бытия человека и история человечества также являются центральными темами мифологии и философии.
Однако совпадение в предмете познания еще не означает тождества мифологии и философии. Первое отличие философии от мифологии заключается в том, что сознание, которое лежит в основе второй формы, является не теоретическим, а разработано на основе практических представлений многих поколений, их опыта и мировосприятия. Дело в том, что теория становится необходимым атрибутом человеческой жизни тогда, когда возникает чувство неудовлетворенности опытом и желание постигать мир без привлечения практических основ. Философия основана на мысли, которая не берет истоки в преданиях и легендах. Она приводит в поддержку своих теорий не веру, а доказательство. Если миф монологичен, то философия в своих развитых формах принципиально диалогична.
Во-вторых, миф – это знаковая система, которая основана на слабом развитии абстрактных форм, образности и эмоциональности. В отличие от мифологии, языком философии являются понятия и категории. Она выносит на первый план логический анализ, выводы, доказательства и обобщения. Она отражает нарастающую в обществе потреб-
ность в понимании мира и его оценки с позиции разума и знаний. Таким образом, соотношение философии и мифологии похоже на соотношение ее с наукой и искусством.
В итоге следует признать, что философия есть сложный и изменчивый культурный феномен, который не укладывается в какую-то раз и навсегда данную рубрику. Она может сближаться с наукой, искусством, мифологией и даже принимать их облик. У нее есть много общего с ними. Границы, отделяющие ее от них, не являются жестко определенными. Но ее нельзя подвести ни под понятие науки, ни под понятие искусства или мифологии. Это особая форма культуры, относительно самостоятельная область духовной деятельности, отличающейся от всех других ее областей.