Объективный идеализм платона
Идеалисты, начиная с Платона, представляли стройную систему из космоса идеального и физического, являющегося отражением первого. Мир идей (эйдосов) признаётся в качестве первичного по отношению к миру вещей. Сущ сверхчувственный мир, кот постигается только понимающим умом. Этот мир есть «идеи в себе и для себя». Космос (материальное бытие) – прекрасная, одухотворенная, живая, причастная бытию иерархическая структура, сотворенная демиургом (созидающее начало), гармонически расчисленная и обустроенная. Многие античные философы представляли его как самодовлеющее и вечное бытие, живое и одушевленно целое. Эйдос – (вид, образ) = идея, «видимое», «то, что видно» (Гомер), затем – конкретная явленность, видимая сущность (Парменид), субстанциальная идея (Платон), форма (Аристотель) – общность, единичность, целостность. Настоящее имя —Аристохов (Платон—прозвище). Подобно тому как все сущее Платон делит на две неравноценные сферы – вечные и самосущные идеи, с одной стороны, и переходящие, текучие и несамостоятельные вещи чувственного мира, с другой, - он и в человеке различает бессмертную душу и смертное, тленное тело. Сущность души – не только в в ее единстве, но и в ее самодвижении. Все движущее себя, согласно Платону, бессмертно, тогда как все, что приводится в движение чем-то другим, конечно и смертно. Тут у Платона возникает затруднение, с которым идеализм не в состоянии справиться. Если душа едина и неделима, если она есть нечто самостоятельное и нематериальное, то почему же она нуждается в теле? По Платону, человеческая душа состоит как бы из двух «частей»: высшей – разумной, с помощью которой человек созерцает вечный мир идей и которая стремиться к благу, и низшей – чувственной. Платон – сторонник теории переселения душ: после смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем вновь вселиться в какое-либо другое тело. Он сзд учение о припоминнии душ всего случ. ранее. Умер в 80 лет в день своего рожд. Аристократ. Учит: Сократ и Кратен.
Достижения:1-е - создание основ объективного идеализма как особого напр-я в мировой Ф., к-я доказ-ет первичность сверхестеств и сверх индивид сост-й идеального (нематериального Б.). По Платону Б. Состоит из следующих уровней: 1- мир идей это место где сущ-ют Боги, души, сущности всех предметов реального мира. 2- мир вещей это реальные предметы чувственно воспринимаемые чел-ком эти предметы той или иной степени приближаются к своей идеальной сущ-ти. За этими парадоксальными мыслями скрывалось важнейшая идея о том, что общее рациональное не представлено в реальных вещах, но все единичные реальные следуют общим з-нам и пон-ям. В сущ-ти, Платон поставил проблему чувств-го и рацион-го в Ф., а также четко обозначил проблему идеалов, а именно целей, к к-рым нужно стремиться, но ни когда не достигать. Необх-ть идеалов в том чтобы стимулировать акт-ть чел-ка в соверш-нии себя.
2-е создание теории познания как припоминание душой чел-ка той или иной инф-ции, к-ю она получила до внедрения в тело в мире идей. Эта мысль частично подтверждается псих-ей при изучении одаренных детей, иссл-ий профпригодности чел-ка.
3-е создание модели идеального об-ва, в к-м все действуют в строгом соотв-ии с кач-вом своей души, а именно элита об-ва - правители, т. к. в их душе преобладает разум. Стратеги (воины)- те у к-х в душе преобладают эмоции и воля. Работник в душе преобладает чувств-ть.
В этом об-ве возможно равенство и соц. Справедливость, т. к. Труд каждого доп-ет и сп-ет увел-ю мат. Благ. Эта утопия только частично реал-ся в последующих цивилизациях и техногенных об-х.
Платон определил четко многие понятия Ф. и ввел в рассуждения обязательность доказательств всех рассуждений и мыслей.
УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ
Еще находясь в учениках у Платона, А. его критиковал, в особенности теорию идей, он полагал, что разделение на идеи и вещи нерационально, т.к. идеи - копии чувственных вещей и тождественны им по значению. А. говорил, что отделение идей от вещей приводит к удвоению того, что должно быть объяснено. По Платону идеи - прообразы вещей и существуют от них независимо, а вещи, заимствующие у идей свое бытие - только их отблеск. А. говорит, что нельзя отделить сущность от того, сущностью чего она является, нельзя создать идеальный сверхчувственный мир наряду с реальным миром. В основе мироздания находится неопределенный субстрат - "первая материя", однако она существует только в абстракции. По А. каждая конкретная вещь - единство материи и формы. Форма - сущность вещи, она нематериальна, каждая вещь - оформленная материя. Медный шар - медный - вещество, шар - форма. Медь лишена форму т.к. еще не явл. шаром и в то же время она есть возможность формы. Форма есть действительность того возможностью чего явл. материя.
Высшая форма - это Бог или перводвигатель - чистая материя. "Это мысль, разум, который мыслит сам себя. А. считал, что природа состоит из 4 элементов - огонь, воздух, земля, вода, а также - эфир, из которого состоят небесные тела. Эфир неизменен и совершенен.
А. выступал против атомистики, считая, что неделимых частиц материи не существует. В центре мира по А. находится неподвижная шарообразная земля, над которой движутся сферы с прикрепленными к ним светилами.
В теории познания А. в отличие от Платона защищает происхождение знания из чувств. Критиковал и элеатов за их отрицание движения. Как он считал любое явление предполагает возможность изменения и цель этого изменения. Выступил как создатель логики, стремился соединить формы мышления и бытие, объяснить логические категории в соответствии с объективной реальностью. В соотв. с спецификой античного знания, огранич. прямым наблюдением и построением умозрит. гипотез, А. главное знач. придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Поэтому он на первый план выдвигает движ мысли от общего к частному (дедукция), а на индукцию обращ. мало внимания.
Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник движения - бог (перводвигатель).
Общественно полит. теории А разлачает 3 хор. и 3 плохих формы управления гос-вом. Хорошими он считает формы, при кот. исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основ. на смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания, олигархия и крайняя демократия.