Понятие «общество». Подсистемы (сферы) общества: экономическая, духовная, социальная, политическая (основные особенности)
1. Философия жизни. Представители: В. Дильтей, А. Бергсон, Г. Зиммель, Фр. Ницше и др. Стремление не только всесторонне рассмотреть жизнь как единое образование, но и сделать её центром мироописания и мироощущения. Науки о природе имеют в своей основе рациональное знание и обладают достоверностью своих выводов. Они опираются на категории, применяют общепринятые в своей сфере процедуры и направлены на отыскание причин явлений и законов природы. Науки о духе важно не рациональное мышление, а интуитивное постижение сути, переживание событий истории и текущей жизни, сопричастность субъекта предмету познания. Духовная жизнь возникает на почве физического мира, она включена в эволюцию и является её высшей ступенью. Переживание заключает в себе элементарные акты мышления, сюда же включаются суждения о пережитом. субъект познания един со своим предметом, и этот предмет один и тот же на всех этапах объективации. Настоящее — это наполненное реальностью мгновение, оно реально в противоположность воспоминанию или представлениям о будущем, проявляющимся в надежде, страхе, стремлении, желании, ожидании. Все компоненты жизни связаны в одно целое. Мы овладеваем этим целым с помощью понимания. Бергсон обращает наше внимание на творческий характер протекания жизни — она, подобно сознательной деятельности есть непрерывное творчество. Поэтому предвидеть новую форму жизни не может никто. Жизнь есть движение, материальность же есть обратное движение; каждое из них является простым. В самой эволюции жизни значительную роль играет случайность. А. Бергсон считает, что духовную жизнь нельзя отрывать от всего остального мира. Георг Зиммель отметил противоречия, возникающие в нашем сознании, когда мы познаём мир и жизнь. жизнь есть одновременно и не имеющая границ сплошность, и определённо ограниченное Я. Зиммель усматривает два взаимно друг друга дополняющих определения жизни: жизнь как движение к большей жизни (более — жизнь), и жизни как того, что более, чем жизнь. Фридрих Ницше совершил глубокие прозрения в тех сферах философии и культуры, где всё казалось яcным и устоявшимся. Он подверг тотальной критике традиционные ценности европейской культуры и прежде всего христианскую религию и рациональное мышление. Ницше ясно показал, что всё богатство живого мира не может быть осмыслено и освоено в существующей системе культурных ценностей, и что жизнь как таковая далеко не понята нами, а если и понята, то однобоко и превратно. Жизнь, по Ницше, определяется законом подчинения слабого сильному. Мерилом истинной ценности у Ницше является свобода от общественных норм современного ему общества. Работы Ницше несут на себе печать иррационализма и нетрадиционности.
Экзистенциали?зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Основоположником этого философского течения является Сёрен Кьеркегор (1811-1855). Философия Кьеркегора, вводящая экзистенциальное мышление и переживание видится как третье, объемное измерение, как бы достраивающее общую картину бытия. Адам и Ева, вкусив яблоко, совершили качественный скачок от незнания к знанию обрели свободу и независимость от Бога. Он против всякого диктата над человеческим духом. Но духовная жизнь, как ее видит Кьеркегор, очень сложна. Началом философии (экзистенциализма) Кьеркегор полагает не удивление, как это было у Сократа, а отчаяние. Мыслить в рамках экзистенции, по Кьеркегору, означает столкнуться с ситуацией личного выбора. Причиной экзистенциальной ситуации в конечном итоге Кьеркегору видится отчуждение человека от Бога. Стадии жизненного пути: эстетическая, этическая, религиозная.
Философская антропология в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др. Содержание философско-антропологической мысли определяют такие вопросы, как смысл и ценность человеческой жизни, специфика философского постижения человека, проблем гуманизма.Как особое направление, изучающее человека с точки зрения его бытия, философская антропология возникла в 20-ые годы нашего столетия в Германии. Макс Шелер (1874-1928). симпатия рассматривается Шелером как основание межличностного общения. М. Шелер формулирует предмет философской антропологии как науки о сущности и структуре сущности человека, поэтому она содержит в себе начало всех наук. выделяет 3 формы знания, которые сосуществуют в каждую эпоху: религиозное, метафизическое и техническое. Человек занимает в философии Шелера центральное место, он является прежде всего духовным существом, для которого главным принципом является слепой жизненный порыв (влечения, аффекты человека) и все постигающий дух, понимаемый как единство разума и переживаний. Арнольд ГеленОсновные тезисы его философско-антропологической концепции - «человек - деятельное существо», «человек биологически недостаточное существо» определяют сущность человека по Гелену. Человек в своей сущности биологичен. тезис об обладании человеком такой телесной организацией, которая заранее приспособлена к существованию в определенных культурных формах. Он исходит из положения о том, что у человека имеются инстинктоподобные импульсы, которые обусловливают его социальное поведение. Эрих Ротхакер. Конкретные культуры трактуются Ротхакером как некие стили жизни. перед человеком открывается широкий мир, но он его суживает до определенной «окружающей среды» благодаря своей деятельности. действительность - это чуждая и таинственная объективная реальность, которую предстоит человеку использовать. Эрнст Кассирер. Рациональность является одной из существенных черт человеческой природы, но не исчерпывает ее в целом. Познать сущность человека можно только через рассмотрение его в культуре. Мир символов преобразовал жизнь человека, поскольку с его рождением появилась цивилизация, или культура.
Постмодернизм противопоставляет себя прежде всего Гегелю. человек уже не воспринимает себя в качестве хозяина своей судьбы, который во всем полагается на самого себя, всем обязан самому себе. постмодернистское мировоззрение лишено вполне устойчивого внутреннего ядра. Постмодернизм развенчал престиж и авторитет науки, но не предложил ничего взамен, усложнив человеку проблему ориентации в мире. Цинизм постмодерна проявляется в отказе от многих прежних нравственных норм и ценностей. Этика в постмодерном обществе уступает место эстетике, принимающей форму гедонизма, где на первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений. Представители: Ж. Ф. Лиотар, Бодрийяр, Жан, Фуко. Истинный идеал постмодернистов — это хаос .
2. Социальная философия изучает общество, его законы, исторические формы, структуру общества, социальные процессы и другие явления в их системных связях, выступает методологическим основанием социальных наук. Договорная теория объясняет возникновение общества из идеи соглашения людей о взаимной жизнедеятельности. Трудовая теория считает причиной социальности естественную необходимость людей в их совместной деятельности по удовлетворению витальных (жизненных) и социальных потребностей. Семиотическая теория утверждает о рождении общества из символического обмена, возникшего в процессе развития речи (языка) у человека. Самое простое, элементарное общественное отношение имеет структуру: человек - знак - человек.
Билет 27.1. Персонализм. Это философское направление признает личность первичной реальностью и высшей духовной ценностью. 2. Гражданское общество и государство. Возникновение и эволюция представлений о государстве и гражданском обществе.
1. Существуют две ветви персонализма — религиозная и атеистическая. Поскольку религиозные персоналисты рассматривают как верховную личность Бога, то весь мир понимается ими как проявление Его творческой активности. Цель человека — единство с высшей личностью — Богом. В связи с этим человек имеет три направления развития — экстериоризацию — развитие во вне, интериоризацию — саморазвитие и трансценденцию — высшее направление развития, в котором оба предыдущих сосредоточиваются на достижении высшей цели — истины, добра и красоты в единении с Богом.
Персонализм имел широкое развитие в начале XX в. в России. В этом направлении заметно противопоставление личности как первичного всем остальным жизнепроявления. Именно личность создает социум; история трактуется как процесс, основанный на развитии личностного начала в человеке. Персонализм (от лат. persona — личность) — экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлением творческой активности верховной личности — Бога.
В персонализме можно выделить яркое и актуальное течение диалогический персонализм, представителями которого являются М. Бубер, Недонсель, Н. А. Бердяев. Социальная сторона личности, а именно коммуникация или диалог, заявляются в диалогическом персонализме основанием конституирования всей личности. Диалогический персонализм, оперируя новыми экзистенциальными категориями (Я, ТЫ, МЫ), стремится преодолеть гносеологический Я-центризм классической философии, вынося проблему познания на новый онтологический уровень проблемы творчества.
Неотомизм. Это официальная философская доктрина католической церкви, разработанная еще Фомой Аквинским, но, естественно даже для религиозной ортодоксии, модернизированная за многовековую историю. XX в. внес в эту модернизацию существенный вклад.
Основные категории неотомизма, впрочем, не изменились: это Бог, чистое бытие, духовное первоначало. Однако эта основа находит современное прикладное применение: религиозное постижение естественно-научных теорий, обоснование существования высшего существа с помощью космологических аргументов, пересмотр традиционной иерархии католических ценностей с позиций приоритета проблемы человека и др.
Неотомисты считают равноправными понятия культуры и цивилизации (в отличие от Данилевского и Шпенглера), понимая их как равной степени материальные и духовные явления. Неотомизм (от имени Фомы Аквинского) — официальная философия католицизма с 1879, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность.
Основные представители неотомизма: Ж. Маритен, Ф. Веттер, Э. Жильсон (Франция), М. Грабман, К. Беймкер,) и др.
Тейяр де Шарден пытается осмыслить развитие мира и человека в свете данных современной ему науки. Он считает возможным синтез науки и религии в решении проблем строения и сущности Вселенной, сущности и смысла жизни человека. Главная задача философии, теологии, науки — увидеть и показать, «чем становится и чего требует человек», — считает Тейяр де Шарден. Мыслитель считает, что мир имеет способность к собственному усложнению, «свертыванию». Степень усложнения соответствует количеству психического сознания, которое в космосе нарастает. В конечном счете возникает и совершенствуется сознание человека. Человек — итог эволюции космоса. Стадии развития вселенной таковы: «преджизнь» — «жизнь» — «мысль» — «сверхжизнь». Последнее означает такое состояние общества, когда мир людей сплотится на основе христианского гуманизма. На последней стадии произойдет соединение разума и веры, науки и религии. Тейяр де Шарден считает основой мира энергию. Энергия бывает двух видов: «тангенциальная» и «радиальная». Первая связывает воедино однородные предметы (например, река — море — океан). Второй вид демонстрирует нарастание сложных явлений (например, восприятие — ощущение — интеллект — гений). Радиальная энергия — это то же самое, что и «божественная благодать». Мир по воле Бога стремится к совершенству. Жизнь идет путем эволюции. Жизнь самозародилась на Земле один раз, но во многих местах Земли. Некоторые ветви этой жизни — «питекантроп», «синантроп» и пр. вошли в тупик, а ветвь «человека разумного» развилась. Однако это самозарождение произошло по воле Бога. В работах философа эти идеи называются принципом «Монофилии жизни». В целом мир видится Тейяру де Шардену «как живой организм, пронизанный Божеством и устремленный к совершенству». Вместе с тем, Тейяр де Шарден не является пантеистом. Он не считает, что Бог является «всем», проявляется «во всем». Бог через любовь как бы «касается» всего, «пребывает», но не является в любом процессе мира. Христос — это завершение мира или «точка Омега» — то, к чему стремится мир. В мире есть и «точка Альфа» — элементарные частицы бытия. Движение мира направлено от Альфы к Омеге. Это движение имеет магистральное направление, а именно — «гоминизацию», — возникновение человека.