Гносеология И.Канта( 18 век)

Метафизика -раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

Кант ставит вопрос Как происходит процесс познания Кант категорически не согласен с положениями метафизики(— наука о сверхчувственных принципах и началах бытия) - она полагала что высшим достижением явл-ся постановка проблем: 1)познание мира как абсолюта,2)познание Бога,3)познание души.

Он считает что познать их нельзя так как мир абсолют и познать его полностью невозможно. Если утверждать что мы его познали, значит поставить точку, значит он ограничен. Познать Бога значит познать веру-это не имеет смысла. Если человек сам себя познает, его не будет, нет смысла.

Процесс познания проходит 3 ступени:

1ступень познания: Что познавать? Как мы познаем? Точка отсчета мои ощущения. Внешний для меня мир, мир вещей и предметов воздействует на мои органы чувств. Что есть мое восприятие? Каждая вещь после воздействия все равно остается за порогом моего мира, а дальше моя реакция. Наше восприятие вещи не есть сама вещь, любое восприятие есть образ вещи, то что попадает в мой внутренний мир. Но мы не можем всегда доверять нашим ощущениям. Органы чувств позволяют нам познать лишь внешнюю сторону предметов, а их внутреннее содержание остается недоступным познающему разуму. Так на первой ступени познания уже возникает понятие «вещи в себе».

Почему не возникает хауса образов? Внешний мир регулируется пространством и временем, я прихожу в этот мир с теми же регулятивами пространства и времени и они отделяют наши образы и упорядочивают их.

Вторую ступень- Рассудок.Возникает понятие, слово ,т.е. рассудок это область языка. Рассудительное мышление это понятийное мышление- обозначение образов, вещей понятиями. И таким образомабстрактное мышление, оперируя общими понятиями, прилагается к единичным вещам, к индивидуальной сущности предметов, следовательно, и здесь эта сущность остается непознаваемой, ибо общие понятия, по мнению философа, возникают до опыта, априорно, и не имеют связи с объективным миром. Наука –результат абстрактного отношения человека к миру, абстрактного мышления рассудка.

Третью ступень- собственно разум. На этой ступени начинают возникать и работать синтетические умозаключения – возникаю тогда, когда мы обобщаем. Когда обобщаем настолько насколько можно, человек говоря на этом языке может выстраивать целые миры, т.е. мировоззрение. Предельно общим человеческим мировоззрением явл-ся философия- предельно общая картина мира.

Кант становится дуалистом. Мир феноменов и мир ноуменов. Мир человека и мир Бога-они никогда не пересекуться, существует только одна точка пересечения- это разум, дух, все то что в человеке нематериально.Мозг материальный носитель мышления, мы мыслим не мозгом а при помощи мозга, мозг носитель мыслей но не мысли сами.

Кант утверждает: мой внутренний мир ограничен я могу постигать только феномены, т.е. объекты и явления мира но не могу ноумены, т.е. их сущность. Всякая вещь есть и остается «вещью в себе» -ограничивает чел разум от мира ноуменов.

Кант агностик он не может доказать что Бог есть, но и опровергнуть тоже.

18.Этическое учение И.Канта ( 18 век).В философии особенно плодоносным было столетие 1750— 1850 гг. Это и есть время, когда творилась классическая немецкая философия. Основоположником ее был Иммануил Кант (1724-1804).

Центральным вопросом этическ теории Канта выступает определение природы блага. В труде «Критика практического разума», Кант показывает что любое определение этой категории носит частный характер. благо непостижимо как «вещь в себе», однако в практической жизни следует допускать его сущ-е и безусловность: К. вводит «Категорический императив», т.е безусловный закон котор должен руководит жизнью, «поступай так, чтобы максимум твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства (разрешай себе только такие поступки, которые ты бы разрешил любому другому человеку) и никогда не относись к другому человеку как к средству, только как цель.

Еще одной Центральной категорией этики Канта является категория долга «во всех случаях следуй долгу, а не произволу», он делит все поступки человека на легальные и моральные. Легальными он считал те поступки, которые человек совершает из хорошего отношения к другому человеку, а моральные поступки – это те, которые совершает человек исключительно подчиняясь чувству долга.

Кант отклоняет религиозную мораль: мораль, считает он, не должна зависеть от религии. Напротив, религия должна определяться требованиями морали. Человек, другими словами, не потому морален, что верит в Бога, а потому верит в Бога, что это вытекает как следствие из его нравственности. Но, так или иначе, мораль и вера открывают, по Канту, для человека вход в тот мир, который закрыт для науки. Кант прямо заявляет, что вынужден был ограничить место знанию, чтобы освободить его для веры.

Нравственная воля, вера, желание — это особая способность человеческой души, существующая наряду со способностью познания. Воля это стремление к цели, а разум это как я могу этого достич. Конечная цель человека это он сам, человек бесконечно начинает преодалевать себя. Тогда он становится целью самого себя. Высшее наслаждене это открытие самого себя,реализация сасого себя.

Наши рекомендации