В ситуации публичного выступления
Бывает и так: речь построена правильно и грамотно, изобилует интересными фактами, яркими сравнениями, а слушатель равнодушен, безучастен.
Что докладчик сделал не верно?
Неписаное правило риторики гласит: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит».
Успех выступления определяют следующие качества докладчика: артистизм, обаяние, уверенность в себе, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность в результатах выступления. Немаловажное значение имеет внешний вид докладчика, а также виртуозное владение речевым аппаратом.
Человек, стоящий перед аудиторией, должен выглядеть безукоризненно. Поэтому рекомендуется при выборе одежды предпочесть деловой костюм традиционного покроя; внешний вид докладчика призван подчеркивать его профессионализм, деловые качества, не должен отвлекать слушателей.
В момент выступления оратору необходимо следить за мимикой и жестами, его лицо должно быть серьезным, приветливым, дружелюбным.
Жесты подчеркивают речь, оживляют ее, уточняют и расшифровывают. Есть жесты помогающие, а есть отвлекающие. Раздражают суетливые, повторяющиеся жесты. Нельзя крутить пуговицу, украшение, дергать себя за нос или за волосы, перебирать бумаги на столе и т.п.
Также важно уметь владеть голосом. Если докладчик говорит невнятно, монотонно, тихо или слишком громко, шепелявит, то можно заранее сказать, что выступление слушателям не запомнится.
Характеристика голоса | |
Хороший голос | Плохой голос |
приятный, спокойный, доверительный, теплый, уверенный, дружеский, звучный, окрашенный интонацией | резкий, хриплый, дрожащий, робкий, отрывистый, крикливый, тихий, бесцветный, монотонный, скучный. |
Каждый звук имеет четыре характеристики: высоту (высокий/низкий), силу (от шепота до крика), длительность (скорость произнесения), тембр (окрашенность).
Высота и сила голоса будут меняться в зависимости от условий выступления, вида речи, состояния выступающего. Высокий тон быстро утомляет, низкий – заставляет слушать с напряжением.
Нормальный темп речи (когда речь легко воспринимается) - около 120 слов в минуту. За чересчур быстрой речью трудно уследить, замедленная речь вынуждает слушателей заняться чем-то другим.
Докладчик не должен забывать и о чистоте произношения, о дикции.
Идеальная речь складывается из умения точно, четко и лаконично сформулировать свою мысль, из представления о том, кому она предназначена, какова цель выступления, знания языка, его норм и правил, умения безошибочно выбрать стиль и языковые средства в соответствии с целью высказывания, умения преодолеть барьеры, встающие на пути оратора, виртуозного владения речевым аппаратом.
Вот некоторые рекомендации начинающему оратору:
- выступайте только тогда, когда есть что сказать;
- не начинайте речь сразу, сначала посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и скажите : «Здравствуйте»;
- читая речь по бумажке, делайте это так, будто говорите с собеседником;
- не останавливайте взгляд на отдельных лицах: долгий, пристальный взгляд вызывает неприятное чувство;
- говорите выразительно;
- используйте весь словарный запас, исключив канцеляризмы, жаргонизмы, вульгаризмы;
- активизируйте внимание слушателей;
- держите паузу;
- дополняйте слова мимикой и жестами (жесты должны быть строго дозированы, точны, а мимика доброжелательна);
- меняйте темп речи и тон голоса – это выделяет отдельные слова, повышает уровень восприимчивости;
- избегайте менторского тона;
- старайтесь, чтобы начало выступления было необычным, а его конец запоминающимся; при необходимости концовка выступления может представлять собой резюме;
- создавайте индивидуальный стиль, делайте свое выступление непохожим на другие.
При подготовке доклада достаточно часто используется метод коллективного творчества: одну и ту же тему могут готовить несколько студентов. Стратегия сотрудничества может быть разной. Достаточно часто используется метод докладчика и оппонента. В этом случае по одной и той же теме назначается основной докладчик и содокладчик, играющий роль оппонента. Основной докладчик выступает первым, содокладчик – вслед за ним с критическими замечаниями, дополнениями и оценкой его выступления. Можно подготовить два доклада на одну тему с учетом противоположных точек зрения и устроить дискуссию (например, по вопросу о роли заимствований в русском языке).
После выступления докладчик и содокладчик (если он имеется) должны ответить на вопросы слушателей. На вопросы можно отвечать сразу, по мере поступления. Но для того чтобы ответы получились четкими и продуманными, лучше сначала записать вопросы в том порядке, в котором их задают, а затем, немного подумав, ответить сразу на все.
Возможно, кому-то придется вести студенческую конференцию. Это очень не просто. Ведущий - организатор обсуждения - должен уметь представить план мероприятия, владеть языковыми средствами, используемыми для начала обсуждения, перехода к обсуждению следующей проблемы. Он должен уметь выяснить точку зрения на обсуждаемую проблему всех участников, стимулировать их к выражению своей позиции, уметь организовывать речевое дискуссионное общение (при этом цель ведущего – создать и поддерживать доброжелательную, конструктивную атмосферу, помочь спорящим избежать конфронтации, противостояния в их поисках истины; помочь прийти к согласию; найти компромиссное решение). Очень важно также правильно подвести итоги обсуждения.
Подготовиться к этому могут помочь следующие речевые стандарты:
Представление программы:
- Дорогие друзья! Позвольте мне открыть …
- Сегодня нам предстоит обсудить весьма актуальную и серьезную проблему, имеющую как теоретическое, так и практическое значение.
- Позвольте мне наметить основные аспекты нашего сегодняшнего обсуждения …
- В начале обсуждения (конференции) стоит сказать … (о чем) …
- Тема достаточно традиционная, однако сегодня она вновь актуальна (вызывает постоянный интерес).
- Если не возражаете, начну я.