На рубеже ХІХ и ХХ вв
они становятся на позиции иррационализма, противопоставляя разуму интуицию, веру, инстинкт как основные виды познания. Иррационалистическое умонастроение особенно проявляется в «философии жизни» (Дильтей, Бергсон, Ницше, Шпенглер и др.), экзистенциализме (Хайдеггер, Ясперс, Сартр и др.), позитивизме и т. д.
К концу ХІХ в. классическая гегелевская философия выступала как наиболее системное и завершенное знание, но параллельно формировались основы нового философствования, т. е. возникла неклассическая философия, особенности которой окончательно определились в ХІХ в. Первой работой новой философии стал в 1819 году І том книги А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Сравнение основных идей классической и неклассической философии (схема 7) дает основание говорить о смене парадигмы (нормы, образца) философского мышления.
Схема 7.Сравнение основных идей классической и неклассической философии
Классическая <]Философия |>Неклассическая
ОБытие целостно, глубоко *Говорить о бытии безотносительно
укоренено, внутренне к человеку бессмысленно; мы можем
сконцентрировано судить лишь о том, что вошло в контекст
нашего восприятия и знания
ОРазум - это высшая 4На первый план в человеческой психике
и наиболее ценная часть выходит бессознательное
человеческой психики и сверхсознательное, которые превосходят
разум по своей силе и масштабности
♦Разум способен высветить d) Разум неспособен властвовать
глубины психики, придать над бессознательным
им осмысленность и сверхсознательным
ОС помощью разума человек с>Разум не способствует гармонизации
способен организовать человеческой жизни и даже вредит ей
свою жизнь и взаимоотношения с бытием
Неклассическая философия отважилась не противопоставлять человеку принципы, а принять человека таким, каким он есть в реальности.
Основоположник неклассической философии Артур Шопенгауэр (1788–1860 гг.) обосновал следующие идеи: мир — это то, что мы воспринимаем как действительность; поскольку мы удерживаем мир в своем восприятии, то он предстает и как воля; воля не подлежит разумному осмыслению, это просто слепой порыв; поскольку все пронизано волей, то это борьба за существование.
Рис. 35.Артур Шопенгауэр |
Фундатором идей неклассической философии был и датский философ Сьерен Кьеркегор (1813–1855 гг.), который утверждал, что первым и единственным предметом, достойным внимания философии, может быть только человек; познать человека с помощью научного обобщения невозможно; человек может осознать себя только через внутреннее переживание и самопогружение; человек проходит три стадии самопознания и самоутверждения: эстетическую, моральную и религиозную (человек оправдывает свою уникальность отношением к Богу, невзирая на социальные и моральные ограничения).
Кьеркегор первым использовал термин «экзистенция» как выход за пределы установленного. На первый план у него выходят внерациональные, иррациональные мотивы человеческого поведения. Поэтому его, как и Шопенгауэра, считают основателем иррационализма.
Другим направлением неклассичес
кой философии, отличающимся от чело-
векоцентрического иррационализма, бы
ла разработка «научной философии».
Представители этого направления исхо
дили из того, что наука способна осмыс- Рис. 36.Сьерен Кьеркегор
лить мир, историю и человека, а поэтому философия остается невостребованной. Позитивист Огюст Конт (1798–1857 гг.) в шеститомном труде «Курс позитивной философии» указывал, что позитивное — это реальное, полезное, достоверное, точное, конструктивное знание, которое можно наблюдать и проверять в отличие от непроверяемого, иллюзорного, вредного, сомнительного, неопределенного и разрушительного.
Рис. 37.Огюст Конт |
О. Конт обосновывает закон трех стадий: религиозной (абсолютные знания даются надприродной силой); метафизической (реальные события выводятся из абстрактных сущностей); позитивной (выведение законов, фиксация фактов). Провозгласив, что «наука сама себе философия», Конт выделяет такие функции философии: систематизация знаний, прояснение языка науки и исследование логики науки.
Таким образом, для философии XX в. характерны также сциентизм и антисциентизм — противоположные мировоззренческие позиции, связанные с абсолютизацией позитивных (сциентизм) и негативных (антисциентизм) аспектов влияния естественных наук на развитие культуры. Сциентизм (от лат. «scientia» — знание наук) — это представление о научном знании как высшей культурной ценности и достаточном условии для ориентации человека в мире. Антисциентизм утверждает принципиальную ограниченность науки в решении проблем человеческого существования. Позиции антисциентизма защищают такие направления современной философии, как экзистенциализм, феноменология.
Вообще же под современной западной философией понимают совокупность философских учений, которые возникли в конце ХIХ — начале XX вв. и разрабатываются и сегодня. Поскольку эти философские направления были альтернативой марксизму, их сначала называли буржуазными, потом — «немарксистскими».
Таким образом, в ХІХ веке осуществилась фундаментальная переориентация европейской философии, связанная с появлением нового стиля философствования — неклассического.
На первый план неклассическая философия в отличие от классики выводила реальности поведения человека, его иррациональные факторы. Она стала идейной предшественницей философии ХХ в.
Иррационалистический, даже «ми-«Философия жизни»фологический» антитезис рационалистической традиции Просвещения предстает в учениях представителей «философии жизни», которая объединила таких непохожих и в то же время единых в своих мифологических установках на мир мыслителей, как Шопенгауэр, Гартман, Ницше, Дильтей, Шпенглер и др. «Философия жизни» обращается к «жизни» как первичной реальности, которая предваряет разделение на материю и дух, бытие и сознание. «Философия жизни» выступает против мето-дологизма и гносеологизма в идеалистической философии (неокантианство, позитивизм).
«Философия жизни» отличается воинствующим иррационализмом. Это выражается, во-первых, в отрицании познавательного значения разума и в признании мира, человека и его истории иррациональными по своей природе. Во-вторых, в этой философии главное внимание уделяется вопросам истории общественной жизни, культуре, мировоззрению человека, «вечным вопросам» о смысле жизни, о природе всего сущего.
Само понятие жизни трактуется в различных планах: как биологическое явление («воля к власти»), космологическое («жизненный порыв»), культурно-историческое («поток исторически обусловленных переживаний»). В зависимости от этого можно выделить три варианта «философии жизни»:
1. Биолого-натуралистическое толкование (Ницше, Клагес, Лес-синг) состоит в определении живого как противоположного искусственному, механически сконструированному. Такая трактовка противоречит материализму, духу, разуму, рационализму, характеризуется обращением к примитиву и культу силы, желанием свести идею к витальным потребностям, интересам, инстинктам, воле индивидов или групп. Мораль и познание в рамках такого толкования понимаются прагматично: добром и истиной считается то, что усиливает первичное жизненное начало, а злом и ложью — то, что его ослабляет. Личностные основания подменяются индивидуальными, индивид — родом, тотальностью. Именно такое толкование ведет к формированию идеологии национал-социализма, фашизма.
Немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844–1900 гг.) в произведениях «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра» и дру-90
гих изложил учение о «воле к власти» как присущей всему живому тяге к самоутверждению. Его «сверхчеловек» — это культ сильной личности, преодолевающей буржуазный мир вне моральных норм, с жестокостью. В то же время в это понятие он закладывает и романтическую идею «человека будущего». Здесь же Ницше критикует все «ценности», в том числе и христианские, обрушивается на демократическую идеологию как закрепляющую «стадные инстинкты».
«Сверхчеловек», который, будучи «белокурой бестией, новым варваром, существом, отдавшимся инстинктам дикого зверя», в своей деятельности руко-
Рис. 38.Фридрих Ницше
водствуется не столько разумными началами и нормами, сколько физиологическими потребностями и стремлением к власти. Одновременно, как считает Ницше, этот сверхчеловек наделен высшими доблестями, совершенством и должен стать творцом более совершенных форм жизни и отношений в обществе, которое, в свою очередь, должно быть питомником по выращиванию сильных личностей.
Вся беда общества, по мнению Ницше, в том, что люди, восприняв учение христианства о равенстве перед Богом, требуют равенства на земле. Идее социального равенства он противопоставляет миф о природном, фатальном неравенстве людей. Существует раса господ, призванная повелевать, утверждает Ницше, и раса рабов, которая должна повиноваться. Поэтому надо отказаться от христианской морали, «морали рабов», и признать «мораль господ», не знающих жалости и сострадания (сильному все позволено).
Религию Ницше заменяет положением «о смерти Бога» и «вечном возвращении» как существовании бессмертной души. Необузданная воля к власти, волюнтаризм и убеждение в иллюзорности всех научных и моральных представлений — главные идеи этой философии.
2. Историцистский вариант «философии жизни» разработан Диль-теем, Шпенглером, Зиммелем, Ортегой-и-Гасетом. Они трактуют жизнь как непосредственное внутреннее переживание в сфере исторического опыта духовной культуры. Эти мыслители рассматривают неповторимые, уникальные и культурно-исторические формы жизни, а не жизнь как неизменный принцип бытия. Их взгляды характеризуются как ре-
лятивистские, поскольку все нравственные и культурные ценности растворены в истории. Представители историцистского направления «философии жизни» протестуют против переноса методов естествознания в сферу истории и культуры и разрабатывают специальные методы (герменевтика, «понимающая психология» у Дильтея, морфология истории у Шпенглера).
Немецкий философ Освальд Шпенглер (1880–1936 гг.) в работе «Закат Европы» (1923) описывает восемь культур (египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская и майя) и предвидит появление девятой — русско-сибирской культуры. Каждая из культур через 1000 лет перерождается в цивилизацию, которая представляется как «бездушный интеллект» (Шпенглер), «массовое общество» (Ницше). Осуществляется переход от культуры к цивилизации, от творчества к бесплодию, от героизма к механической работе. С наступлением цивилизации художественное и литературное творчество становится ненужным, поэтому Шпенглер предлагает отречься от культурных претензий и предаться голому техницизму.
Испанский философ Ортега-и-Гасет (1883–1955 гг.) трактует жизнь как переживание духовного опыта, «вслушивание в жизнь» с
помощью «жизненного разума». В работах «Дегуманизация искусства», «Восстание масс», «Что такое философия?» и др. Хосе Ортега-и-Гасет изложил свою концепцию рациовитализма. Если духовная элита творит культуру, то «масса» довольствуется бессознательно усвоенными стандартными понятиями и представлениями. Основным политическим феноменом XX в. он считал идейно-культурное разобщение «элиты» и «масс», а следствием этого — общую социальную дезориентацию и возникновение «массового общества».
Рис. 39.Ортега-и-Гасет |
3. Пантеистический вариант разработал французский интуитивист Анри Бергсон (1859–1941 гг.). Жизнь он понимает как космическую силу «жизненного порыва», которая непрерывно воспроизводит себя и творит новые формы. Субстанция жизни — это чистая «длительность», изменчивость, постигаемая интуитивно. Интуиция трактуется Бергсоном как «интеллектуальная симпатия», которая проникает в предмет
и сливается с его индивидуальной природой.
В книге «Творческая эволюция» (1914) Анри Бергсон показывает, что длительность имеет не пространственный, а временной характер. Поскольку интеллект разлагает длительность, возникает время. По мере ослабления напряжения жизнь распадается, превращаясь в материю, неодушевленную массу.
Даром художественного проникновения, интуитивного постижения наделены гении, художники, творческие личности.
Теория познания Бергсона — это ир- Рис. 40.Анри Бергсон
рационалистический интуитивизм. Если интуиция выступает как созерцательная сторона жизни, то интеллект — как действенная. Через интуицию происходит движение вглубь сознания субъекта, к безличному сознанию, духу (сущность всей Вселенной), а через интеллект и действие — вовне, к телам материи. Жизнь — это результат внедрения «творческого начала» в инертную материю. Источник жизни — «сверхсознание», центр, из которого, как из букета, «выбрасываются» миры. Дух свободен, а поэтому жизнь — непредсказуемая «творческая эволюция».
Общество Бергсон описывает как замкнутое биологическое сообщество («муравейник»). Но так как человек не только животное, но и мистик, то образуется и открытое общество (человечество). На основе двойственной природы общества вырабатываются два типа социальных отношений, морали, религии. Если в замкнутом обществе царит социальный инстинкт, статистическая религия (вера в мифы, бессмертие), существуют привилегии, иерархия, если оно предназначено для войны, а мораль подчиняет индивида интересам данного общества, то в открытом обществе мораль выводит за рамки национальных и государственных границ, гении не приказывают, а призывают, не принуждают, а влекут; провозглашается святость индивида, личной свободы; религия имеет динамический характер.
Таким образом, будучи оппозицией классическому рационализму, все три варианта «философии жизни» при всей своей многозначности и неопределенности обращаются к жизни как первичной реальности, целостности органического процесса.
Экзистенциализм — «философия существования» |
Экзистенциализм — философское течение XX в., выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающего адекватного выражения на языке понятий. Поскольку «экзистенция» означает «существование», то философия экзистенциализма — философия человеческого существования.
Философским течением экзистенциализм, по сути, стал после Первой мировой войны, потрясшей до основания весь социально-экономический уклад европейского общества. Первая и особенно Вторая мировая война с организованным фашизмом геноцидом обнаружили явный дефицит гуманности в самом фундаменте научно-технической цивилизации в отношениях между людьми. Возникают сильные сомнения в том, что «знание — сила», появляются «подозрения», что человек не является существом разумным. По крайней мере, возникают серьезные сомнения в силе разума и его роли в человеческом бытии.
Тогда и настало время экзистенциализма, который становится, пожалуй, самым популярным течением мысли в Западной Европе в 40–60-е годы XX в. Манифестом экзистенциализма стали книги и статьи Карла Ясперса (1883–1969 гг.), Габриэля Марселя (1889–1973 гг.), Мартина Хай-деггера (1889–1976 гг.), написанные еще в 20–30-х годах, но сделавшиеся общественным явлением в первые десятилетия после победы над фашизмом. К таковым, например, относится работа Хайдеггера «Бытие и время» (1927).
Рис. 41.Альбер Камю |
Новый толчок развитию экзистенциализма дала деятельность Жана Поля Сартра (1905–1980 гг.) и Альбера Камю (1913–1960 гг.). Фундаментальной для экзистенциализма является работа Сартра «Бытие и ничто» (1943), работы Камю «Миф о Сизифе» (1942), «Чума» (1947), «Бунтующий человек» (1951). Именно Сартр и Камю, осмыслив опыт борьбы с фашизмом, политизировали экзистенциализм, связали его с животрепещущими социально-политическими проблемами послевоенного времени.
Центральной проблемой, на которой сосредотачивают внимание философы-экзистенциалисты, является проблема взаимоотношения
Рис. 42.Карл Ясперс |
человека и общества, которое, по их мнению, характеризуется отчужденностью друг от друга. Отчуждение человека и общества экзистенциалисты считают фундаментальной характеристикой человеческого бытия. Философия должна помочь человеку (отчужденному человеку), охваченному трагическими умонастроениями, если не преодолеть их - что не всегда возможно, то, во всяком случае, искать и находить свое «Я», смысл своей жизни в самых трагических, «абсурдных» ситуациях.
Рис. 43.Жан Поль Сартр |
В экзистенциализме выделяют два направления: атеистическое и религиозное. Первое отстаивали Сартр, Камю, второе - Марсель, Ясперс. Атеистическая экзистенциальная философия как идейное течение в философии и литературе XX в. последовательно выдержано в тра-гико-драматическом, а порой и в пессимистическом тоне. Пессимизм пытаются преодолеть представители религиозного экзистенциализма - ведь вера в Бога, по их мнению, все-таки подает надежду человеку. Но и их работы наполнены трагическими образами, рисующими отчаянную, по их мнению, ситуацию современного человека.
Все символы художественных произведений экзистенциалистов и даже названия многих из них: «Тошнота», «Мертвые без погребения» Ж.П. Сартра; «Посторонний», «Чума», «Бунтующий человек» А. Камю - ориентированы на то, чтобы эмоционально передать состояние и умонастроения человеческого существования. В качестве основных категорий человеческого бытия в них выступает забота, покинутость, отчужденность, страх, ответственность, выбор, смерть и др.
Моделью человека как такового для экзистенциальных философов стал помещенный в пограничную ситуацию ситуацию на грани жизни и смерти - отчаявшийся и страдающий человек. Эта доктрина делит мир на «неподлинный», отчужденный, в который человек уходит, чтобы убежать от самого себя, и мир «подлинный», в котором он сам себя выбирает, мир индивидуального внутреннего «Я».
Основная категория этой философии — «существование». Но существование — это не эмпирическое бытие человека, а сверхсуществование — переживание, самосознание — то, что является стимулом человеческой деятельности. Оно глубоко индивидуально и не поддается научному определению. Существовать — значит выбирать, испытывать чувства, быть вечно озабоченным самим собой. Экзистенциализм призывает человека бунтовать, находить в себе силы для борьбы с абсурдностью социального мира. Жить — значит бороться, в этом призвание человека.
Истолковывая роль науки как угрозу человеческому существованию, экзистенциализм основной упор делает на философию. Именно она должна заняться человеком, помочь избежать деперсонализации личности.
Специфично поставлена в экзистенциализме проблема свободы. У Ясперса свобода — это свобода воли, свобода выбора. Она не может быть познана, не может мыслиться объективно. Познание — дело науки, свобода — дело философии. У Сартра свобода определяется возможностью человека действовать, а выбор цели — это выбор своего бытия. Человек таков, каким он себя выбирает (трус, герой). Разделяя экзистенциализм на два направления — христианское (Г. Марсель, К. Ясперс) и атеистическое (М. Хайдеггер, А. Камю), Ж.П. Сартр себя относит к атеистическому направлению. Экзистенциалисты-атеисты утверждают: Бога нет, Бог умер. Это не повторяемые вслед за Ницше фразы, а исходный пункт для развертывания важнейших философских тезисов, раскрывающих содержание экзистенции человека.
Человек сам делает самого себя. Человек сам осуществляет трансформацию своего существования и сущности. Отсюда следствие: нет никакой наперед заданной человеческой природы. Никакая внешняя сила, кроме самого человека, не может за него осуществить превращение его в человека. Поэтому сам человек (и только он) несет ответственность за свою жизнь, за то, например, что его превращение в человека так и не состоялось. Человек лично ответственен за все, что с ним происходит.
Будучи свободным, представляя собой проект, открытый в будущее, человек находится постоянно в ситуации выбора. Свободный, ничем не детерминированный выбор человека — его удел, его ответственность и его трагедия. И некуда деться человеку, некуда ему спрятаться. Пока он жив, он должен выбирать и должен выбирать сам. Ситуация личностного выбора — излюбленная тема экзистенциальной философии.
Что значит выбрать себя (свою позицию, поступок, оценку)? Это значит утверждать ценность того, что мы выбираем. Выбрать себя —
значит выбрать благо в другом. Оказывается, для моего собственного существования, моей экзистенции меня самого недостаточно. Необходим «другой» человек со своей экзистенцией. Для того чтобы я «выбрал себя», необходим «другой». А кто может быть «другим»? Родители, товарищи, кумиры, лидеры, сегодня живущие, жившие ранее. «Другим» может быть художественный образ в литературном произведении. Выбирая себя, человек взваливает на свои плечи громадный груз ответственности и перед самим собой, и перед всем родом человеческим. Он ответственен «за всех». И чем более основательно человек осуществляет свой выбор, тем с большим количеством «других» он «советуется». Чем более ответственно подходит человек к своему выбору, тем больше груз ответственности, который проявляется в страхе, неуверенности, тревоге, тоске.
Человек может избавиться от чувства страха, тревоги, неуверенности. Каким образом? Сделав выбор в пользу «неподлинного бытия», бытия «как все». Можно сделать выбор в пользу отрицания личностного, уникального. Можно спрятаться «за других». И этот выбор принципиально отличается от ситуации выбора, описанной выше. «Неподлинное бытие», общее бытие снимает страх, тревогу, неуверенность. Оно же снимает с человека ответственность. Но оно же, по сути, упраздняет саму ситуацию выбора. Живя «как все», человек не выбирает себя, не реализует себя.
Хочешь жить «неподлинной жизнью» — живи «как все». Хочешь жить «подлинной жизнью» — бунтуй против общества, выбирай «не как все», но и бери ответственность.
Итак, одним из фундаментальных для человека является выбор жить «подлинной жизнью» или жить «неподлинной жизнью». Но еще до того, как совершить этот выбор, каждый человек, полагают экзистенциалисты, совершает самый фундаментальный и кардинальный выбор: быть или не быть, жить или не жить. Вот самый предельный, самый первый выбор. К несомненным заслугам экзистенциализма следует отнести то, что он повернул внимание современной культуры к проблеме смерти. А. Камю в своем «Мифе о Сизифе» прямо заявил, что место основного вопроса философии должна занять проблема самоубийства: стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить? Вот в чем вопрос. И каждый человек выбирает. И пока он живет — он выбирает жизнь и, очевидно, видит в ней смысл.
Какова задача философии в этом «пограничном» выборе человека? Помочь человеку тогда, когда жизнь теряет для него смысл, когда человек остро сталкивается с выбором между жизнью и смертью. Задача
философии — помочь человеку достойно умереть, когда приходит смерть или когда он сам выбрал себе путь «бытия к смерти». Задача философии состоит в том, чтобы помочь человеку бороться со смертью, поскольку жизнь есть «бытие к смерти», но еще не сама смерть. Задача философии в том, чтобы помочь человеку не утратить ощущения самоценности жизни, ее смысла. Таким образом, экзистенциализм поставил большое количество проблем человеческого бытия (смысла жизни, свободы и ответственности человека, сохранения своей индивидуальности и т. д.), но ни одну проблему так и не решил. Но все же он зарекомендовал себя как большая совесть западной цивилизации и в этом смысле сам является способом духовно пережить кризис неистинных человеческих отношений. В этом, по-видимому, его непреходящее значение. Общую тенденцию «очеловечивания мира» экзистенциализм довел до полного антропоцентризма и субъективизма. Но мысль, что человек с его переживаниями, эмоциями, страхами и надеждами и есть главная философская проблема, ничто не может отменить.
Религиозная мысль и связанная с нею
Эволюция религиозной
философия принадлежат к традициона-
Философии XX в.
листскому, догматическому типу мышления. Это, однако, не означает, что в русле религиозной мысли не рождаются философские учения, оказывающие большое и длительное влияние на человеческую культуру. Выражая устремления религиозного сознания
той или иной эпохи, вооружая его идеями, аргументами, ценностными представлениями, религиозные философы становились влиятельными мыслителями. Примером могут служить Августин и Фома Аквинский.
Рис. 44.Адам и Ева |
Это относится не только к эпохам, когда религия была доминирующей духовной силой. И в XX в. предлагали свои учения крупные мыслители. Это, например, католические философы Ж. Маритен (1882–1973 гг.), Э. Жильсон (1884–1978 гг.), Тейяр де Шар-ден (1881–1955 гг.), философ иудаизма М. Бубер, протестантские авто-
ры К. Барт (1886–1968 гг.), П. Тиллих (1886–1965 гг.), Р. Нибур (1892– 1971 гг.). В исламском мире хорошо известны имена Джемела ад-Дина ал-Афгани, поэта и философа Мухаммада Икбала. Наконец, отечественные религиозные философы конца XIX — первой половины XX вв.: В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Булгаков, С. Франк и др.
Теоретики неотомизма утверждают, что в основе всего сущего лежит единство чистого божественного бытия, порождающего многообразие творения от единого к многообразному. Божественное бытие трактуется как невыразимое при помощи понятий и категорий. Божественное бытие фиксируется лишь специфическими надкатегориаль-ными определениями — трансценденталиями. Это различные «лики» Бога, к числу которых относятся: единство, истина, благо, красота. Таким образом, исходному пункту — Богу — присуща ценностная ориентация.
В Боге имеет место совпадение сущности и существования. Единство Бога в том и состоит, что он есть и сущность, и существование. По-иному обстоит дело в сфере сотворенного бытия. Существованию сотворенного бытия предшествует сущность, дарованная свыше. Еще Фома Аквинский полагал, что в разуме Творца присутствуют сущностные образцы — формы вещей. Современные сторонники томизма наследуют этот тезис, но придают ему экзистенциальную окраску. Бог, создающий мир из ничего, изливает в него собственную экзистенциальную полноту и одновременно строит его сообразно с определенными сущностными образцами.
Экзистенциальная интерпретация связи божественного бытия и царства творения была предпринята Жильсоном и Маритеном. Эта интерпретация становится сегодня общепринятой в неотомизме. Именно такое толкование связи Творца и творения играет роль средства обновления креационистских идей, где говорится о творении мира сверхъестественным существом.
Многообразие сотворенного бытия интерпретируется при помощи идеи гилеморфизма: каждое конкретное образование — субстанция — рассматривается как состоящее из материи и духовной формы. Материя предстает как некое пассивное начало, как возможность, которая требует для своей актуализации наличия формы (вспомним учение Аристотеля!).
Важнейшей чертой многообразного сотворенного мира является его иерархическая упорядоченность. Важнейшие ступени иерархии творения: первоматерия, неорганическая природа, мир растений, мир животных, человек и царство «чистых духов», ангелов.
Неотомизм провозглашает существование аналогии Бога и его творения: Творец противоположен миру, но его творение позволяет в некоторой степени судить о нем самом. Принцип аналогии бытия служит опорой традиционных доказательств бытия Бога. Еще Фома Аквин-ский доказательства бытия Бога свел к пяти главным доводам.
1. Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение, нельзя не прийти, заявляет Фома, к «перводвига-телю», т. е. к Богу.
2. Сходен довод, касающийся причинности. Если все в мире имеет свою причину, то должна быть «первопричина» — Бог.
3. Бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире должно управляться абсолютно необходимой причиной, т. е. Богом.
4. Для измерения степени совершенства (красоты, блага, истинности) всего, что есть в мире, должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, т. е. Бог.
5. Все существующее в мире обладает какой-то степенью целесообразности, значит, должна существовать «последняя» и главная цель — Бог.
Дальнейшее движение религиозной философии современные космологи связывают с более тщательной, чем у Фомы Аквинского, работой над космологией, теорией познания, логикой. Другие, возражая «космологам», стремятся в данном вопросе выдвинуть на первый план проблему человека и тем самым актуализировать философско-антро-пологические моменты классического томистского наследия. Сегодня весьма популярны доказательства, опирающиеся на экзистенциальный опыт личности, на идею изначальной теономичности человека, его неискоренимой сопряженности с Абсолютом. Этот «антропологический переворот» в неотомизме наблюдается уже в философии Маритена, а в послесоборный (после ІІ Ватиканского собора 1962–1965 гг.) период — у большинства теоретиков, реформирующих неотомизм в антропологическом ключе. Новации в онтологии находят свое естественное выражение и в гносеологии неотомизма.
В неотомизме различаются две истины: онтологическая истина и логическая истина. Онтологическая истина — результат соответствия вещи интеллектуальному замыслу Бога. Логическая истина связана с познавательной деятельностью человека, обладающего свойством субъективности.
Познание в неотомизме характеризуется как процесс дематериализации содержания, полученного субъектом при отображении реальности. Задача познания — очистить познаваемое от материального. Целостность человеческого знания предстает в гносеологии неотомизма
как обладающая неким иерархическим строением и отнюдь не противоречащая откровению веры. Выделяются два типа познавательной деятельности: умозрительно-теоретическая и практически-познавательная.
В современном неотомизме тенденции антропологизации получили довольно широкое распространение и пользуются поддержкой Папы Иоанна Павла II, профессионального философа, который еще в 70-е годы, будучи кардиналом К. Войтылой (род. в 1920 г.), написал книгу «Действующая личность».
Человек в антропологии неотомизма понимается как сложная субстанция, состоящая из двух простых — души и тела. Душа — формообразующий по отношению к телу принцип. Душа — основа личности. Универсальной целью и смыслом своего существования человек имеет созерцание общественного блага. Человек направляется в своих деяниях неким «естественным законом».
Вопрос о творческой активности человека, созидающего культурно-исторический мир, привлекает особое внимание теоретиков трансцендентального неотомизма (Войтыла, Корет, Лотц, Мюллер, Ранер и др.). Источник культуросозидающей деятельности человека, источник творческой активности человека, его постоянного самоопределения, самопревосхождения — трансценденция, т. е. изначальная устремленность человека к божественному Абсолюту.
Общество («град земной») и церковь («град небесный») находятся в диалогическом взаимодействии. Диалог церкви и общества понимается как способ снесения высших религиозно-нравственных ценностей в культуру современности. Философия неотомизма признает фундаментальную ценность «мирской истории», наличие в ней имманентной цели, связанной с совершенствованием человечества, развитием культуры.
Таким образом, основными ориентациями современной религиозной философии являются следующие:
1) поворот от теоцентризма к антропоцентризму;
2) попытка примирить религиозную философию и науку;
3) опора теории познания на такие течения, как герменевтика, структурализм и др.;
4) признание важности сохранения гуманистической ориентации культуры;
5) внимание к проблемам социального развития;
6) сближение религий как способ смягчения трагических противоречий современности.
Психоанализ — разработанный Зиг-Психоанализ
мундом Фрейдом (1856–1939 гг.) в конце XIX — начале XX вв. метод лечения психических заболеваний, а также комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества.
Творческую эволюцию Фрейда можно разделить на три периода:
ранний период (1895–1905); период первой психоаналитической сис
темы (1905–1920); период второй пси
хоаналитической системы (1920–
1939). Среди многочисленных работ
Фрейда отметим следующие: «Исследо
вание истерии» (1895), «Толкование
сновидений» (1900), «Лекции по вве
дению в психоанализ» (1910), «Тотем
и табу» (1913), «Психология масс
и анализ человеческого Я» (1921), «По
ту сторону принципа удовольствия»
(1920), «Я и Оно» (1923), «Будущее од
ной иллюзии» (1927), «Неудовлетво
ренность в культуре» (1930) и др.
Рис. 45.Зигмунд Фрейд Заслуга Фрейда — в открытии сфе-
ры бессознательного, специальном его изучении, широком философском толковании бессознательного. Дофрейдовская философия и психология также имели дело с бессознательным, но классическая философская традиция рассматривала бессознательное как такое, которое не имеет принципиального отличия от сознательного. Бессознательное, по Фрейду, это то, что человек пока не осознает, это всего лишь смутное, но все равно сознание. Чтобы пробраться в мир бессознательного, нужно использовать те состояния человека, когда психологическая защита ослаблена: во время сна, в состоянии гипноза, в различных ситуациях расслабления. Именно в таких ситуациях бессознательное как бы прорывается наружу в виде оговорок, описок, забывания имен, неожиданных действий (человек бесконтрольно для самого себя прячет, переставляет предметы).
Предметом психоаналитической философии является исследование психической реальности, выявление закономерностей функционирования человеческой психики, изучение внутренних коллизий и драм, разыгрывающихся в глубине бытия.
Психика понимается как состоящая из трех слоев, или инстанций: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознательное), «Сверх-Я» (формы