Эмпиризм и рационализм, как философские позиции

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опытисточником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм близок сенсуализму. (Сенсуализм – чувственность является главной формой достоверного познания, Эпикур, Аристотель; Протагор)

Эмпиризм сформировался в 17-18 веках. Он выступал как объективный эмпиризм, утверждавший, что чувственный опыт отражает в познании объективно существующие вещи (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк). В противоположность ему субъективный эмпиризм признавал единственной реальностью субъективный опыт (Беркли, Юм).

Чувственное (сенсуалистское) и эмпирическое познание – не одно и то же. Чувственное знание – это знание в форме ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а опосредованно (опирается не на сами ощущения, а на опыт, который приобретаем посредством восприятия).

Рационализмразум - основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как эмпиризму и сенсуализму с одной стороны, так и иррационализму с другой. Исторически рационалистская традиция восходит еще к античной философии: еще Парменид, различавший знание «по истине» и знание «по мнению», усматривал в разуме критерий истины. Рационализм начал складываться в новое время в результате развития математики и естествознания (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Вопрос 9. Рационализм и иррационализм как философские позиции.(Билет №15 , вопр1)

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как эмпиризму и сенсуализму с одной стороны, так и иррационализму с другой. Исторически рационалистская традиция восходит еще к античной философии: еще Парменид, различавший знание «по истине» и знание «по мнению», усматривал в разуме критерий истины. Как целостная система гносеологических воззрений рационализм начал складываться в новое время в результате развития математики и естествознания (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Иррационализм – группа идеалистических (в основной своей массе) течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему. Понятие иррационализма объединяет разнородные философские системы и направления, выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю, откровение, непосредственное созерцание, интуицию, инстинкт, чувство и т.д.

Основными направлениями иррационалистической философской традиции были:

1)Волюнтаризм – воля - первооснова всего сущего (Шопенгауэр);

2)Философия жизни - исходное понятие – жизнь, как интуитивно постигаемая целостная реальность, не тождественная ни духу, ни материи. (Ницше, Кьеркегор, Бергсон, Дальтей);

3)Экзистенциализм – философия существования, человек - уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Основное проявление – свобода, которая подразумевает тревогу (ответственность) за результат своего выбора. (Хайдеггер, Сартр).

Рационализм мистифицирует рационально-целесообразные формы человеческой активности, то в иррационализме духовное отождествляет со спонтанными, бессознательными импульсами, эмоционально-волевыми и нравственно-практическими структурами субъекта.

Иррационализм отрицает упорядоченное, законообразное устройство мира (основание бытия неразумно).

В субъективно-идеалистической разновидности иррационализма человеческая субъективность, индивидуальное сознание рассматривается как особый вид бытия.

Основная задача: не в познании законов объективности мира, а в определении форм и норм построения субъективного мира личности, утверждении ее внутренней духовно-нравственной жизни, т.е. нравственно-практическому отношению к жизни, выработка эмоционально-нравственных установок, которые служат для ориентировки человека в межличностных ситуациях (субъективно-субъективные отношения). Человек рассматривается, как субъект общения (коммуникации).

Иррационализм противопоставляет гносеологическому подходу рационализма аксиологический. Человека отличает от животного не разум, не способность к понятийному мышлению, а способность к нравственной оценке. Решающее значение придается субъективно-психологическим, подсознательным факторам человеческого познания.

Вопрос 10. Философия буддизма. (Билет №1, Вопр.2)

Древняя Индия.

Социальное устройство. Общество древней Индии было разделено на Варны (касты). Существовало 4 Варны: 1)брахманы - жрецы 2)кшатрии - люди, которые занимаются воинским трудом 3) вайшьи - люди, занимающиеся земледельческим, ремесленным или торговым трудом 4)шудры – люди, выполняющие самый низменный труд.

Древнеиндийский литературный памятник – Веда (в современной интерпретации означает знание) – был написан на языке санскрита, заимствованном у Ариев. Веды состоят из следующих частей: Самхиты – сборники гимнов различным богам; богов достаточно много. Брахманы - мифологические объяснения к самхитам. Араньяки (переводится как лесные книги) – книги о лесных отшельниках. Упанишады (этот термин означает сидеть у ног учителя и слушать его наставления). В Упанишадах действительно много различных наставлений и поучений. Что касается человека, то согласно древнеиндийскому мифологическому мировоззрению, у человека есть душа и тело. Душа бессмертна, после того, как тело погибает, душа переселяется в другие тела. Такое странствие души по другим телам называется сансара. переселение зависит от поведения человека, а именно от соблюдения им дхарм своей Варны. (Дхарма – это законы, которые должны соблюдать люди какой-либо определенной касты).

Буддизм.

Будда происходил из рода Шакьев, который входил в одно из арийских племен. Другое его имя - Сидхартха Гаутама. Он долгое время вел отшельнический образ жизни и пытался найти правду жизни. Однажды он решил сесть под дерево и не сходить с места, пока на него не снизойдет просветление. На четвертый день сидения на него просветление на него снизошло (отсюда и его имя – Будда (санскр ., букв. – просветленный).

На Будду снизошли основные законы нравственной жизни. Добро и его противоположность (зло) – это абсолютные антиподы. Зло и ненависть могут порождать только зло и ненависть. Также на него якобы снизошли три благородные истины: 1)жизнь есть страдание. Во что бы человек ни перевоплощался, в физическом аспекте он всегда будет испытывать страдание. Например, рождение есть страдание, болезнь – это тоже страдание; то же самое со смертью (поскольку человек разлучается с близким) и с неудовлетворенным желанием. 2) у страдания есть причина, и она состоит в жажде жизни. 3)поскольку есть причина страдания, то надо от него освободиться. 4)существует восьмеричный путь освобождения от страдания, а именно это 4.1) правильный путь – должное понимание четырех благородных истин 4.2)правильная решимость – воля преобразовать свою жизнь в соответствии с 4-мя благородными истинами. 4.3)правильная речь – воздержание от клеветы, а также грубых и фривольных разговоров. 4.4)правильные действия – упомянутый выше в джайнизме обет ахимса (ненанесение вреда живому), избегание воровства. 4.5)правильный образ жизни (а именно честный). 4.6)правильные усилия – борьба с соблазнами и дурными мыслями. 4.7)правильное направление мыслей – связано с пониманием преходящего характера всего и отрешенностью от всего, что привязывает человека к жизни, т.е. отвращение к уму, чувству, телу. 4.8) правильное сосредоточение, которое имеет определенные ступени: 4.8.1)мысли направляются на понимание и истолкование четырех благородных истин 4.8.2)человек верит в эти истины, и вместо душевного беспокойства, связанного с исследованием того, что есть правда и истина жизни, человек, наоборот, обретает душевное спокойствие и радость. 4.8.3) человек отрешается от счастья и телесности 4.8.4)достигается состояние полного безразличия и полной невозмутимости – нирвана. Возможные переводы термина нирвана – исчезновение, конец, полное освобождение от страданий.

Принципиальные отличия пути спасения в раннем буддизме от христианства. Если христианство предлагает потусторонний путь освобождения от страданий – то буддизм – посюсторонний, т.е., с точки зрения Будды, от страданий можно освободиться еще при жизни. Человек, достигший состояния нирваны, был назван архат. Первоначально в буддизме не было понятий бога, рая, сверхъестественного. С точки зрения Будда, все изменчиво - все, что рождается, в конце концов умрет; то, что кажется неизменным – в следующий момент изменяется. В связи с этим он определенным образом интерпретировал понятие души. Душа – это поток сознания, и она смертна, поскольку, для того, чтобы она была бессмертна, она должна носить неизменный характер.

Наши рекомендации