Философия в системе культуры
Чтобы очертить место, занимаемое философией в системе культуры, рассмотрим ее соотношение - посредством выявления сходства и различия - с наукой, искусством и мифологией.
· Философия и наука. В чем состоит сходство между философией и наукой?
- сходство в объекте познания. Философия и наука изучают мир во всем многообразии его проявлений. Космос, природа, общество, человек - все это в равной мере интересует и философию, и науку.
- сходство в типе знания. Результатом философских и научных исследований является теоретический тип знания. В теоретическом знании одни суждения выводятся из других суждений на основе некоторых правил логического вывода. Это рассуждающий тип знания, конечной целью которого является не описание, а объяснение действительности.
Оно опирается на логические выводы и доказательства и выражается в абстрактных понятиях (категориях). В каждой науке есть свои категории (например, в термодинамике - теплота, энергия, энтропия и пр.). К философским категориям относятся как понятия хорошо знакомые каждому (сознание, время, свобода, истина и др.), так и понятия малоупотребительные в обиходе, но играющие основополагающую роль в тех или иных философских системах (бытие, субстанция, материя, монада, вещь в себе, трансцензус, экзистенция и др.).
- сходство в отношение к истине как к высшей ценности. Во всех других видах человеческой деятельности истинное знание нужно ради какой-то другой цели, и к нему стремятся как к средству достижения этой цели. Шофера, обнаружившего неисправность мотора, интересует истинное знание о ее причинах - но не само по себе, а лишь для того, что-бы устранить эту неисправность. Судье необходимо установить истину, чтобы на этой основе вынести справедливый приговор. Только в науке и философии целью деятельности является истина сама по себе, истина как таковая. Истинное знание в сфере этой деятель-ности добывается ради него самого, и если уж используется в ней как средство, то лишь как средство получения нового истинного знания.
Общность между наукой и философией породила два подхода к определению соотношения между философией и наукой.
В рамках первого подхода все знание, которое имеет сугубо или преимущественно теоретический характер, получает статус «философского» и, тем самым, частные дисциплины рассматриваются как разделы философского знания. Этот подход, зародившись еще в античности, сохранился вплоть до XIX века (И. Ньютон назвал свой труд по классической механике «Математические начала натуральной философии», работа К Линнея по классификации растений называлась «Философия ботаники», до настоящего времени в США, Великобритании и других европейских странах высшей ученой степенью, независимо от направления научного исследования, является степень «доктора философии»).
В рамках второго подхода философия получает статус научного знания. В соответ-ствии с этим подходом различные области философского знания именуются философски-ми науками, философам присуждают ученые степени кандидата и доктора наук, исследовательские философские учреждения включают в систему Академии наук и т. д.
Однако, если философию с наукой объединяют общие характеристики, то следует ли отсюда делать вывод, что, либо философия является наукой, либо частные научные дисциплины являются разновидностью философского знания?
Ответ на этот вопрос связан с выяснение различий между философией и наукой.
- различие в предмете познания. Прежде всего, следует помнить, что нет «науки вообще», а есть совокупность частных научных дисциплин, по отношению к которым термин «наука» выступает как родовое понятие, как обобщение. Из этого следует, что, хотя во всей своей совокупности науки изучают мир в целом, каждая из них изучает свой спецфический срез действительности, свой фрагмент бытия. Таким образом, законы, которые ими открываются, носят частный характер. Философию же интересует мир в целом. Она устремлена к целостному постижению Универсума (лат. universum-совокупность, общность), рассматривает его как единую систему, поэтому ее выводы в идеале должны иметь универсальный характер.
- различие в отношении к основанию вывода.Научное знание основывается на прочной почве фактов. Даже самые смелые научные гипотезы должны находить подтверждение в данных опыта. Только знание, проверенное опытом, считается в науке истинным. Но философские идеи, касающиеся исходных, «предельных» оснований сознательного отношения людей к действительности, являются утверждениями, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть какой-то совокупностью опытных фактов. Причина этого кроется именно в «предельном» характере таких идей: «предельность» их в том и состоит, что они выходят за рамки нашего опыта и выступают как нормативы (правила, принципы) мышления о том, что в опыте не дано. Поэтому философское знание во многом носит спекулятивный (лат. speculor - наблюдаю, созерцаю) характер, т.е. умозрительный, оторванный от опыта. «Теоретическое знание бывает спекулятивным, - писал И. Кант, - если оно направлено на такой предмет или такое понятие о предмете, к которым нельзя прийти ни в каком опыте».
- различие в отношении к всеобщности вывода. Поскольку во многих случаях фило-софские утверждения невозможно с помощью опытных данных «окончательно» доказать или опровергнуть, постольку по одному и тому же вопросу в философии могут существо-вать различные точки зрения. Кроме того, философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Таким образом, плюрализм мнений, взглядов, теорий, учений - необходимое условие развития философской мысли. В науке же господствует представление, что если разные ученые, исследующие одну и ту же проблему одинаковыми методами, получают идентичный результат, то он считается научным и принимается научным сообществом.