Р.Декарт: методологическое сомнение и преодоление скептицизма
Лидерами наступающей научной революции становятся уже не философы-мыслители, но, прежде всего, выдающиеся ученые-новаторы, глубоко заинтересованные в разработке проблем методологии и теории познания. Одним из таких лидеров становится Декарт (Descartes) Рене (латинизированное имя – Картезий; Renatus Cartesius (1596, Лаэ, Турень, - 1650, Стокгольм), французский философ и математик, представитель классического рационализма.
В своей «Геометрии» Декарт впервые изложил метод числовых координат на плоскости. Он первым отождествил точку на прямой с числом, вектор – с набором чисел, кривую – с ее уравнением, и рассмотрел график функции, заданной формулой. Тем самым он создал аналитическую геометрию и дал общее понятие функции. Декартова переменная величина ввела в математику движение, что и послужило толчком к созданию дифференциального и интегрального исчисления, что и было завершено, а не открыто Ньютоном и Лейбницем (Ф.Энгельс).
Декарт – создатель алгебраической символики, он занимался астрономией, физикой, оптикой, открыл условный рефлекс, создал физическую теорию кровообращения, ему принадлежит закон сохранения количества движения и закон преломления света (Гарвей).
После ухода с военной службы Декарт посещает Германию, Польшу, Швейцарию, Италию. В 1629-49 гг. живёт в Голландии; где создаёт свои основные сочинения: «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641), «Начала философии» (1644). В этот период Декарт несколько раз посещает Париж и думает о возвращении во Францию. Однако затем он принимает приглашение шведской королевы Кристины и уезжает в Стокгольм, где вскоре умирает от простуды в 1650 году.
Декарт – один из родоначальников «новой философии и новой науки, выступившей с требованием пересмотра всей прошлой традиции. При этом в отличие от Ф.Бэкона, апеллировавшего к опыту и наблюдению, он обращался к разуму и самосознанию, требовал положить в основу философского мышления принцип очевидности, или непосредственной достоверности. Это было тождественно требованию проверки всякого знания с помощью естественного света разума, что вызывало опасения у церковников в условиях Контрреформации. Недаром Декарт в личной переписке более свободно, чем в книгах, высказывал свои антисхоластические и антидогматические взгляды, а сочинения ученого и философа были внесены Ватиканом в «Индекс запрещенных книг» (за три года до открытия в 1666 году Французской Академии наук).
Для Декарта первый вопрос философии - это вопрос о возможности достоверного научного знания и о методе,посредством которого может быть получено такое знание. Философия должна отвечать на вопрос, существует ли достоверное знание, на которое могло бы опереться, как на фундамент, всё здание науки.
Для решения этих задач Декарту предстояло преодолеть философский скептицизм ряда «модных» философов XVI и XVII веков – Монтеня, Шаррона и др. Церковь же полагала, что религия только выиграет от пропаганды учений, подрывающих веру в достоверное научное познание: что недоступно-де науке, может быть доступно религиозной вере.
Декарт со всей серьезностью отнесся к этому вопросу, «докапывался» до лежащих в основе скепсиса общих принципов и тем самым стремился к опровержению самой сути и основы скептицизма.
Так как, считал Декарт, заранее у нас нет никаких гарантий истины, то начинать исследование необходимо с сомнения решительно во всем, что принято считать истинным. Первый шаг в опровержении скептицизма должен состоять, как ни парадоксально, во всеобщем и полном сомнении.
Начиная во всем сомневаться, я не могу сомневаться в том, что я сомневаюсь. Пусть недостоверна всякая моя мысль и всякое познание. Но как можно отрицать достоверность самого сомнения?
Итак, философ приходит, по крайней мере, к одной достоверной истине: моё сомнение, во всяком случае, существует. Но что такое сомнение? Сомнение есть деятельность мысли. Если достоверно существуетсомнение, то также достоверно, что существует и моё мышление. Я сомневаюсь, следовательно, я мыслю. Я наверняка существую в качестве мыслящего. «Я мыслю, следовательно, я существую» («cogito ergo sum»).
Принцип субъективной достоверности Декарта означал установку не на усвоение чужих мнений, а на создание собственных. Сомнение должно снести здание традиционной культуры и расчистить почву для постройки культуры рациональной.
Аргумент Декарта предполагает убеждение в онтологическом превосходстве умопостигаемого над чувственным исознание ценности субъективно-личного. Не просто принцип мышления как таковой, а именно субъективно пережитый процесс мышления, от которого невозможно отделить мыслящего, был положен Декартом в основание философии.
Однако самосознание у Декарта не замкнуто на себя, а разомкнуто, открыто Богу, выступающему источником объективной значимости человеческого мышления. Все смутные идеи суть продукты только человеческой субъективности, а потому ложны; напротив, все ясные идеи идут от Бога, а потому объективны.
Бог, по Декарту, породил единственный и совершенный мир, создал его раз навсегда и одновременно создалвечные истины: математические законы и начала, по которым всё в мире существует и развивается.
Всё, что чувства показывают нам в предмете, изменчиво и приходящее. Подлинную же сущность вещей составляют лишь такие свойства, которые всегда, при всех обстоятельствах остаются неизменными и от наших чувств не зависящими.
За этим вычетом остаются только свойства предмета, постигаемые разумом: его математические элементы: протяженность предмета в пространстве, фигура, движение. Итак, достоверное и строгое познание возможно, возможно только как сведение (редукция) всех качеств и элементов физического мира к элементам математического познания.
Cogito – это первое достоверное суждение новой науки и в то же время первый, непосредственно данный сознанию её объект – мыслящая субстанция. Существование же другой субстанции – материальной – открывается нам опосредованно. Такая философская позиция называется дуализмом. Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и поддерживаются его могуществом.
Декарт, по существу, приходит к идее антропного принципа: мир устроен так, что в нем необходимо живет человек, способный познать этот мир. Никакой опыт (всегда конечный) не может привести человека к идее целостности мира, его бесконечности.
Мыслящая субстанция в качестве главного атрибута наделена непротяжённостью и потому неделима. Телесная – имеет величину, т.е. протяжение в длину, ширину и глубину, а потому делима на части, имеет фигуру,движение и определённое расположение частей. Только эти качества действительно присущи телесной субстанции, а все остальные – свет, вкус, запах, тепло, твёрдость и т.д. – Декарт, вслед за Галилеем, называет вторичными: они обязаны своим существованием воздействию первичных качеств на человеческое тело и составляют содержание т.н. смутных идей.
Всякое движение Декарт сводил к пространственному перемещению, а последнее объяснял с помощью механического толчка, поскольку понятие силы (внутренне связанное с понятием цели) было утрачено. Благодаря понятию толчка, предполагающего равенство действия и противодействия, Декарт ввёл понятиемировых вихрей. Строя на его основе свою космогонию. Механическими законами объяснял Декарт и все отправления живого тела, включая человеческое. Источник силы приписан трансцендентному Богу-творцу. В механике Декарта на неизменности Бога основан закон инерции, который был впервые им сформулирован. А из тождества пространства и материи учёный выводил идею безграничности Вселенной. Подобная позиция называется деизмом: Бог признаётся, но его роль ограничивается первоначальным толчком и изначальным установлением законов движения.
В своей космогонии Декарт стремился объяснить нынешнее состояние и строение Вселенной из её прошлого, т.е. из развития. Спустя многие десятилетия космогонические идеи Декарта найдут своё продолжение в т.н. называемой небулярной гипотезе И.Канта.
Идея развития охватывает у Декарта и Землю, и органическую жизнь на ней, и, наконец, человека. Однакопонятие развития здесь – чисто аналитическое. Из понятия зародыша Декарт стремился вывести всё содержание дальнейшего развития и все черты последующего строения тела, подобно тому, как геометр или механик из понятия причины выводит заключающиеся в нем следствия. И при этом метод не был у Декарта чисто априорным, он опирался на опыты, хотя и, прежде всего, механические. Немалое значение здесь играли его исследования кровообращения, пищеварения и дыхания, пульсирования сердца и артерий. (Гарвей 1628 – работа о кровообращении.) В «Трактате о человеке» Декарт сравнивает работу сердца с «фабрикой». А впонятие о «жизненных духах» он вкладывает материалистический смысл: это есть тонкая материя или тельца, мельчайшие частицы крови, поднимающиеся к мозгу. Тем самым Декарт пытался свести все физиологические процессы к движениям частей сложных механизмов. Однако до полного отождествления человека и машины он не доходил, полагая, что человеческий разум «есть всеобщее орудие, могущее служить при всех обстоятельствах».
Отделив душу от тела, Декарт столкнулся с трудной «психофизической проблемой», которую пытался решать механистически: в т.н. шишковидной железе – как бы пространственном вместилище человеческой души – механические воздействия, передаваемые человеческими органами чувств, достигают сознания.
Что же касается учения о врождённости идей, которое без всяких комментариев приписывают Декарту, то на самом деле он, Декарт, «не хотел сказать, будто они (идеи) постоянно пребывают в нашем уме». Более того, в этом последнем смысле «мы не имеем вообще ни одной врожденной идеи». Под «врожденностью» он понимает лишь то, что «мы обладаем в самих себе способностью извлечь ее». Способность эта такова, что ясное и отчетливое понимание, раз только оно достигнуто, вполне достаточно для того, чтобы понимание это могло быть отличено от мнения, высказываемого без всякого сознания его истинности. Ясные и отчетливые понятия, или интуиции ума вложены человеку Богом, не зависят от чувств и опыта, но без опыта они не имеют повода обнаруживаться или проясняться для нашего ума.
По замыслу Декарта, его метод – новое средство познания мира, которое, в конечном счёте, сделает людей «хозяевами и господами природы». Если мир – механизм, точнее гигантская система тонко сконструированных машин, а наука о нём – механика, то познание есть конструирование определённого варианта машины мира из простейших начал, которые мы находим в человеческом разуме.
Инструментом этого конструирования является метод, который должен как бы превратить научное познание из кустарного промысла в промышленность, из спорадического и случайного нахождения истин – в их систематическое и планомерное производство.
Таким общим методом должна быть осуществляемая по образцу математики дедукция, или вывод искомых истин из других истин, достоверно установленных и известных. Но искомой дедукцией может быть лишьвсеобщая математика, и эта – «всеобщая наука» или метод должны исходить из философии. «Науки, - писал Декарт, - заимствуют свои принципы из философии».
«Если остерегаться принимать за истинное что-либо, что таковым не является, и всегда соблюдать порядок, в котором следует выводить одно из другого, то не может существовать истин ни столь отдаленных, чтобы они были непостижимы, ни столь сокровенных, чтобы нельзя было их раскрыть». В этих словах Декарта - пробуждающий клич рационализма, возвещение восхода Нового времени. Для него не существует неразрешимых проблем, кроме разве божественных тайн. Мир прозрачен для человеческого ума, рацио дает ему магическую власть над миром, позволяя ясно видеть вещи.