Раздел V Теория познания и философия науки
Тема №13 Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
(2 часа)
Ключевые понятия: гносеология, познание, гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм, эмпиризм (сенсуализм), рационализм, формы чувственного познания, формы логического познания, логика, объективная истина, относительная истина, абсолютная истина, релятивизм, метод, диалектика, эпистемология, научная истина.
Вопросы семинара |
1. Познавательное отношение человека к миру и его формы. Проблема познаваемости мира в философии. Основные гносеологические позиции.
2. Структура познавательного процесса: уровни и формы познания. Познание как творчество.
3. Проблема истины в философии и ее основные концепции. Особенности научной истины.
Методические указания |
Используя рекомендуемую литературу, а также предлагаемые в теме учебные материалы (таблицы, схемы, определения, поясняющие отрывки, фрагменты первоисточников и др.), Вам необходимо:
1. В первом вопросе – охарактеризовать формы познания человеком мира и себя в мире (обыденное познание, миф, религия, искусство, наука, философия); рассмотреть проблему познаваемости мира в истории философии и в современной гносеологии, проанализировать основные гносеологические позиции (гносеологический оптимизм, агностицизм, скептицизм).
2. Во втором вопросе – дать анализ структуры познавательного процесса, т. е. субъекта и объекта познания, уровней и форм познания; показать взаимосвязь чувственного и логического познания, эмпирического и теоретического, а также роль практики в познании; раскрыть особенности познания как творческой деятельности.
3. В третьем вопросе – раскрыть содержание понятия «истина», рассмотреть ее различные определения в классической и неклассической философии, определить особенности научной истины и показать ее роль в научном познании и практическом преобразовании мира.
Темы рефератов |
1. Современные концепции истины.
2. Специфика социогуманитарного познания.
3. Особенности познавательных действия в современной науке.
4. Диалектика абсолютной и относительной истины.
5. Релятивизм в современной эпистемологии.
Учебные материалы |
Таблицы и схемы
Уровни и формы познания
Уровни | Формы |
Духовно-практический | Обыденный опыт; мифология; религия; искусство |
Духовно-теоретический | Философия; наука. |
Основные гносеологические позиции
Позиции | Содержание | Представители |
1. Гносеологический оптимизм | Мир познаваем в своей сущности | Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, П. Гольбах, К. Маркс |
2. Скептицизм | Сомнение в возможности получения истинного знания о мире | Пиррон, С. Эмпирик, Д. Юм |
3. Агностицизм | Мир в своей сущности непознаваем | Д. Юм, И. Кант |
1.3. УРОВНИи формыПОЗНАНИЯ[7]
Основные гносеологические направления
Направление | Содержание | Представители |
1.Эмпиризм (сенсуализм) | Источник истинного знания – чувственные данные и эмпирический опыт. «В разуме нет ничего, чего бы ранее не было в чувствах» | Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Беркли, Д.Юм |
2. Рационализм | Разум – основа познания и критерий истины. «В разуме нет ничего, кроме самого разума» | Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Г.Гегель |
Интерпретации истины
ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТИНЫ | субстанциональная | |||
корреспондентская | ||||
логическая | ||||
релятивистская | ||||
конвенциональная | ||||
прагматическая | ||||
экзистенциалистская | ||||
диалектико-материалистическая |
2. Учебная литература