Философские основания науки
Для того чтобы уяснить место и роль философского знания в основаниях науки следует напомнить о двух фундаментальных функциях философии, которые она выполняет в жизни человека (общества): мировоззренческой и методологической. Наличие этих функций легко объяснить, если учесть, что с самого зарождения философии в недрах мифосознания в фокусе философского познания (размышления) находится человек. Осуществляя опыт осмысления своего бытия в мире, человек естественно занимает эгоцентрическую позицию, ибо его существование в мире начинается лично для него с его самого.
Это позволяло (уже в рамках мифосознания, благодаря образно-аналитическому стилю мышления) с одной стороны, констатировать дискретный характер природы (мир как бесконечное многообразие всего сущего и человек в ряду этого многообразия), с другой - установить (выявить) различные формы проявления единства этого бесконечного
многообразия сущего. В дальнейшем, по мере утверждения понятийно-аналитического стиля мышления, вера человека в его приобщенность к некоему природному целому трансформируется в идею мирового единства, объясняемого наличием универсального (всеобщего) закона (принципа).
Эта историческая логика становления философии делает понятным почему рациональное осмысление человеком своего бытия в мире (процесс самосознания) может выполнить эту свою мировоззренческую задачу лишь будучи познанием всеобщих универсальных характеристик и основополагающих принципов (первых принципов, согласно Аристотелю) бытия всего сущего.
Именно в философии выявляется деятельностная природа человека как социального существа, именно с таким характером бытия человека, формирующегося в процессе антропосоциогенеза, связывается возникновение сознания, способность человека к мышлению, сама возможность и границы познания.
Реальный мир (как выясняет философия) предстает человеку в формах его деятельности, посредством которой человек и практически и теоретически осваивает действительность. Категории философии представляют всеобщие формы этой деятельности и, тем самым, выступают в качестве форм бытия и познания всего сущего. Философские категории – это своеобразные «универсалии культуры», в содержании которых системно представлен исторический накапливаемый опыт осмысления, понимания и переживания человеком своего бытия в мире].
К числу таких категорий относятся, прежде всего, категории онтологии (вещь, свойство, отношение, качество, количество, мера, связь, движение, пространство, время, материя, дух, необходимое, случайное, возможное, действительное и др.), теории познания (сознание, мышление, знание, истина, метод, объяснение, понимание и др.), аксиологии (категории, характеризующие человека как субъекта предметно-практической деятельности, его отношения к целям, ценностям социальной жизни: человек, общество, красота, добро, вера, надежда, долг, справедливость, свобода и др.).
Следует отметить, что в ряду категорий философии базовой для формирования философского учения о сущем (онтология) является система понятий вещь-свойство-отношение, центральное положение в которой занимает категория «вещь» (вещь как определенная реальность материальной или духовной природы, как дискретная форма бытия всего сущего) поскольку любое знание, какое мы имеем о том или ином фрагменте реального мира, ставшего предметом познания, есть знание, выражаемое в понятиях свойства, отношения вещи (все, что сказывается, сказывается о вещи. Аристотель, Гегель.).
Именно система категорий вещь-свойство-отношение позволяет использовать весь спектр категорий онтологии как философского учения о сущем, выявить процессуальный (диалектический) характер бытия всякой вещи, представить реальность в философской картине мира как объективный процесс, сформулировать и раскрыть содержание важнейших принципов бытия и познания: объективности, всеобщности, универсальной связи, детерминизма, системности, развития, познаваемости и др. Не трудно видеть, что категории и принципы философии выполняют чрезвычайно важную методологическую функцию, направляя и организуя процесс познания, деятельность человека в целом.
Следует отметить, что философское знание функционирует в обществе как бы на двух уровнях: в контексте той или иной сферы деятельности (конкретно-научной или какой-либо другой) – это, так сказать, практический (или эмпирический) уровень функционирования философского знания; и теоретический уровень (уровень формирования и развития собственно философского знания как систематически развитого учения о бытии человека в мире – философской картины мира).
Нас в данном случае интересует именно практический уровень функционирования философского знания. В научной деятельности философия обнаруживает себя, прежде всего, в мировоззрении исследователя, а также в проблемах его области научного познания, осмысление которых требует выхода за рамки данной конкретно-научной области в более широкий познавательный контекст (научная картина мира, философская картина мира). История познания убедительно свидетельствует, как эти уровни функционирования философского знания тесно взаимодействуют друг с другом, создавая предпосылки для успешного развития науки.
Идеалы и нормы науки
Научное познание возникает из необходимости получение такого знания об объективном мире, которое бы позволяло человеку эффективно осуществлять предметно-практическую деятельность в соответствии с законами объективной реальности, а не вопреки им. Такое знание еще в античной философии стало называться истинным (истиной). С тех пор обретение истинного знания, выражающего законы, по которым возникают и существуют явления действительности, стало непременной целью научного познания. Это, в сущности, и определяет сам факт возникновения и функционирования в науке идеалов и норм научно-познавательной деятельности, совокупность которых выражает представление как о целях научного познания, так и способах их достижения. При этом, идеал выступает как целевая установка на деятельность, а нормы – как установки на достижение этой цели.
Процесс познания, как было уже отмечено ранее, есть необходимая сторона (аспект) предметно-практического отношения человека с действительностью и потому имеет ценностное выражение: истинное (т.е. научное) знание как ценность оказывается существенным образом, связанным в сознании людей с такими базовыми ценностями человеческого бытия как благо, красота (гармония), свобода, справедливость и др. История человеческого общества – это и есть в своей основе история взаимодействия общественного человека с природой, действительностью, что и определяет исторически относительный, преходящий характер идеалов и норм науки.
Это находит свое выражение, прежде всего, в установках сознания, доминирующих в той или иной период истории. Так, еще на раннем этапе становления научного познания ценность знания, тем более в численном выражении, определялась в зависимости от успеха его применения для решения практических задач. Именно освоение (осознание) образцов уже практически решенных задач формировало установку на осмысление этого успеха, например: численные решения практических задач путем манипулирования с фигурами разной формы как этап формирования будущей геометрии в Др.Египте и Др.Греции). Кстати, такого рода установка на значимость образцов решения задач (как покажет история науки) особенно характерна для этапа становления той или иной научной дисциплины: классический пример – исторический процесс формирования интегрального и дифференциального исчисления. Это лишний раз подтверждает справедливость утверждения о том, что установка на понимание ценности истинного знания как практически наиболее эффективного явления инвариантной компонентой мировоззрения. В качестве другого примера направляющей роли мировоззрения в научном познании – натурфилософия И.Ньютона. Итак, истинное знание как ведущая ценность, идеал научности – это продукт познавательно-ценностного отношения к действительности. Уже в этом своем качестве идеал науки выполняет важные функции отграничения научного знания от ненаучного, определения направления познавательной деятельности через этапы описания, объяснения (обоснование, доказательство) и понимания, требующего уже всей полноты познавательного процесса.
К собственно познавательным установкам, как правило, относят:
а) доминирующий стиль мышления (механистический, диалектический); установки на практическую значимость, достоверность, эстетическую и этическую ценность, на обоснованность, доказательность, строгость (логическая непротиворечивость) знания;
б) установки на организацию самого процесса познания: необходимость эмпирического материала и его теоретического осмысления; движение научной мысли от постановки проблемы - к формулированию гипотез через их проверку - к теории, как наиболее системной формы организации научного знания и др;
в) наконец, исследовательские установки, учитывающие специфику предмета (предметной области) познания. Например, в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки, эмпирического обоснования; напротив, в физике – установка на экспериментальное подтверждение ее математически организованных теорий, с одной стороны, и на реализацию в них таких принципов как соответствие, инвариантность; с другой: в биологическом познании такой доминирующей установкой является идея эволюции и т.д.
Хорошо видно, что в своей совокупности эти установки образуют своеобразную схему (сеть) методов исследовательской деятельности. Так, согласно Т.Куну, именно идеалы науки задают стратегию исследования, выбор конкретной теории (в ситуации конкурирующих теорий), в то время как методологические (методические) правила конкретизируют и направляют процесс познания в направлении достижения цели.
Понять исторический характер идеалов и норм науки и их роль в познании лучше всего, соотнеся, для примера, два периода в истории науки: классический и неклассический.
Итак, классический идеал научности:
- истинность – ценность и характеристика любых познавательных результатов, претендующих называться научными. «Начала» Евклида как эталон построения научной теории;
- фундаментализм, проявляющий себя в доминировании идей, общих для всего научного познания, и форм организации математизированного естествознания. Напомним, что фундаментальность теории определяется тем, насколько она воспринимается как образец, демонстрирующий идеалы объяснения, доказательности и организации знания. Именно такой теорией для 18-19 веков была механика Ньютона;
- кумулятивизм в понимании характера становления нового знания;
- методологический редукционизм (формирование идеала на базе «наиболее развитой области знания» (механика Ньютона) ;
- независимость науки от социокультурных условий. Идеал научного знания – знание об объекте как он существует сам по себе, исключающее всякий налет субъективности;
- объяснение истолковывается как достаточное с точки зрения механических причин и субстанций (типа теплорода, эфира и т.п.);
- идеальная форма организации научного знания – это системно развитая теория, объясняющая и предсказывающая опытные факты.
В целом классическая наука исходила из идеала объективно истинного знания, из веры в существование неизменных принципов бытия природы, человека, общества, из представления об единственно возможной теории и ее однозначной связи с реальностью.
С началом 20-го столетия начинается период неклассической науки. Лидером этого процесса, как и прежде, оказывается физика. Если в естественнонаучной картине природы классической науки последними, далее неделимыми частицами материи, из которых состоит вся природа считались атомы, то уже в конце 19 столетия, наряду с явлением естественной радиоактивности (распад атомов), был открыт электрон как составная часть атомов. Позднее, уже в 20 столетии была предложена модель структуры атома (Резерфорд – Н.Бор), состоящего из ядра (протон и нейтрон) и находящихся на своеобразных энергетических орбитах вокруг ядра – электронов. Такая модель атома стала возможной благодаря открытию в 1900 г. М.Планком дискретного характера излучения (гипотеза квант), позже, экспериментально подтвержденную, в частности, объяснением явления фотоэффекта А.Эйнштейном. Эти события в физике, в сущности, и открыли дорогу познанию в мир атом, привели к возникновению новой, квантовой физики (физическая картина классической науки исходила из положения: природа не делает скачков, в ней все процессы непрерывны).
Квантовая физика ввела в картину природы совершенно неизвестные для классической физики принципы дуализма частицы и волны (установила связь вещества с полем, неопределенности (неточности) и дополнительности, подвергло сомнению, в силу статистической природы микромира, классическое ( в духе Лапласа) понимание детерминизма.
Другой революционизирующей областью физики 20 столетия стала релятивистская картина пространства-времени (специальная и общая теория относительности А.Эйнштейна), которая (как новая физическая теория пространства-времени) убедительно доказывала, по словам известного американского физика Р.Феймана, что даже те идеи, которые очень долго держатся и, казалось бы, точно проверены тысячелетним опытом, могут оказаться ошибочными. Важной составляющей неклассической науки явилось мощное развитие во второй половине 19 столетия социо-гуманитарных наук, что позволило выявить социо-культурную природу языка науки (и, таким образом, самого объекта познания), в целом процесса познания, увязать вопросы ценности научного знания и ответственности науки за судьбу человечества.
Что же нового привнесла неклассическая наука в идеалы и нормы научного познания? Назовем лишь некоторые из них:
- идеалом объективности и предметности научного знания становится необходимость учета (квантовая физика) взаимодействия прибора и микрообъекта;
- понимание объективной неустранимости всего, что относится к человеку как субъекту познавательной деятельности;
- все большую роль в формировании научного знания начинают играть идеи развития и системности, синтезируемые в концепцию глобальной эволюции. Соответственно – диалектический стиль мышления как норма;
- возрастает роль методологических принципов научного познания;
- идеал «добротной теории» (Т.Кун) – это такая теория, идейный потенциал которой и средства его реализации в теории позволяют расширить область ее применения;
- научность знания не предопределяется созданием теории. Главный критерий научности теории – способность решать проблему (ее исследовательская продуктивность);
- в научное познание включаются новые принципы описания и объяснения, такой, например, как принцип дополнительности;
- обоснование отныне пронизывает все уровни «научных состояний», связывая воедино цели, методы и научные факты;
- главным идеалом науки становится ее высокая социально-практическая направленность и др.
Если попытаться свести все идеалы и нормы научности к некоторому рабочему минимуму, то среди них следовало бы, по-видимому, назвать, прежде всего такие, как предметность, решение проблемы, обоснованность (эмпирическая, теоретическая), системность, не забывая при этом, что прогресс науки отнюдь не самоцель – наука должна служить во благо человека (общества).