Основные черты, идеи, представители
План
Введение
1. Общая характеристика эпохи Возрождения.
2. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения
3. Эпоха Возрождения и Реформация
4. Натурфилософия эпохи Возрождения
5. Социально-философская мысль эпохи Возрождения
Заключение
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С.37-39.
2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 156-157.
3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 133-145.
4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 63-68.
5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.
6. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 55-59.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 5
Задание №1 Политический мыслитель Возрождения Н. Макиавелли отстаивал тезис о том, что во имя государственных интересов правитель может поступать по принципу «цель оправдывает средства».
Определите и обоснуйте Вашу позицию по этому вопросу.
Задание №2 Какая характерная черта философии эпохи Возрождения ярко проявилась в нижеследующих суждениях итальянского философа XVI в. Патриции? «Итак, мы говорим, что не только звезды и сферы (если только сферы эти существуют в небе) и все небо одушевлены не ангелами, которые являются разумными, но душами; но мы, чтобы вслед за перипатетиками не изображать мир уродом, мы вслед за Аристотелем, когда он придерживался более здравого учения, за Платоном, всеми древними философами, греками и халдеями утверждаем, что весь мир обладает душой. Из чего следует, что не только небеса и их части, но также и элементы, сколько их есть, и отдельные их части, не отторженные от тела, одушевлены».
Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из произведения Пико дела Мирандола Дж. «Речь о достоинстве человека» (С. 156-157) и ответьте на вопрос: «Какой основной принцип философии и культуры Возрождения нашел отражение в данном тексте?» Обоснуйте Ваш ответ.
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА № 6 Философия Нового времени. Ф. Бэкон и Р. Декарт
План
Введение
1. Общая характеристика философии Нового времени
2. Эмпиризм и индуктивный метод Ф. Бэкона. Три типа ученых. Учение об «идолах познания» как препятствиях на пути к истине.
3. Рационализм и дедуктивный метод Р. Декарта. Обоснование принципа «Cogito ergo sum». Дуализм философии Декарта. Учение о субстанции. Теория врождённых идей.
Заключение
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С.40-42.
2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 105-106.
3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 146-172.
4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 69-79.
5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.
6. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 59-63.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 6
Задание №1 Ф. Бэконсравнивал схоластов и эмпириков с пауком и муравьём соответственно.
Используя это сравнение, дайте характеристику схоластического и эмпирического мышления.
Задание №2 Выберите 3 признака, характеризующие рационализм как основной принцип философии и жизни Нового времени:
1) стремление всё (природные, социальные и культурные процессы) организовать на разумных, контролируемых человеком началах;
2) скептическое отношение к человеческим эмоциям как помехе эффективной разумной деятельности;
3) убеждение, что в разуме нет ничего, чего бы не было в чувствах;
4) убеждение в необходимости подвергать всё сомнению;
5) представление о том, что истины веры выше истины разума.
Задача №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы Р. Декарта «Рассуждение о методе» (С. 105-106) и дайте развернутую характеристику основным правилам дедуктивного метода.
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА №7 Философия И. Канта
План
Введение
1. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Общая характеристика этого этапа.
2. Структура субъекта. Априорные формы чувственности. Рассудок и разум. «Явление» и «вещь в себе». Агностицизм Канта.
3. Проблемы нравственности в философии Канта. Категорический императив.
Заключение
Литература:
1. 1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С. 42-44.
2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 111 - 117
3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. - С. 185-197.
4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 80-84.
5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.
6. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 63-65.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 7
Задание №1 Кант считал, что всякая философия призвана отвечать на 3 вопроса:
1) «Что я могу знать?»
2) «Что я должен делать?»
3) «На что я смею надеяться?»
Позднее он добавит четвёртый вопрос: «Что такое человек?», полагая, что предыдущие три можно свести к четвёртому.
Почему эти вопросы можно свести к последнему? Дайте развёрнутую характеристику.
Задание №2 Попытайтесь доказать справедливость кантовских антиномий (противоречий человеческого разума, возникающих при стремлении последнего познать мир в его сущности, как безусловное целое), апеллируя к научным, философским и прочим аргументам: «1. Мир конечен и бесконечен; 2. Каждая сложная субстанция состоит из простых вещей и не существует ничего простого; 3. В мире существует свобода и господствует детерминизм; 4. Существует первопричина мира (бог) и не существует первопричины мира».
Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы И. Канта «Критика чистого разума» (111-117) и ответьте на вопрос: «Какой позиции на проблему познаваемости истины придерживается автор (гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм)?». Обоснуйте Ваш ответ.
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА №8 Философия Г. Гегеля
План
Введение
1. Философия Гегеля как философия абсолютного идеализма. Тождество мышления и бытия.
2. Диалектика Гегеля. Основные законы и категории диалектики Гегеля.
3. Философия истории Гегеля. Противоречия философии Гегеля.
Заключение
Литература:
1. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 192-198.
2. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 203-207.
3. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 86-90.
4. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.
5. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 65-66.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ №8
Задание №1 Известно выражение Гегеля, что «крот истории роет медленно, но роет хорошо».
Какие силы исторического процесса выражены образом крота? Осознают ли люди, в каком направлении «роет крот»? Можно ли изменить это направление?
Задание №2 Какое из предложенных суждений о метафизике связаны с именем Гегеля:
1) метафизика - это пустые умозрительные рассуждения, не имеющие отношения к жизни;
2) метафизика - это учение о принципах, началах и формах бытия;
3) метафизика - это раздел философии, исследующий проблему ценностей;
4) метафизика - это синоним философии;
5) метафизики - это противоположный диалектике метод мышления, отрицающий саморазвитие бытия через противоречия?
Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы Г. Гегеля «Лекции по философии истории» (С. 192-198) и дайте развернутые ответы на вопросы: «В чем сущность идеалистического понимания истории? Какая роль отведена в истории всемирно-историческим личностям?»
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА № 9 Философия К. Маркса. Проблематика и открытия
План
Введение
1. Социально-политические условия и теоретические предпосылки философии К. Маркса.
2. Практика как исходный принцип философии К. Маркса.
3. Материалистическое понимание истории. Структура общества.
4. Идея общественно-экономической формации и коммунистическая перспектива человечества. Предыстория и подлинная история. Решение проблемы свободы.
Заключение
Литература:
1. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 198-199.
2. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 224-236.
3. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 124-132.
4. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.
5. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 66 - 68.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 9
Задание №1 К. Маркс писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир. Дело же заключается в том, чтобы изменить его».
Следует ли из этого, что философы до Маркса не ставили задачи изменения мира? В чём новизна марксистской постановки вопроса изменения мира?
Задание №2 Материалистическое понимание истории связано с признанием (выберите правильный вариант):
1) решающей роли географических условий (климат, природные ресурсы и т.п.);
2) решающей роли творческого меньшинства;
3) решающей роли духовных факторов (идеология, религия, просвещение и т.п.);
4) решающей роли процессов, совершаемых в сфере материального производства;
5) многофакторности исторического процесса, при которых нет факторов решающих - все в равной степени важны.
Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы К. Маркса «К критике политической экономии» (С. 198-199) и дайте развернутые ответы на следующие вопросы: «В чем сущность материалистического понимания истории? Что является движущей силой исторического развития по Марксу? Чем принципиально материалистическое понимание истории отличается от идеалистического?»
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА №10 Русская философия XIX - начала ХХ века
План
Введение
1. Общая характеристика, становление и развитие русской философии. Русская философия и европейская философская традиция. Русская философия и идея «цельного знания».
2. Судьба России - тематический центр русской философии. Западники - славянофилы. «Русская идея».
3. Русская философия начала ХХ века о духовных основах кризиса цивилизации (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин).
Заключение
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С.48-61.
2. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М.: Наука, 1990. - С.43-272.
3. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 207-211.
4. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С.328 – 348.
5. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 133-161.
6. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.
7. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 72-93.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 10
Задание №1 Русский мыслитель Б. Вышеславцевотмечал, что не существует специально русской философии со своими проблемами, а существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания и обсуждения.
Назовите особенности русского осмысления мировых философских проблем.
Задание №2 Выберите правильные суждения. Славянофилы связывали своеобразие России прежде всего с:
1) огромностью территории;
2) многообразием религий и конфессий;
3) общинно-коллективным укладом хозяйственной и социальной жизни;
4) православием как духовной основой русского мировоззрения и исторического пути;
5) сложным переплетением восточных и западных влияний.
Задание №3 Прочитайте в хрестоматии отрывки из первого философического письма П.Я. Чаадаева (С. 207-211) и дайте развернутые ответы на вопросы: «В чем состоят особенности России и ее культуры, с точки зрения автора? Согласны ли Вы с Чаадаевым?»
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА № 11 Эволюция понятия «материя» в философии и науке
План
Введение
1. Понятие «материя» в сопоставлении с понятиями «бытие», «субстанция», «материал» («вещество», «физическое поле», «физический вакуум»).
2. Учения о первоначалах (первоэлементах, первостихиях) мира в античной философии.
3. Атомистические представления о строении мира и открытия физики второй половины 19 – первой трети 20 века. Философское осмысление новых открытий физики.
4. Современная наука о строении материи. Физика о 4-х типах взаимодействия. Попытки создания единой, фундаментальной теории поля.
Заключение
Литература:
1. Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2009.
2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 63-64.
3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – С. 236-241.
4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 163-183.
5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.