Основные черты, идеи, представители

План

Введение

1. Общая характеристика эпохи Возрождения.

2. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения

3. Эпоха Возрождения и Реформация

4. Натурфилософия эпохи Возрождения

5. Социально-философская мысль эпохи Возрождения

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С.37-39.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 156-157.

3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 133-145.

4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 63-68.

5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.

6. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 55-59.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 5

Задание №1 Политический мыслитель Возрождения Н. Макиавелли отстаивал тезис о том, что во имя государственных интересов правитель может поступать по принципу «цель оправдывает средства».

Определите и обоснуйте Вашу позицию по этому вопросу.

Задание №2 Какая характерная черта философии эпохи Возрождения ярко проявилась в нижеследующих суждениях итальянского философа XVI в. Патриции? «Итак, мы говорим, что не только звезды и сферы (если только сферы эти существуют в небе) и все небо одушевлены не ангелами, которые являются разумными, но душами; но мы, чтобы вслед за перипатетиками не изображать мир уродом, мы вслед за Аристотелем, когда он придерживался более здравого учения, за Платоном, всеми древними философами, греками и халдеями утверждаем, что весь мир обладает душой. Из чего следует, что не только небеса и их части, но также и элементы, сколько их есть, и отдельные их части, не отторженные от тела, одушевлены».

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из произведения Пико дела Мирандола Дж. «Речь о достоинстве человека» (С. 156-157) и ответьте на вопрос: «Какой основной принцип философии и культуры Возрождения нашел отражение в данном тексте?» Обоснуйте Ваш ответ.

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 6 Философия Нового времени. Ф. Бэкон и Р. Декарт

План

Введение

1. Общая характеристика философии Нового времени

2. Эмпиризм и индуктивный метод Ф. Бэкона. Три типа ученых. Учение об «идолах познания» как препятствиях на пути к истине.

3. Рационализм и дедуктивный метод Р. Декарта. Обоснование принципа «Cogito ergo sum». Дуализм философии Декарта. Учение о субстанции. Теория врождённых идей.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С.40-42.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 105-106.

3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 146-172.

4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 69-79.

5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.

6. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 59-63.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 6

Задание №1 Ф. Бэконсравнивал схоластов и эмпириков с пауком и муравьём соответственно.

Используя это сравнение, дайте характеристику схоластического и эмпирического мышления.

Задание №2 Выберите 3 признака, характеризующие рационализм как основной принцип философии и жизни Нового времени:

1) стремление всё (природные, социальные и культурные процессы) организовать на разумных, контролируемых человеком началах;

2) скептическое отношение к человеческим эмоциям как помехе эффективной разумной деятельности;

3) убеждение, что в разуме нет ничего, чего бы не было в чувствах;

4) убеждение в необходимости подвергать всё сомнению;

5) представление о том, что истины веры выше истины разума.

Задача №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы Р. Декарта «Рассуждение о методе» (С. 105-106) и дайте развернутую характеристику основным правилам дедуктивного метода.

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА №7 Философия И. Канта

План

Введение

1. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Общая характеристика этого этапа.

2. Структура субъекта. Априорные формы чувственности. Рассудок и разум. «Явление» и «вещь в себе». Агностицизм Канта.

3. Проблемы нравственности в философии Канта. Категорический императив.

Заключение

Литература:

1. 1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С. 42-44.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 111 - 117

3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. - С. 185-197.

4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 80-84.

5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.

6. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 63-65.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 7

Задание №1 Кант считал, что всякая философия призвана отвечать на 3 вопроса:

1) «Что я могу знать?»

2) «Что я должен делать?»

3) «На что я смею надеяться?»

Позднее он добавит четвёртый вопрос: «Что такое человек?», полагая, что предыдущие три можно свести к четвёртому.

Почему эти вопросы можно свести к последнему? Дайте развёрнутую характеристику.

Задание №2 Попытайтесь доказать справедливость кантовских антиномий (противоречий человеческого разума, возникающих при стремлении последнего познать мир в его сущности, как безусловное целое), апеллируя к научным, философским и прочим аргументам: «1. Мир конечен и бесконечен; 2. Каждая сложная субстанция состоит из простых вещей и не существует ничего простого; 3. В мире существует свобода и господствует детерминизм; 4. Существует первопричина мира (бог) и не существует первопричины мира».

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы И. Канта «Критика чистого разума» (111-117) и ответьте на вопрос: «Какой позиции на проблему познаваемости истины придерживается автор (гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм)?». Обоснуйте Ваш ответ.

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА №8 Философия Г. Гегеля

План

Введение

1. Философия Гегеля как философия абсолютного идеализма. Тождество мышления и бытия.

2. Диалектика Гегеля. Основные законы и категории диалектики Гегеля.

3. Философия истории Гегеля. Противоречия философии Гегеля.

Заключение

Литература:

1. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 192-198.

2. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 203-207.

3. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 86-90.

4. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.

5. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 65-66.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ №8

Задание №1 Известно выражение Гегеля, что «крот истории роет медленно, но роет хорошо».

Какие силы исторического процесса выражены образом крота? Осознают ли люди, в каком направлении «роет крот»? Можно ли изменить это направление?

Задание №2 Какое из предложенных суждений о метафизике связаны с именем Гегеля:

1) метафизика - это пустые умозрительные рассуждения, не имеющие отношения к жизни;

2) метафизика - это учение о принципах, началах и формах бытия;

3) метафизика - это раздел философии, исследующий проблему ценностей;

4) метафизика - это синоним философии;

5) метафизики - это противоположный диалектике метод мышления, отрицающий саморазвитие бытия через противоречия?

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы Г. Гегеля «Лекции по философии истории» (С. 192-198) и дайте развернутые ответы на вопросы: «В чем сущность идеалистического понимания истории? Какая роль отведена в истории всемирно-историческим личностям?»

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 9 Философия К. Маркса. Проблематика и открытия

План

Введение

1. Социально-политические условия и теоретические предпосылки философии К. Маркса.

2. Практика как исходный принцип философии К. Маркса.

3. Материалистическое понимание истории. Структура общества.

4. Идея общественно-экономической формации и коммунистическая перспектива человечества. Предыстория и подлинная история. Решение проблемы свободы.

Заключение

Литература:

1. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 198-199.

2. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 224-236.

3. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 124-132.

4. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.

5. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 66 - 68.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 9

Задание №1 К. Маркс писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир. Дело же заключается в том, чтобы изменить его».

Следует ли из этого, что философы до Маркса не ставили задачи изменения мира? В чём новизна марксистской постановки вопроса изменения мира?

Задание №2 Материалистическое понимание истории связано с признанием (выберите правильный вариант):

1) решающей роли географических условий (климат, природные ресурсы и т.п.);

2) решающей роли творческого меньшинства;

3) решающей роли духовных факторов (идеология, религия, просвещение и т.п.);

4) решающей роли процессов, совершаемых в сфере материального производства;

5) многофакторности исторического процесса, при которых нет факторов решающих - все в равной степени важны.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы К. Маркса «К критике политической экономии» (С. 198-199) и дайте развернутые ответы на следующие вопросы: «В чем сущность материалистического понимания истории? Что является движущей силой исторического развития по Марксу? Чем принципиально материалистическое понимание истории отличается от идеалистического?»

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА №10 Русская философия XIX - начала ХХ века

План

Введение

1. Общая характеристика, становление и развитие русской философии. Русская философия и европейская философская традиция. Русская философия и идея «цельного знания».

2. Судьба России - тематический центр русской философии. Западники - славянофилы. «Русская идея».

3. Русская философия начала ХХ века о духовных основах кризиса цивилизации (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин).

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С.48-61.

2. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М.: Наука, 1990. - С.43-272.

3. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 207-211.

4. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С.328 – 348.

5. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 133-161.

6. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.

7. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 72-93.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 10

Задание №1 Русский мыслитель Б. Вышеславцевотмечал, что не существует специально русской философии со своими проблемами, а существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания и обсуждения.

Назовите особенности русского осмысления мировых философских проблем.

Задание №2 Выберите правильные суждения. Славянофилы связывали своеобразие России прежде всего с:

1) огромностью территории;

2) многообразием религий и конфессий;

3) общинно-коллективным укладом хозяйственной и социальной жизни;

4) православием как духовной основой русского мировоззрения и исторического пути;

5) сложным переплетением восточных и западных влияний.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии отрывки из первого философического письма П.Я. Чаадаева (С. 207-211) и дайте развернутые ответы на вопросы: «В чем состоят особенности России и ее культуры, с точки зрения автора? Согласны ли Вы с Чаадаевым?»

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 11 Эволюция понятия «материя» в философии и науке

План

Введение

1. Понятие «материя» в сопоставлении с понятиями «бытие», «субстанция», «материал» («вещество», «физическое поле», «физический вакуум»).

2. Учения о первоначалах (первоэлементах, первостихиях) мира в античной философии.

3. Атомистические представления о строении мира и открытия физики второй половины 19 – первой трети 20 века. Философское осмысление новых открытий физики.

4. Современная наука о строении материи. Физика о 4-х типах взаимодействия. Попытки создания единой, фундаментальной теории поля.

Заключение

Литература:

1. Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2009.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 63-64.

3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – С. 236-241.

4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 163-183.

5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.

Наши рекомендации