Философская система Г. Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831). Главной его работой была «Наука логики» (1812-1816), а также «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук» и т.д. 1.Философия Гегеля – это объективный идеализм. Почему? Это связано с тем, что в основе мира лежит мировой разум, абсолютная идея или мировой дух. При этом мировой дух или абсолютная идея – это начало, которое дает импульс к возникновению и развитию мира. Абсолютная идея – это разумное мышление как первоначало или субстанция всего существующего; это абстрактно духовная сущность, что обозначает всеобщее бытие, т.е. в философии Гегеля доминирует примат всеобщего. 2.Для Гегеля деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель деятельности абсолютной идеи – самопознание. 3.В процессе самопознания абсолютная идея проходит 3 этапа (триада):
І тезис: абсолютная идея развивается в самой себе. Это логика или логическое развитие;
ІІ антитезис: принятие абсолютной идеи формы природы или «инобытия», т.е. органического или неорганического мира;
ІІІ синтез: развитие абсолютной идеи в мышлении, в истории человечества.
Ее высшей формой развития, где она осознает себя и весь пройденный ею путь, является «абсолютный дух», под которым понимается совокупная духовная деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории. Это та же «абсолютная идея», скрыто работающая в человеческих целях и делах, в деятельности всех человеческих поколений, это их внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех деяний и познаний. Здесь абсолютная идея постигает себя в форме человеческого сознания и самопознания, т.е. возвращается к самой себе. Под «абсолютным духом» понимается также философская система самого Гегеля. С этого момента выходящее движение «абсолютной идеи» прекращается и дальнейший процесс движения, может быть, мыслим как замкнутый круг, как простое повторение идей пройденного пути.
Гегель – создатель диалектической логики. Его философское творчество есть вторая историческая форма диалектики. Это идеалистическая диалектика, диалектика понятий. Согласно учению мыслителя, понятия взаимосвязаны и развиваются от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к понятию всестороннему и содержательному, от низших форм к высшим через переход количества к качеству. Другими словами для Гегеля является приоритет всеобщего над индивидуальным. Внутренним источником такого развития выступает противоречие. Противоречие – не аномалия, а взаимосвязь противоположных сторон определений, принцип всякого самодвижения. Развитие необходимо приводит к отрицанию исходных форм. Отрицание и отрицание отрицания внутренне присущи явлениям, закономерные ступени процесса развития. Гегель дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших философских категорий и сформулировал 3 основных закона: 1) переход количественных изменений в качественные; 2) взаимопроникновение противоположностей; 3) отрицание отрицания. Диалектический метод направлен на бесконечность познания, но если субъективной основой метода является абсолютный дух, а цель его - самопознание, то познание как таковое ограничено. В этом суть противоречия между консервативной идеалистической системой и прогрессивным диалектическим методом Гегеля. Если все это конкретизировать, то: 1.Метод выходит с признания всеобщности развития. Система ж запрещает всеобщность развития, поскольку природа развивается только в пространстве, а не во времени. Система требует ограничение развития. 2.Метод основан на признании всеобщности противоречий. Система ж требует решения всех противоречий и установления непротиворечивого состояния. 3.Метод требует соответствия движения мысли состоянию, характерному для реальных процессов. Система ж предвидит конструирования связей с головы. 4.Метод требует постоянного преобразования действительности, а система – неизменности существующего состояния вещей. Таким образом, Гегель в системной форме изложил диалектическое миропонимание и диалектический метод исследования, завершив тем самым становление философии как теоретической и методологической основы научного мировоззрения.
2. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Первым немецким философом, подвергшим развернутой критике систему и метод Гегеля с материалистических позиций, был Людвиг Фейербах (1804 - 1872). Главные его труды: «Критика философии Гегеля» (1839) и «Сущность христианства» (1841), где в последней объявил первейшей задачей философии критику религии. Анализируя исходные посылки гегелевской системы, он сделал вывод о ее родстве с теологией. По мнению Фейербаха, религия и близкая к ней по духу философия Гегеля имеют общие категории. Они возникают в результате абстрагирования и наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода, каковыми являются разум, бессмертие, могущество, благо. Бог, по Фейербаху, — это объективированная, т.е. вынесенная вовне абстракция, существующая лишь в головах людей. Бог есть то, кем и чем человек хочет быть. Подлинный творец Бога - человек попадает в зависимость от Бога. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, т.к. все эти атрибуты он отнимает у себя. Религия, по выводу Фейербаха, парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорным и терпеливым ожиданием грядущего сверхъестественного воздаяния. Освобождение от религиозных заблуждений философ видел в понимании человека не как творения бога, а как наиболее совершенной части природы. Возродить у человека чувство самоутверждения и достоинства можно только на основе материалистического мировоззрения. Фейербах предпочитал в своей философии не использовать термины «материализм» и «материя» из-за сложившегося отрицательного к ним отношения в общественном сознании и широко использовал термин «природа». Природа, по Фейербаху, существует вечно, она не зависит ни от Бога, ни от какой-либо философии. Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По его мнению, в центре философии должен находиться человек как высшее существо природы. Субъект в системе Фейербаха - это реальный, целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. «Я» у Фейербаха - это непросто духовное и мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить. Важнейшей характеристикой субъекта является чувственность - синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств природы человека, его телесности, разума, воли, сердца. Она опосредована общением с другим человеком. Именно в сфере межчеловеческого общения осуществляется, по Фейербаху, реализация человеком своей родовой сущности. Человек, отправляя функции рода, превращает сущностные силы всего человечества, продукты культуры в свои собственные жизненные силы, в целостность своих способностей. Но, антропологический материализм Фейербаха был метафизическим, ибо сущность человека была раз и навсегда установлена и неизменна. В теории познания он был сенсуалистом, ибо ощущение – единственный источник человеческого познания. В понимании проблем общества Фейербах был идеалистом. Учением Фейербаха немецкая классическая философия завершилась. Разработанная Фейербахом материалистическая трактовка субъекта и его атеистическое мировоззрение (Не Бог создал человека, а человек - Бога) оказали серьезное влияние на последующих мыслителей, в частности, на К. Маркса и Ф. Энгельса.