Диалектика исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории

Даже если бросить самый поверхностный взгляд на историю человечества, то не ускользнет от внимания тот факт, что общество не пребывает в неизменном состоянии, а непрерывно изменяется. Вопросы о том, откуда мы пришли и куда движемся, чего ожидать от настоящего и будущего – таковы вечные темы размышлений философов об обществе и его истории. Диалектика рассматривает общество в состоянии изменения, то есть изучает его как процесс. Одной из важнейших задач социальной философии является осмысление общественно-исторического процесса, который представляет собой последовательное изменение состояний общества.

Если общественные события выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий и имеют направленность, то можно говорить о развитии общества. Общественное развитие многосторонне, на каждом этапе реализуются различные варианты событий. Социальная философия использует понятия прогресса и регресса для характеристики направленности развития. Прогресс – это поступательное восходящее развитие общества, представляющее собой переход к более совершенным формам. Регресс – это нисходящее развитие, представляющее собой возвращение к прежним общественным формам. Среди философов нет единого мнения о том, какой из видов развития общества является преобладающим. Так, в частности, во Франции XVIII века среди философов-просветителей Вольтер и Д. Дидро защищали идею прогрессивного, а Ж.-Ж. Руссо – регрессивного развития европейского общества.

Дискуссия о направленности общественного развития (прогрессивном или регрессивном варианте) с необходимостью привела к обсуждению проблемы критериев общественного развития. Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о существовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс существует то, что можно считать его критерием. В философии существует такое понятие, как факторы общественного развития, то есть его движущие силы. Их разделяют на объективные и субъективные. К объективным факторам общественного развития относят материальное производство, природную среду, социальные ресурсы, науку и технику и ряд других. К субъективным факторам общественного прогресса относят целенаправленные, осознанные действия как отдельных людей, так и всего общества.

В социальной философии существуют многофакторные теории прогресса, признающие, что общественное развитие обусловлено целым рядом равнозначных факторов, и однофакторные, выделяющие в качестве основного какой-либо один фактор, например, географическую среду, или материальное производство, или деятельность великих личностей. Основными формами общественного развития выступают эволюция и революция. Эволюцией называют процесс постепенных изменений, а революцией – резкие переходы от одного состояния к другому. В социальной философии рассматриваются различные виды революций: социальная, политическая, научная, технологическая. Под социальной революцией понимается изменение типа общественного устройства, под политической – изменение формы власти. Научная революция – это переворот в научном знании, основанный на крупном научном открытии. В результате научной революции меняется научная картина мира. Технологической революцией называют качественное изменение в развитии производительных сил. Например, промышленный переворот ХVIII-ХIХ веков, сущность которого заключалась в переходе от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.

Каковы же основные современные модели общественно-исторического процесса? В современной социальной философии теории, придерживающиеся прогрессистского варианта, представлены в двух видах: формационная теория и теория стадий роста. Сторонники прогрессистского подхода исходят из трех основных принципов: 1) признается прогресс в историческом развитии; 2) в качестве критерия прогресса выбирается материальная сфера жизни общества, а не духовная; 3) Европа (Запад в целом) рассматривается как идеальная (образцовая) модель прогрессивного развития.

Создателем теории формационного развития был К. Маркс. Согласно его теории, в истории общества выделяются пять формаций: 1) первобытно-общинная; 2) рабовладельческая; 3) феодальная; 4) капиталистическая; 5) коммунистическая (появление этой формации К. Маркс лишь предсказывал). Формация – это стадия общественного развития, в основе которой лежит определенный способ производства. Согласно Марксу, способ производства – это совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений по производству товаров, их распределению и потреблению). В основе производственных отношений, по Марксу, лежат отношения собственности. Противоречие производительных сил и производственных отношений разрешается через классовую борьбу. Развитие формаций является объективным процессом, независящим от человека. Маркс называет его «естественно-историческим процессом».

Формационная теория стала одной из наиболее распространенных в XX веке. Формационная теория оказала влияние на трактовку общественно-исторических событий многими мыслителями. Так, например, в современной социологии существует теория конфликта, объясняющая социальное развитие через столкновение интересов различных социальных групп. Основоположником теории конфликта в социологии считается именно Маркс. Немарксистские концепции исторического развития, разрабатывавшиеся в XX веке, нередко принимали идею исторического прогресса. Не отрицали они обычно и то, что доминантой общественного развития являются материальные факторы, но усматривали их не в способе производства, а чаще всего в технологии. На этом фундаменте выросли теория стадий экономического роста американского исследователя Уолта Уитмена Ростоу, теория индустриального общества французского ученого Раймона Арона, многочисленные теории конвергенции, теория постиндустриального общества американского ученого и политика Даниела Белла и ряд других.

Наиболее распространенная в XX веке теория стадий роста, созданная американскими философами и социологами (среди них У. Ростоу), возникла также во многом под влиянием формационной теории. Стадия роста – этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки. Стадиальная теория выделяет в истории следующие этапы, или стадии:

1) доиндустриальное общество (занятое преимущественно аграрным хозяйством);

2) индустриальное общество (данная стадия начинается с возникновения машинного производства);

3) постиндустриальное общество (связано с дальнейшим развитием науки и техники);

4) будущее постпостиндустриальное общество (технотронное, информационное общество XXI века).

Наши рекомендации