Возрождение и Реформация

1.5.1. Термин «гуманизм» происходит от лат. Нитатщ что означает:

а) божественный;

б) человеческий (человечный);

в) природный;

г) животный.

1.5.2. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в:

а) Нидерландах;

б) Германии;

в) Италии;

г) России.

1.5.3. «Первым итальянским гуманистом» или «отцом гуманизма» в Италии традиционно считается:

а) Данте Алигьери;

б) Марсилий из Падуи;

в) Джованни Боккаччо;

г) Франческо Петрарка.

1.5 4. Данте, принимая христианскую догматику в каче­стве неизменной истины, так трактовал отношение боже­ственного и человеческого:

а) человек однозначно принадлежит природе, а бог противостоит человеческому творчеству;

б) человек принадлежит и к божественному миру, и к при­родному;

в) человеку открьшается только «духовное поучение» от свя­того духа, а человеческий разум не ведет к блаженству;

г) человек в своем творчестве абсолютно самостоятелен, не зависит ни от божественного воздействия, ни от при­родных сил.

1.5.5. Франческо Петрарка в полемическом трактате «О собственном незнании и незнании других»:

а) опровергал учение Аристотеля;

б) высмеивал надуманность схоластических споров у «глупых аристотеликов»;

в) описывал расцвет университетов позднего Средневековья;

г) считал, что поздние схоласты способствовали развитию патристики и средневековой теологии.

1.5.6. В христианском учении Петрарку привлекала в пер­вую очередь:

а) этическая проблема человеческой личности;

б) проблема бога и доказательства его существования;

в) проблема соотношения бога и природы;

г) проблема соотношения знания и веры.

1.5.7. Этот итальянский гуманист, наряду с латинскими классическими текстами, ценил древнегреческое наследие. Его усилиями были переведены и аннотированы многие древние тексты, что оказало значительное влияние на флорен­тийских гуманистов. Речь идет о:

а) Поджо Браччолини;

б) Леонардо Бруни;

в) Колюччо Салутати;

г) Франческо Петрарке.

1.5.8. В знак глубокого уважения к древнегреческому мыс­лителю поздневизантийский неоплатоник Георгиос Гемистос (1360—1425) принял имя:

а) Платон;

б) Плотин;

в) Плетон;

г) Платоник.

1.5.9. В своем главном произведении «Платоновская теология о бессмертии души» Марсжио Фичино (1422—1495) доказывал:

а) философия всегда и неизбежно зависит от теологии;

б) философия — не служанка, а «сестра» теологии;

в) философия совершенно не зависит от теологии;

г) философия всегда борется против теологии.

1.5.10. Марсилио Фичино был убежден в том, что:

а) католическое христианство — единственно верное и окончательное религиозное учение;

б) все религиозные культы и религиозно-философские учения есть проявления некоей общей религии;

в) необходимо создать новую религию на основе христи­анства;

г) необходимо возродить античное язычество.

1.5.11. В учении М. Фичино проявилась новая гуманистиче­ская идея итальянского Ренессанса в учении о человеке:

а) человек должен творчески совершенствоваться, возно­сясь к наивысшему сущему

(богу);

б) человек — наиболее гармоничное существо, и он не нуждается в идее бога;

в) человек — высшее природное существо, которое при­звано бороться с богом;

г) человек — венец всего сущего, и ему необходимо дока­зать свое богоподобие.

1.5.12. Пико делла Мирандола (1463—1495) в своих знаме­нитых 900 тезисах «Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae», в частности, утверждал:

а) мир возник самопроизвольно, из «ничего»;

б) мир возник из высшего бестелесного начала — «хаоса»;

в) мир создан Богом из ничего;

г) мир был создан Богом в «уме».

1.5.13. Пико делла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека»(1486) высказал такую мысль о человеке, как о:

а) представителе элементарного мира;

б) представителе небесного мира;

в) представителе ангельского мира;

г) особом микрокосме.

1.5.14. Мирандола писал:

а) человек рожден для счастья;

б) человек — сам творец своего счастья;

в) бог дарит человеку его счастье;

г) счастье — дым, и человек к нему стремится напрасно.

1.5.15. П. Помпонацци в трактате «О бессмертии души» пи­сал, что человек может быть бессмертен лишь потому, что:

а) бог наделил его бессмертной душой;

б) человек способен мыслить общими понятиями, абстра­гироваться от единичного, частного, отдельного;

в) человек неразрывно связан с природным миром и по­стоянно перевоплощается в нем;

г) после телесной смерти человек возносится в духе в бо-| жественный мир, где обретает вечное блаженство.

1.5.16. По мысли Помпонацци, человек не несет ответственностъ за грехи и зло в мире, поскольку:

а) человек не обладает свободой воли, его поведение определяется судьбой;

б) бог уже устроил мир так, что грех и зло неизбежны;

в) действия самого бога строго определены естественной природной необходимостью;

г) человек не подотчетен богу, который миру трансцендентен.

1.5.17. Термин «реформация» имеет отношение к критике:

а) католической церкви;

б) английской буржуазии;

в) французских рантье;

г) немецкого бюргерства.

1.5.18. Наиболее выдающимся представителем немецкого реформационного движения являлся:

а) Виклиф;

б) ЯнГус;

в) Жан Кальвин;

г) Мартин Лютер;

1.5.19.Лютер выступал против идеи о том, что:

а) человек может напрямую обращаться к богу;

б) церковь — единственный посредник между богом и человеком;

в) священники не могут отпускать мирянам грехи;

г) человек полон чувства вины и греха.

1. 5. 20. По Лютеру, спасение человека достигается им:

а) путем тщательного исполнения церковных таинств, об­рядов и норм;

б) чистой верой, которая является «божьим даром»;

в) только по воле божьей, без малейшего усилия и веры человека;

г) по собственной воле, без помощи и воли божьей.

1.5.21. Языческое учение Аристотеля Лютер:

а) категорически отвергал;

б) творчески развивал;

в) критиковал, но в основных положениях оценивал вы­соко;

г) полностью игнорировал.

1.5.22. В учении Кальвина, как и Лютера, значительное ме­сто занимает учение о:

а) личной свободе и творческой активности человека;

б) предопределении как вечном спасении только по воле бога;

в) независимости человека от социального окружения и государства;

г) ведущей роли католической церкви в деле спасения человеческой души.

1.5.23. В эпоху Реформации разнообразные мистические учения:

а) были развиты и включены в новые религиозные учения;

б) были категорически осуждены и преданы забвению;

в) были отождествлены с традиционным учением католической церкви и обличены как заблуждения;

г) были переосмыслены и положены в основу учения о новой церкви.

1.5.24. Религиозно-философские воззрения Томаса Мюнцера были близки к идеям:

а) мистического индивидуализма;

б) античного платонизма;

в) утопического коммунизма;

г) римского цезарепапизма.

1.5.25. Философские воззрения Якоба Беме были близки к:

а) схоластическим традициям;

б) оккультно-мистическим направлениям;

в) гуманизму Возрождения;

г) естественнонаучной философии Нового времени.

1.5.26. С точки зрения теософии Я. Беме, бог— это:

а) сама природа, полностью исчерпывающая божествен­ную силу и волю;

б) наивысший и активный принцип природы, находящийся и в ней, и над ней;

в) непостижимое внеприродное существо, по своей воле создающее или разрушающее природу;

г) абстрактный символ природных сил, порожденный активным творческим воображением человека.

1.5.27. Испанский теолог Франсиско Суарес в своем произве­дении «Метафизическая диспутация» (1597) пытался соединить:

а) метафизику Аристотеля с теологией Аквината;

б) неоплатонизм с августинианством;

в) платонизм с аристотелизмом;

г) гностицизм с францисканством.

1.5.28. В своей знаменитой книге «Похвала глупости» Эразм Роттердамский (1469—1563) высмеял:

а) нравы и обыденные представления немецкого бюргерства;

б) бесплодные псевдонаучные споры поздних схоластов;

в) религиозный фанатизм представителей католической церкви;

г) социально-политическую утопию Т. Мора.

1. 5. 29. Эразм Роттердамский подлинное христианство понимал как:

а) онтологию;

б) эпистемологию;

в) этику;

г) метафизику.

1.5.30. Мишель Монтень в античной философии более все­го ценил:

а) свободомыслие и скептицизм;

б) эпикуреизм и гедонизм;

в) платонизм и аристотелизм;

г) стоицизм и аскетизм.

1.5.31. В этике Монтеня добродетель понимается как:

а) строгий аскетизм и страх божий;

б) умеренность, мужество и жизнелюбие;

в) раскованность, стремление к личному бессмертию;

г) стремление к самоуспокоению и довольству собой.

1.5.32. С точки зрения Монтеня, бог— это:

а) строгий и бескомпромиссный судья всех действий и помыслов людей;

б) идеал Человека, воплощающий все высшие устремле­ния человечества;

в) непознаваемый внеличный принцип, далекий от жизни и дел людей;

г) некое природное начало, определяющее исходные спо­собности и возможности человека.

1.5.33. По мысли Николая Кузанского, безусловное знание мы постичь:

а) неспособны в принципе;

б) способны полностью;

в) способны непосредственно;

г) способны символически.

1.5.34. Согласно символике Николая Кузанского, мир пред­ставляет собой:

а) изолированный шар в лоне абсолюта;

б) бесконечно расширяющийся шар, центр которого — Земля;

в) бесконечный шар с центром везде и нигде;

г) бесконечный шар без центра.

1.5.35. По мнению Парацельса, если познать «архэ жизни» (активную духовную жизненную силу), то можно:

а) познать абсолютное (бога);

б) стать подлинным философом;

в) обрести возможности магического преобразования при­роды;

г) превратить человека в бога.

1.5.36. Для Парацельса главной и универсальной наукой была:

а) медицина;

б) философия;

в) астрономия;

г) алхимия.

1.5.37. Согласно Бернардино Телезио, задачей философии является:

а) познание бога;

б) исследование природы;

в) осмысление связей между богом и природой;

г) познание человека.

1.5.38. В философской системе Телезио все вещи:

а) материальны, но сама материя пассивна;

б) материальны, и материя активна;

в) нематериальны, но кажутся материальными и подвиж­ными;

г) нематериальны, но мы их в своем воображении воспро­изводим как материальные.

1.5.39. По Телезио:

а) природа находится в постоянном движении и источник движения — бог;

б) природа движется постоянно и самостоятельно, но по­сле божественного первотолчка;

в) природа движется после акта творения ее богом, но по собственным принципам самодвижения;

г) движение природы — кажущееся, она не движется, так же как и бог.

1.5.40. Франческо Патрици, развивая итальянскую линию фи­лософии природы, в своих «Перипатетических исследованиях»:

а) переосмыслил основы оригинального учения Аристотеля;

б) преодолевал средневековый схоластический аристотелизм;

в) защищал основные идеи Платона;

г) поддерживал учение неоплатоников.

1.5.41. Книги Ф. Патрици были запрещены католической церковью потому, что в них развивалось следующее учение:

а) бог находится за пределами вселенной, которая матери­альна;

б) вселенная есть бог, а бог — это все (единое), он везде нигде определенно;

в) вселенная есть бог, и бог проявляется в каждой материальной частице мира;

г) вселенная есть бог, и они оба духовны и нематериальны.

1.5.42. По мысли Джордано Бруно, «оно само является ...бесконечным, неподвижным, субстратным, ...жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе» . Это для него:

а) божественное;

б) единое;

в) материальное;

г) духовное.

1.5.43. Философия природы Дж. Бруно — это:

а) деизм;

б) креационизм;

в) панпсихизм;

г) дуализм.

1.5.44. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:

а) космос — одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог);

б) бесконечность космоса — божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;

в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);

г) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.

1.5.45. «Единое » Дж. Бруно неразрывно связано с введенными им понятиями:

а) «скрытый бог» и «предпосылки»;

б) «абсолютный дух» и «абсолютная идея»;

в) «мировая душа» и «всеобщий разум»;

г) «архэ жизни» и «универсальная наука».

1.5.46. По мысли Бруно, человеческая душа отличается от душ животных своей особой «конфигурацией», связанной с физической структурой телесных органов. Эта идея близка античным представлениям о душе у:

а) киников;

б) эпикурейцев;

в) стоиков;

г) скептиков.

1.5.47. В своей философии Никколо Макиавелли:

а) признавал существование и влияние фортуны, но на­стаивал на активной жизненной позиции человека;

б) признавал существование фортуны и развивал теорию предопределения;

в) отрицал существование фортуны и развивал фаталистическое учение;

г) отрицал и существование фортуны, и концепцию предопределения.

1.5.48. Тонкий дипломат и проницательный государствен­ный деятель, Н. Макиавелли рассматривал политику как:

а) божественную волю, реализуемую через поступки людей;

б) своеобразное отражение моральных норм, однозначно определяющих человеческие поступки;

в) автономную сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли, корректируе­мую естественными законами жизни и человеческой психологии;

г) систему религиозных догматических установлений, контролирующих жизнь общества и государства.

1.5.49. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как:

а) гуманизм;

б) объективизм;

в) цинизм;

г) анархизм.

1.5.50. В философии политики Жана Бодена (1530—1596) государство рассматривается как:

а) гарант социальной справедливости и равенства всех граждан перед законом;

б) форма осуществления власти церкви над обществом;

в) власть нескольких семей, при которой монарх является абсолютным источником права и политики;

г) политическая власть аристократии, которая для управ­ления обществом формирует выборный коллегиальный орган.

1.5.51. Идеолог голландской буржуазной революции Гуго Гроций философски обосновал теорию:

а) абсолютного (божественного) права, при котором реа­лизуется проявление божьего суда;

б) естественного права, когда его сущность отражает об­щечеловеческую природу;

в) государственного права, когда оно создается управляющей верхушкой для решения своих проблем;

г) эгалитарного права, когда признаются права и свободы всех граждан государства.

1.5.52. Термин «утопия» означает буквально:

а) удаленный остров;

б) идеальное государство;

в) несуществующее место;

г) великая мечта.

Наши рекомендации