Возрождение и Реформация
1.5.1. Термин «гуманизм» происходит от лат. Нитатщ что означает:
а) божественный;
б) человеческий (человечный);
в) природный;
г) животный.
1.5.2. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в:
а) Нидерландах;
б) Германии;
в) Италии;
г) России.
1.5.3. «Первым итальянским гуманистом» или «отцом гуманизма» в Италии традиционно считается:
а) Данте Алигьери;
б) Марсилий из Падуи;
в) Джованни Боккаччо;
г) Франческо Петрарка.
1.5 4. Данте, принимая христианскую догматику в качестве неизменной истины, так трактовал отношение божественного и человеческого:
а) человек однозначно принадлежит природе, а бог противостоит человеческому творчеству;
б) человек принадлежит и к божественному миру, и к природному;
в) человеку открьшается только «духовное поучение» от святого духа, а человеческий разум не ведет к блаженству;
г) человек в своем творчестве абсолютно самостоятелен, не зависит ни от божественного воздействия, ни от природных сил.
1.5.5. Франческо Петрарка в полемическом трактате «О собственном незнании и незнании других»:
а) опровергал учение Аристотеля;
б) высмеивал надуманность схоластических споров у «глупых аристотеликов»;
в) описывал расцвет университетов позднего Средневековья;
г) считал, что поздние схоласты способствовали развитию патристики и средневековой теологии.
1.5.6. В христианском учении Петрарку привлекала в первую очередь:
а) этическая проблема человеческой личности;
б) проблема бога и доказательства его существования;
в) проблема соотношения бога и природы;
г) проблема соотношения знания и веры.
1.5.7. Этот итальянский гуманист, наряду с латинскими классическими текстами, ценил древнегреческое наследие. Его усилиями были переведены и аннотированы многие древние тексты, что оказало значительное влияние на флорентийских гуманистов. Речь идет о:
а) Поджо Браччолини;
б) Леонардо Бруни;
в) Колюччо Салутати;
г) Франческо Петрарке.
1.5.8. В знак глубокого уважения к древнегреческому мыслителю поздневизантийский неоплатоник Георгиос Гемистос (1360—1425) принял имя:
а) Платон;
б) Плотин;
в) Плетон;
г) Платоник.
1.5.9. В своем главном произведении «Платоновская теология о бессмертии души» Марсжио Фичино (1422—1495) доказывал:
а) философия всегда и неизбежно зависит от теологии;
б) философия — не служанка, а «сестра» теологии;
в) философия совершенно не зависит от теологии;
г) философия всегда борется против теологии.
1.5.10. Марсилио Фичино был убежден в том, что:
а) католическое христианство — единственно верное и окончательное религиозное учение;
б) все религиозные культы и религиозно-философские учения есть проявления некоей общей религии;
в) необходимо создать новую религию на основе христианства;
г) необходимо возродить античное язычество.
1.5.11. В учении М. Фичино проявилась новая гуманистическая идея итальянского Ренессанса в учении о человеке:
а) человек должен творчески совершенствоваться, возносясь к наивысшему сущему
(богу);
б) человек — наиболее гармоничное существо, и он не нуждается в идее бога;
в) человек — высшее природное существо, которое призвано бороться с богом;
г) человек — венец всего сущего, и ему необходимо доказать свое богоподобие.
1.5.12. Пико делла Мирандола (1463—1495) в своих знаменитых 900 тезисах «Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae», в частности, утверждал:
а) мир возник самопроизвольно, из «ничего»;
б) мир возник из высшего бестелесного начала — «хаоса»;
в) мир создан Богом из ничего;
г) мир был создан Богом в «уме».
1.5.13. Пико делла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека»(1486) высказал такую мысль о человеке, как о:
а) представителе элементарного мира;
б) представителе небесного мира;
в) представителе ангельского мира;
г) особом микрокосме.
1.5.14. Мирандола писал:
а) человек рожден для счастья;
б) человек — сам творец своего счастья;
в) бог дарит человеку его счастье;
г) счастье — дым, и человек к нему стремится напрасно.
1.5.15. П. Помпонацци в трактате «О бессмертии души» писал, что человек может быть бессмертен лишь потому, что:
а) бог наделил его бессмертной душой;
б) человек способен мыслить общими понятиями, абстрагироваться от единичного, частного, отдельного;
в) человек неразрывно связан с природным миром и постоянно перевоплощается в нем;
г) после телесной смерти человек возносится в духе в бо-| жественный мир, где обретает вечное блаженство.
1.5.16. По мысли Помпонацци, человек не несет ответственностъ за грехи и зло в мире, поскольку:
а) человек не обладает свободой воли, его поведение определяется судьбой;
б) бог уже устроил мир так, что грех и зло неизбежны;
в) действия самого бога строго определены естественной природной необходимостью;
г) человек не подотчетен богу, который миру трансцендентен.
1.5.17. Термин «реформация» имеет отношение к критике:
а) католической церкви;
б) английской буржуазии;
в) французских рантье;
г) немецкого бюргерства.
1.5.18. Наиболее выдающимся представителем немецкого реформационного движения являлся:
а) Виклиф;
б) ЯнГус;
в) Жан Кальвин;
г) Мартин Лютер;
1.5.19.Лютер выступал против идеи о том, что:
а) человек может напрямую обращаться к богу;
б) церковь — единственный посредник между богом и человеком;
в) священники не могут отпускать мирянам грехи;
г) человек полон чувства вины и греха.
1. 5. 20. По Лютеру, спасение человека достигается им:
а) путем тщательного исполнения церковных таинств, обрядов и норм;
б) чистой верой, которая является «божьим даром»;
в) только по воле божьей, без малейшего усилия и веры человека;
г) по собственной воле, без помощи и воли божьей.
1.5.21. Языческое учение Аристотеля Лютер:
а) категорически отвергал;
б) творчески развивал;
в) критиковал, но в основных положениях оценивал высоко;
г) полностью игнорировал.
1.5.22. В учении Кальвина, как и Лютера, значительное место занимает учение о:
а) личной свободе и творческой активности человека;
б) предопределении как вечном спасении только по воле бога;
в) независимости человека от социального окружения и государства;
г) ведущей роли католической церкви в деле спасения человеческой души.
1.5.23. В эпоху Реформации разнообразные мистические учения:
а) были развиты и включены в новые религиозные учения;
б) были категорически осуждены и преданы забвению;
в) были отождествлены с традиционным учением католической церкви и обличены как заблуждения;
г) были переосмыслены и положены в основу учения о новой церкви.
1.5.24. Религиозно-философские воззрения Томаса Мюнцера были близки к идеям:
а) мистического индивидуализма;
б) античного платонизма;
в) утопического коммунизма;
г) римского цезарепапизма.
1.5.25. Философские воззрения Якоба Беме были близки к:
а) схоластическим традициям;
б) оккультно-мистическим направлениям;
в) гуманизму Возрождения;
г) естественнонаучной философии Нового времени.
1.5.26. С точки зрения теософии Я. Беме, бог— это:
а) сама природа, полностью исчерпывающая божественную силу и волю;
б) наивысший и активный принцип природы, находящийся и в ней, и над ней;
в) непостижимое внеприродное существо, по своей воле создающее или разрушающее природу;
г) абстрактный символ природных сил, порожденный активным творческим воображением человека.
1.5.27. Испанский теолог Франсиско Суарес в своем произведении «Метафизическая диспутация» (1597) пытался соединить:
а) метафизику Аристотеля с теологией Аквината;
б) неоплатонизм с августинианством;
в) платонизм с аристотелизмом;
г) гностицизм с францисканством.
1.5.28. В своей знаменитой книге «Похвала глупости» Эразм Роттердамский (1469—1563) высмеял:
а) нравы и обыденные представления немецкого бюргерства;
б) бесплодные псевдонаучные споры поздних схоластов;
в) религиозный фанатизм представителей католической церкви;
г) социально-политическую утопию Т. Мора.
1. 5. 29. Эразм Роттердамский подлинное христианство понимал как:
а) онтологию;
б) эпистемологию;
в) этику;
г) метафизику.
1.5.30. Мишель Монтень в античной философии более всего ценил:
а) свободомыслие и скептицизм;
б) эпикуреизм и гедонизм;
в) платонизм и аристотелизм;
г) стоицизм и аскетизм.
1.5.31. В этике Монтеня добродетель понимается как:
а) строгий аскетизм и страх божий;
б) умеренность, мужество и жизнелюбие;
в) раскованность, стремление к личному бессмертию;
г) стремление к самоуспокоению и довольству собой.
1.5.32. С точки зрения Монтеня, бог— это:
а) строгий и бескомпромиссный судья всех действий и помыслов людей;
б) идеал Человека, воплощающий все высшие устремления человечества;
в) непознаваемый внеличный принцип, далекий от жизни и дел людей;
г) некое природное начало, определяющее исходные способности и возможности человека.
1.5.33. По мысли Николая Кузанского, безусловное знание мы постичь:
а) неспособны в принципе;
б) способны полностью;
в) способны непосредственно;
г) способны символически.
1.5.34. Согласно символике Николая Кузанского, мир представляет собой:
а) изолированный шар в лоне абсолюта;
б) бесконечно расширяющийся шар, центр которого — Земля;
в) бесконечный шар с центром везде и нигде;
г) бесконечный шар без центра.
1.5.35. По мнению Парацельса, если познать «архэ жизни» (активную духовную жизненную силу), то можно:
а) познать абсолютное (бога);
б) стать подлинным философом;
в) обрести возможности магического преобразования природы;
г) превратить человека в бога.
1.5.36. Для Парацельса главной и универсальной наукой была:
а) медицина;
б) философия;
в) астрономия;
г) алхимия.
1.5.37. Согласно Бернардино Телезио, задачей философии является:
а) познание бога;
б) исследование природы;
в) осмысление связей между богом и природой;
г) познание человека.
1.5.38. В философской системе Телезио все вещи:
а) материальны, но сама материя пассивна;
б) материальны, и материя активна;
в) нематериальны, но кажутся материальными и подвижными;
г) нематериальны, но мы их в своем воображении воспроизводим как материальные.
1.5.39. По Телезио:
а) природа находится в постоянном движении и источник движения — бог;
б) природа движется постоянно и самостоятельно, но после божественного первотолчка;
в) природа движется после акта творения ее богом, но по собственным принципам самодвижения;
г) движение природы — кажущееся, она не движется, так же как и бог.
1.5.40. Франческо Патрици, развивая итальянскую линию философии природы, в своих «Перипатетических исследованиях»:
а) переосмыслил основы оригинального учения Аристотеля;
б) преодолевал средневековый схоластический аристотелизм;
в) защищал основные идеи Платона;
г) поддерживал учение неоплатоников.
1.5.41. Книги Ф. Патрици были запрещены католической церковью потому, что в них развивалось следующее учение:
а) бог находится за пределами вселенной, которая материальна;
б) вселенная есть бог, а бог — это все (единое), он везде нигде определенно;
в) вселенная есть бог, и бог проявляется в каждой материальной частице мира;
г) вселенная есть бог, и они оба духовны и нематериальны.
1.5.42. По мысли Джордано Бруно, «оно само является ...бесконечным, неподвижным, субстратным, ...жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе» . Это для него:
а) божественное;
б) единое;
в) материальное;
г) духовное.
1.5.43. Философия природы Дж. Бруно — это:
а) деизм;
б) креационизм;
в) панпсихизм;
г) дуализм.
1.5.44. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:
а) космос — одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог);
б) бесконечность космоса — божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;
в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);
г) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.
1.5.45. «Единое » Дж. Бруно неразрывно связано с введенными им понятиями:
а) «скрытый бог» и «предпосылки»;
б) «абсолютный дух» и «абсолютная идея»;
в) «мировая душа» и «всеобщий разум»;
г) «архэ жизни» и «универсальная наука».
1.5.46. По мысли Бруно, человеческая душа отличается от душ животных своей особой «конфигурацией», связанной с физической структурой телесных органов. Эта идея близка античным представлениям о душе у:
а) киников;
б) эпикурейцев;
в) стоиков;
г) скептиков.
1.5.47. В своей философии Никколо Макиавелли:
а) признавал существование и влияние фортуны, но настаивал на активной жизненной позиции человека;
б) признавал существование фортуны и развивал теорию предопределения;
в) отрицал существование фортуны и развивал фаталистическое учение;
г) отрицал и существование фортуны, и концепцию предопределения.
1.5.48. Тонкий дипломат и проницательный государственный деятель, Н. Макиавелли рассматривал политику как:
а) божественную волю, реализуемую через поступки людей;
б) своеобразное отражение моральных норм, однозначно определяющих человеческие поступки;
в) автономную сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли, корректируемую естественными законами жизни и человеческой психологии;
г) систему религиозных догматических установлений, контролирующих жизнь общества и государства.
1.5.49. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как:
а) гуманизм;
б) объективизм;
в) цинизм;
г) анархизм.
1.5.50. В философии политики Жана Бодена (1530—1596) государство рассматривается как:
а) гарант социальной справедливости и равенства всех граждан перед законом;
б) форма осуществления власти церкви над обществом;
в) власть нескольких семей, при которой монарх является абсолютным источником права и политики;
г) политическая власть аристократии, которая для управления обществом формирует выборный коллегиальный орган.
1.5.51. Идеолог голландской буржуазной революции Гуго Гроций философски обосновал теорию:
а) абсолютного (божественного) права, при котором реализуется проявление божьего суда;
б) естественного права, когда его сущность отражает общечеловеческую природу;
в) государственного права, когда оно создается управляющей верхушкой для решения своих проблем;
г) эгалитарного права, когда признаются права и свободы всех граждан государства.
1.5.52. Термин «утопия» означает буквально:
а) удаленный остров;
б) идеальное государство;
в) несуществующее место;
г) великая мечта.