Развитие философской мысли в эпоху Возрождения. Особенности ренесанской натурфилософии. Ренессанский гуманизм
ВОЗРОЖДЕНИЕ (философия) - совокупность философских представлений, сформировавшихся в переходный период от средневековья к новому времени.
Собственно Возрождением называют этап в развитии культуры Западной и Центральной Европы (14-16 вв.), хотя, как показали исследования,
аналогичные процессы, специфически выраженные и протекавшие в разное время, имели место и в культурах стран Востока. Наиболее общая
отличительная черта философии Возрождения - утверждение идеала гармоничности человека и цельности мироздания, рассматриваемых, в отличие
от средневековой философии (Схоластика), как самодовлеющие сущности, а не через призму потустороннего божественного абсолюта (надмировой
божественной личности). Отсюда присущий ей (и культуре Возрождения в целом) светский и гуманистический характер и большой
удельный вес в ней космологических и натурфилософских концепций. Противоречивое влияние на формирование философии оказали как
антично-средневековое философское наследие, так и развитие науки, связанное прежде всего с открытием Коперника, великими географическими
открытиями, проникновением в естествознание количественно-математических методов. Для мировоззренческих представлений Возрождения
характерен взгляд на природу, мироздание как на подчиняющееся законам, разумное, одушевленное целое. Основу этих представлений составлял
пантеизм, приобретший различные оттенки и опиравшийся на различные философские воззрения. Наибольшее распространение из них получил
неоплатонизм (Платоновская академия во Флоренции - М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола). Видный представитель неоплатонизма,
соединенного с идеями немецкой мистики, Николай Кузанский, развивший учение о совпадении в едином начале бога как абсолютного максимума
с абсолютным минимумом, пришел к выводу о бесконечности Вселенной. Натуралистический характер (отождествление единого с природой)
указанные воззрения приобрели у Бруно. Натуралистические тенденции пантеизма проявились и в учениях Телезио, Дж. Кардано, Патрици.
Гуманизм философии Возрождения выразился в представлениях о человеке как о наделенном активностью, творческой самостоятельностью,
единством духовного и телесного. Защита достоинства человека, освобождение его разума и воли от сковывающих их пут - таков пафос
гуманистической этики Возрождения. В нем заключался и индивидуалистический оттенок: призыв к наибольшей полноте жизненных ощущений,
ограниченной лишь соображениями пользы и чувством самосохранения (К. Раймонди, Лоренцо Валла). подчинение моральных принципов достижению
цели ("Государь" Макиавелли). Однако это был индивидуализм, делающий первые шаги и далекий от узости и ограниченности,
которые он приобретает в буржуазную эпоху. Об этом свидетельствуют и свойственное многим гуманистам представление о разумности
человеческой деятельности, и идеи врожденной склонности человека к добру (Кардано), и упования на идеальное, разумное общественное
устройство (в формировавшихся в этот период социально-утопических представлениях - Мор, Мюнцер, Кампанелла), и элементы трагизма,
присущие жизнеутверждающей в целом культуре Возрождения противоречивая, наполненная большими социальными изменениями переходная эпоха
отразилась и в социально-политических концепциях. Для них характерны: утверждение независимости государственно-политических и др.
форм общественной жизни от санкции церкви, поиски способов выражения в них народной воли и суверенитета (Макиавелли, Ж. Боден, Э. Ла Боэси.
А. Моджевский).В многомерности и многоплановости идей Возрождения -истоки многих философских представлений, получивших развитие в
последующие эпохи.
НАТУРФИЛОСОФИЯ - философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в
ее целостности. Границы между естествознанием и натурфилософией как и место самой натурфилософии в системе других философских дисциплин,
менялись в истории философии. В древности натурфилософия фактически сливалась с естествознанием и в древнегреческой философии обычно
именовалась физикой. Древней натурфилософии свойственно стихийно- и наивно-диалектическое истолкование природы как связного и живого
целого идея тождества микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (природы) (Гилозоизм). Органическую часть натурфилософии составляли также
космология и космогония. Элементы натурфилософии присущи даже средневековой схоластике, они состояли главным образом в приспособлении к
геоцентри-ческой картине мира некоторых принципов аристотелевской натурфилософии и космологии, а также метафизики света, содержавшейся в
неоплатонизме. В эпоху Возрождения натурфилософия в борьбе против схоластической картины природы в основном сохранила понятия и принципы
античной натурфилософии, но опиралась на более высокий уровень естественнонаучных знаний и развила ряд глубоких материали-стических и
диалектических идей (например идею бесконечности природы и бесчисленности составляющих ее миров, идею совпадения противоположностей в
бесконечно большом и бесконечно малом - Николай Кузанский, Бруно). В 17 в. ряд отраслей естествознания, прежде всего математика и
механика, выделяются из натурфилософии, но последняя все же мыслится в тесном единстве с ними. Не случайно гл. труд Ньютона,
формулирующий принципы механики и астрономии, называется "Математические начала натуральной философии".Важнейшая особенность ренессансной
натурфилософии состояла в некреационистском понимании природы, исключавшем христианско-монотеистические представления о творении природы
внеприродным богом и о возможности его вмешательства в природные процессы. В своих истолкованиях природы натурфилософы Ренессанса тоже
прибегали к идее бога, но это было древнейшее представление о безличном биоморфном начале, действовавшем из глубин природы, по отношению
к которой оно выступало и как некий вселенский принцип единства. Такое понимание бога в европейской философии впоследствии стало обозначаться
как пантеистическое. Существенной чертой ренессансной натурфилософии было утверждение взаимодействия и даже тождества микро- и макрокосма,
человеческого (и вообще животного) и природного организмов. Этот принцип также восходил к глубокой древности. Он выражал биоморфные
аналогии, осмысливание природы как живой, органической целостности, в глубинах которой находится безличный деятельный бог. Гилозоистическое
истолкование природы как всегда живой и даже ощущающей - одна из основ ренессансной натурфилософии. Мировоззренческая ценность
натурфилософских учений Ренессанса определялась главным образом восстановлением того диалектического понимания природы как целостной и
самосущей, которое господствовало в античности и теперь противостояло креационистским догматам схоластической философии.К раннему
Возрождению принято относить Николая Кузанского (1401-1464). Эта личность очень показательна, так как в ней просматриваются основные
линии более позднего развития ренессансной парадигмы. Кузанский описывает мир, в котором наличествует непрерывная и всенаправленная связь
между имманентным и трансцендентным, между субъектным и объектным, между отдельным и всеобщим. Любые горизонтальные взаимосвязи
обеспечиваются наличием непрерывности между Принципом и его следствиями, что существенно противоречит парадигме луча и основному духу
схоластики. Кузанский оказал огромное влияние на Джордано Бруно и все Возрождение. Он одним из первых занимался проблемой "бесконечно
малых", ставшей основой современной математики у Декарта, Ньютона и Лейбница. Природа у Кузанского тяготеет к ее натурфилософскому
пониманию. В новом контексте ставит Николай Кузанский проблему бесконечности, давая ей вполне холистское решение. Бесконечность у него
(в отличие от схоластов) не есть атрибут внеположного миру Бога, строго противопоставленного конечному тварному миру.
Через всю яркую жизнь Коперника, начиная со студенческих лет в Кракове и до последних дней, проходит основная нить - великое дело
утверждения новой системы мира, призванной заместить в корне неправильную геоцентрическую систему Птолемея.
Первый набросок своей теории Коперник изложил в работе, которая известна под русским названием, как “Малый комментарий Николая Коперника
относительно установленных им гипотез о небесных движениях”. Эта книга не была опубликована при жизни автора. В “Малом комментарии” после
краткого предисловия, завершающегося упоминанием о теории концентрических сфер Евдекса и Каллиппа, а также теории Птолемея, Николай
Коперник указывает на недостатки этих теорий, вынуждающих его предложить свою теорию.
Вопрос 11.