Философское понимание бытия. метафизика и онтология
Возникновение философии связано с пониманием мира как целого (Универсума), как единства мира в его многообразии. Мысль об Универсуме требовала обоснования первых начал и причин всего существующего. Первые философские системы миропонимания основывались на метафизике (от греческого metaphysika – то, что за физическим). Метафизика – это учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Она анализирует существующее как таковое, выявляет логику реального мира. Метафизику называют «первофилософией» (Аристотель) и зачастую используют этот термин как синоним философии.
Гегель даёт начало новой философской традиции, в соответствии с которой метафизика рассматривается как метод, противоположный диалектике.
Онтология – это учение о бытии, безотносительно к существованию тех или иных вещей, предметов, процессов во всем их многообразии. Как проявляет себя единое во многом, каковы характеристики сущего, существуют ли фундаментальные принципы бытия и, самое главное, может ли человек включить собственную деятельность в универсальную связь мира и каково место человека в этом сложнейшем процессе – все эти вопросы влияют на смысложизненные ориентации человека в мире.
Исходным понятием, на основе которого строится философская картина мира, является понятие бытия. Это – это самое широкое, а значит и самое абстрактное понятие. Бытие как философское понятие возникло в период самоопределения философии, когда нужно было ответить на вопрос: способна ли философия как форма теоретической мысли достичь истины независимо от опоры на опыт. Основатель учения о бытии – Парменид (V в. до н.э. Элейская школа). Сделал объектом философского анализа сущее (не сущие вещи, а сущее вообще). Это значит, что категория «бытие», по Пармениду, обозначает не конкретное сущее и ни их сумму, а их всеобщее свойство быть в наличии (не быть кем-то или чем-то, а просто быть). Бытие не представимо, а мыслимо. Отсюда: «бытие есть, небытия же нет».
Итак, смысл понятия «бытие»:
Прежде всего, термин «быть» означает существовать.Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания.
Второй аспект проблемы бытия, который оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения человека: бытие есть, т.е. нечто существует как реальность и с этой реальностью человеку приходится считаться.
Третий аспект проблемы бытия связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существовании природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют между людьми и вещами, между природой и обществом и т.д. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Всё многообразие вещных и духовных явлений, природы и культуры объединяет то, что они есть, существуют, несмотря на различие форм своего существования. Именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания.
На основе категории бытия в философии даётся самая общая характеристика мироздания: всё существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика в данной форме ещё не содержит никаких мировоззренческих оценок. С ней могут согласиться представители различных школ и течений. Противоречия между ними возникают при конкретном осмыслении категории бытия и, прежде всего, при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания.
Для обозначения такой общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрат и субстанция. Субстрат (от лат. substratum – буквально, подстилка) – это то, из чего всё сделано. Понятие «субстрат», по сути дела, тождественно понятию «материя», в том смысле, как это понятие употреблялось в платоновско-аристотелевской традиции. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» (от лат. substatia – сущность, то, что лежит в основе). Оно означает первооснову всего существующего, внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений, процессов, посредством которых и через которые они существуют. Таким образом, если через понятие «субстрат» философы разъясняли, из чего состоит бытие, то понятие субстанции фиксирует всеобщее основание бытия.
Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Монизму противостоит дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо два равноценных начала.
Две формы монизма: идеалистический и материалистический. Идеалистический монизм ведёт начало от Пифагора, Платона и Аристотеля. Своё наивысшее развитие он получает в философии Гегеля, у которого первооснова мира в виде Абсолютной идеи возведена на уровень субстанции.
Характеристика мира как целого была бы неполной без обозначения тех его состояний, которые можно обозначить как “ эффект отсутствия”. Имеется в виду, что вещи, явления, процессы обладают свойством “исчезновения”, “не-существования”. Более того, наша мысль порождает многое из того, что никогда не может быть предметом действительности (например, “вечный двигатель”), и, наконец, любая действительность имеет массу альтернативных возможностей своего дальнейшего бытия. Небытие есть отрицание бытия, потенциальная возможность бытия обладать другим существованием.
“Бытие” – “небытие” образуют категориальную пару, с помощью которой отражается “онтологическая судьба” каждого конкретного сущего.
В отличие от западноевропейской традиции, в древневосточной философии (Индия, Китай) сложилось иное понимание бытия и небытия. Здесь мир рассматривается как постоянный круговорот превращения бытия в небытие, при этом небытие – источник полноты всякого бытия. Любое событие, ситуация есть выражение становления. Идеалом человеческого бытия становится активность в собственном внутреннем мире, углубление в себя как достижение полной гармонии с миром.
Реальное многообразие бытия может быть разделено на определенные виды и формы. Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное. Взятые в совокупности, они исчерпывают все реальные формы и конкретности бытия. Критерием их различения может быть принцип, предложенный Б. Спинозой; «causa sum» (причина самого себя).
К материальному бытию относится все то, что существует вне и не зависимо от какого-либо сознания, является причиной самого себя. Это – объективная реальность, включающая в себя не только природу, но и многие явления человеческой и общественной жизни. Дело в том, что даже различные духовные процессы проявляют, артикулируют себя через язык, знаки, символы, предметы культуры, т.е. через объективно-материальные носители.
Духовное (идеальное) бытие является субъективной реальностью, так как в своем существовании оно испытывает определенную зависимость от материального бытия. Однако в реальной человеческой жизни эти виды бытия взаимосвязаны, представляют собой неразрывное целое. Так, существование человека и общества, мир культуры не могут быть однозначно отнесены только к материальному или духовному бытию.
Единство природы, культуры и человека обусловлено, во-первых, их историко-генетической связью. Эволюция природы объективно подготовила условия возникновения человека и общества. Во-вторых, природа есть объективная основа существования человека и общества. В-третьих, деятельность человека приводит к возникновению так называемой «второй природой», общества и культуры, она приводит не только к изменению мира вообще, но и мира человеческой жизни, и самого человека. Таким образом, проблема бытия как совокупность реальности приобретает особый смысл при решении вопроса о человеке и его месте в мире. Вся история человеческой цивилизации связана с необходимостью согласовывать деятельность общественного человека с возможностями природы, но всегда оставляя открытый вопрос: каковы принципы этого согласования – паритетность или приоритетность лежит в их основе?
Всеобщие связи бытия проявляются через связи между единичными сущими. Поэтому, устанавливая определенное сходство условий, способов существования единичных сущих, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия. К основным формам бытия относятся:
1. Бытие природы (бытие вещей и процессов, которые делятся на: бытие природы как целого, не сотворенного человеком, и бытие вещей и процессов, произведенных человеком).
2. Бытие человека.
3. Бытие духовного.
4. Бытие социального.