Шива как ардха-наришвара
Внутренние отношения между трансцендентным и динамическим аспектами Абсолютного Духа, то есть между Шивой и его Шакти, иконографически представлены в разных формах. Одна из таких форм – это Ардха-Наришвара, единая великолепная Личность, у которой одна половина тела мужская, а другая – женская, представляющие Пурушу и Пракрити, Бога и Богиню. Этот образ наиболее точно передает символ Линга-Йони. Эта божественная фигура ясно показывает, что Высший Дух выступает во Вселенной как мужчина и женщина, Отец и Мать, действующая и материальная причины, будучи трансцендентным и проявленным в космической системе. Оба аспекта находятся в вечных объятиях друг с другом, раскрывая всю природу реальности. Высший Дух вечно проявляет себя в разнообразии мира, становится Матерью Вселенной, но он остается трансцендентным в своем собственном сущностном сознании по отношению ко всем изменениям и многообразию собственного проявления, беспристрастно свидетельствуя эти процессы, не прибегая к каким-либо преобразованиям своей природы, на какое-то время вдыхая в них жизнь и поддерживая их существование. Этот образ проявлен как Мужчина и Женщина, Трансцендентное и Динамическое, олицетворяя их неприрывное общение друг с другом и продолжающийся процесс творения, хотя они пребывают в состоянии глубокой медитации и совершенного самадхи, абсолютно поглощенные своей нераздельной, блаженной и трансцендентной природой. Весь космический порядок предстает как вечный процесс самонаслаждения Шивы.
Тот, кто достигает истинного прозрения в скрытую природу феноменальной действительности мира, обнаруживает, что Ардха-Наришвара прекрасно отображает духовный характер не только всей космической системы, но также всякого живого создания, каждого существа во Вселенной. Всякий просвещенный йог понимает, что любая проявленная сущность наделена аспектами Шивы и Шакти – постоянством и переменчивостью, трансцендентностью и динамичностью, способностью наслаждаться и доставлять наслаждение, познать отцовство и материнство. Йог видит, что каждое ограниченное творение, предстающее перед ним в чувственном опыте, ограниченое в пространстве и времени, проявляет свою истинную Самость, Высший Дух, который наделен природой Ардха-Наришвары и выступает Отцом-Матерью всей Вселенной, вечно запределен и поглощен собой, творит разнообразие и наслаждается собой в разнообразии, где каждое творение есть воплощение Пуруша-Пракрити. Космический Пуруша заключает внутри себя Космическую Пракрити, поэтому он также изображается как Ната-Раджа (Царь Танца), вечно кружащийся в космическом танце. Творение, поддержание и разрушение проявленного мира рассматриваются как космический танец Шивы.
Ардха-Наришвара – воплощение Высшего Духа в еще более конкретной форме, как вечная божественная супружеская пара Шивы и Умы. Шива есть Маха-Йогешвара, Маха-Дева, он всегда опьянен блаженством своей трансцендентной Самости, безразличен ко всем действиям космического порядка, окружен теми, кто ищет его прибежища без каких-либо заслуг. Ума есть Маха-Йогини, Маха-Тапасвини, она вечно находится в абсолютной самоотдаче Шиве, непрерывно служа ему с верой, любовью и преданностью. Эта супружеская пара – идеальная семья с духовной точки зрения. Они суть Божественные Родители проявленного мира. Отец всегда выглядит самозабвенным (Бхола-натх), ибо поглощен блаженной медитацией над своей трансцендентной Самостью. Те, кто не проник в благословенное состояние его сознания, способны в невежестве предположить, что он находится под влиянием сильнодействующих наркотиков. Он не воспринимает себя как владельца каких-либо богатств, власти или собственности, подобно идеальному санньяси и йогу. Так просветленные святые описывают Отца Вселенной.
Мать, всем сердцем поглощенная размышлениями о Шиве, порождает все виды «детей» – всевозможные формы богатства, красоты, торжества и гордости. Она всемогуща и всеведующа, будучи Маха-Йогини и Маха-Санньясини, способной любить и проявлять милосердие, но не привязанной ко всему порожденному ею. Она производит и ухаживает, поддерживает и разрушает с равным восторгом, играючи, с полным равнодушием. Несмотря на постоянную активность, она ничего не делает для достижения своих целей, исполнения собственных желаний или осуществления увлечений. Она все делает для своего Божественного Супруга, как преданный слуга своего господина, который даже не обращает внимания на ее работу – творение, поддержание и разрушение. Все это для него, ни хорошо ни плохо. Ее работа заключается в управлении многообразием мира. Она воспроизводит совершенное присутствие царства закона повсюду. Тем не менее, она не требует совершать усилия для соблюдения ее законов. Весь космос – игра для нее. Мир можно назвать ее грезой. Итак, весь проявленный мир рассматривается как игра или греза, рожденная вечным союзом Маха-Йогешвары и Маха-Йогешвари, которые внутренне поглощены наслаждением трансцендентным блаженством в своем духовном единстве. Божественные Родители предстают взору всех домохозяев как Высший Идеал активной домашней и социальной жизни.
История бракосочетания Маха-Йогешвары Шивы с Маха-Йогини Умой интересна также и с другой точки зрения. Это была прекрасная попытка примирения между правритти-марга (жизни в ортодоксальном обществе) и нивритти-марга (отречением от мира йогов и джняни). Шива стал домохозяином, мужем и отцом, не теряя своего трансцендентного характера, без желаний и привязанности к семье, обществу и мирской жизни, не теряя совершенного светящегося спокойного сверхразумного состояния сознания. Он предстает как свершающий все виды мирских действий и играющий в различного рода космические игры от избытка Силы и Мудрости, или Шакти, не испытывая никакого особого интереса к ним. Он одновременно активен и пасивен, динамичен и трансцендентен. Таков идеал йога в жизни домохозяина, идеал отрешенной жизни среди семейного и социального окружения. Этот идеал низводит йогу, джняну и вайрагью с гималайских вершин в мирскую жизнь и возвышает исполнение семейных и социальных обязанностей, переживание удовольствий и страданий на духовный уровень. Так было установлено, что искренний и серьезный садхака может стать истинным йогом, санньяси и джняни, даже живя с женой, детьми и родственниками по законам правритти-марги.
Кроме того, Ума, жена Шивы, изображается как дочь Дева-Атмы Гималаев, который живет, царствует и процветает в мире камы и кармы, обществе людей и богов. Его тело глубоко укоренилось в земле, хотя его голова поднята высоко к небесам. Плоды кармы предстают как его любимая дочь Ума. Под руководством Сат-Гуру Нарады, он предложил свою дочь в духовном поклонении трансцендентному Богу Шиве, таким образом призвав его в мирскую жизнь. Такое предложение плодов кармы Высшему Богу устанавливает самые счастливые отношения между мирским человеком и неземным Богом Йоги и Джняны. Карма действительно утончается, одухотворяется и совершенствуется, когда желание и достигнутые плоды оставляются деятелем, когда действие совершается как духовное поклонение Высшему Богу Вселенной и посвящается ему для его наслаждения. Каждый человек может стать йогом благодаря правильному исполнению своего долга в семье и обществе, самозабвенно преклоняясь перед Господом.
* * *