Тема 3. ОБЩЕСТВО КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Жизнь человеческого общества —
Теории общественного
это не только сохранение и воспроизве-
Развития
дение общественных структур. Она развернута во времени и социальном пространстве и представляет собой исторический процесс. Поэтому размышления о том, какой тип общества будет в новом тысячелетии, актуализируют проблему смысла истории, ее ступеней и закономерностей.
Исторический процесс объемен и разнообразен, он вмещает в себя все: и перевороты в формах хозяйствования, и политические интриги, и гибель отдельных цивилизаций, и будничные дела каждой семьи и т. п.; но история — это всегда деятельность людей, включающая цели, мотивировки, осознание интересов, страсти, веру в идеалы и пр.
Социальный уровень организации материи — это система, элементами которой являются общество, деятельность и отношения. Общество в этом случае представляется как совокупность людей, связанных определенными отношениями, которые складываются в процессе их деятельности. Этот социально-исторический организм, которым выступает общество, находится в постоянном развитии в социальном пространстве и времени. Способом существования такой социальной материи является деятельность, сущность которой составляет процесс адаптации как вида в природной среде.
Наряду с таким материалистическим подходом развиваются альтернативные субъективно-идеалистические представления о том, что общество — это сумма индивидов, каждый из которых определяет свою судьбу сам. Такое понимание общества как суммы индивидов напоминает беспорядочное броуновское движение, где нет и не может быть закономерностей, законосообразностей, а способом существования выступает только тотальная конкуренция.
Попыткой преодолеть всевластие волюнтаризма и произвола индивидов стала концепция круговорота истории, выдвинутая итальянским мыслителем Джамбаттистой Вико (1668–1744 гг.). История движется по кругу, напоминая круговорот воды в природе. Этапы кругового движения аналогичны этапам индивидуального развития — детство, зрелость, дряхлость. В соответствии с ними он назвал три стадии (эпохи) всех наций (божественную, героическую и человеческую), завершение которых означает исчезновение наций со сцены истории.
Своей концепцией Вико подчеркнул повторяемость исторических событий, поставив вопрос об исторических закономерностях в упрощенном виде, но недостатком его теории явилось отрицание поступательного развития общества.
Согласно христианской историографии, развитие человечества является воплощением воли Творца, что требует рассматривать развитие поступательным и линейным, т. е. считать исторический процесс прогрессивным.
Третья идеалистическая концепция истории связана с творчеством Гегеля, который соединил линейные видения исторического процесса с повторяемостью, представив развитие в виде спирали. Правда, в гегелевской философии истории развитие общества рассматривается как инобытие Абсолютной идеи, т. е. имманентно.
Единство принципов повторяемости и поступательности человеческой истории присуще и теории Карла Маркса. Человек вступает в отношения с природой, чтобы обеспечить самосохранение и функционирование. Таким образом, материальное производство, т. е. производство условий жизни и производство самого человека, является предпосылкой существования общества. Более того, именно изменчивость условий материального производства определяет его поступательный характер. Так как при материальном производстве условий жизни складываются производственные отношения (базис общества), то поступательность становится атрибутом всего общественного развития.
Материалистическое понимание истории не только выявило главное — историю общества как процесс, подчиняющийся объективным законам, но и позволило понять его во всей многокрасочности, в сложном многообразии его движущих сил, во взаимодействии всех его институтов, в том числе человеческого сознания. С открытием Марксом и Энгельсом этого понимания история предстала как целостный объективно-закономерный процесс.
Всемирность исторического процесса связана не только с родовой общностью человеческой жизнедеятельности, с универсальным действием объективных законов истории. Она проявляется и в многообразных контактах стран, народов, культур. От формации к формации теснота общественных связей стран и народов, степень их взаимовлияния, мера включения в общие интегральные законы, охватывающие большие совокупности стран, мера подчиненности этим законам отдельных стран, да и сама степень развитости этих законов непрерывно возрастали. Начиная с капитализма, история человечества превратилась во всемирную историю.
От эпохи к эпохе, от одного общественного устройства к другому, более высокому, растет, развивается человек — это действительное богатство общества. Именно в раскрытии исторического процесса по отношению к человеку и выявляется смысл истории. Объективной основой смысла истории, которая создает ее объективную направленность, внутреннюю устремленность, являются объективные законы. Не будь история объективным естественно-историческим процессом, она вообще не могла бы оценивать с позиций какого бы то ни было смысла. Понятно, что именно развитие человека как глубочайший смысл истории имманентно самой истории, ее самым интимным механизмам развития. По Гегелю, смысл истории — это даже не просто развитие человека, а осуществление его свободы. Он отмечал, что «внедрение и проникновение принципа свободы в мирские отношения являются детальным процессом, который составляет саму историю… Восточные народы знали только то, что один свободен, а греческий и римский мир знал, что некоторые свободны, мы же знаем, что свободны все люди в себе, т. е. человек свободен как человек».
Немарксистские концепции исторического развития, разрабатывавшиеся в ХХ веке, как правило, принимали идею исторического прогресса. Доминантой общественного развития они признавали материальные факторы, но усматривали их не в способе производства, а чаще всего — в технике. На этом фундаменте выросли теория пяти стадий экономического роста Уолта Ростоу (род. в 1916 г.), теория индустриального общества французского ученого Реймона Арона (1905–1983 гг.), многочисленные теории конвергенции, теория постиндустриального общества американского ученого и политика Даниела Белла (род. 1919) и т. д.
Общество включает в себя некоторое
Формационный
множество взаимопересекающихся, вза-
И цивилизационный
имопронизывающих друг друга систем-
Подход к истории
но-структурных образований, которые
выступают как некая качественная общественная целостность, исторически определенный тип общественных связей и зависимостей.
Общественно-экономическая формация представляет собой скелет общества, в котором фиксируются и опорные точки общественного организма, и основные зависимости его элементов, и основные механизмы, связывающие их друг с другом. Будучи основной типологической характеристикой общества, выражая его целостность, общественно-экономическая формация выступает и основным ключом для понимания эволюции общества, т. е. выступает и как характеристика
исторических этапов развития общественного организма. Общественно-экономические формации — это такие стадии общественного развития, которые основаны на господстве определенного способа производства, который в конечном счете выступает критерием исторического прогресса.
Разработка учения об общественно-экономических формациях как ступенях истории имела принципиальное значение для понимания всемирной истории человечества. Во-первых, история предстала не как некий аморфный поток социальных изменений, а как последовательная схема качественно различных этапов. Во-вторых, история предстала как совокупность революционных и эволюционных изменений. В-третьих, история предстала как процесс прогрессивного развития общества, ибо каждая новая формационная ступень означала более высокий уровень человеческой цивилизации. Одним словом, открытие общественно-экономических формаций буквально революционизировало историю, открыв принципиально новые пути ее развития на основе диалектико-материалистической методологии.
Существуют различные схемы всемирно-исторического процесса: пятичленная (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая); шестичленная, когда добавляется еще азиатский способ производства на основе особенностей раннеклассовых обществ Востока; четырехчленная, где рабовладельческое и феодальное общество объединяются в одну общественно-экономическую формацию; трехчленная (личная зависимость, личная независимость, но вещная зависимость, свободная индивидуальность); двучленная (предыстория, включая капитализм, и собственно история человечества) и одночленная, когда считается, что общество обретает черты общественно-экономической формации лишь на определенном, высоком уровне общественной жизни.
Конечно, сама многозначность исторических этапов объективно обусловлена, ведь общество — исключительно сложный многокачественный организм.
На рубеже XX–XXI вв. одним из важных принципов членения истории выступает цивилизационный подход, в рамках которого всемирная история предстает как смена и одновременное сосуществование различных цивилизаций. Цивилизация представляет собой определенную реальность — целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственных и временных границах.
Идея цивилизаций как доминанты исторического процесса была выдвинута выдающимся историком и мыслителем Николаем Яковле-326
вичем Данилевским (1822–1885 гг.) в его работе «Россия и Европа». Ученый отрицал общие закономерности развития общества, а исходил из того, что это развитие осуществляется параллельно несколькими социально-историческими организмами, складывающимися на основе общности культуры. Цивилизации носят не только локальный, но и замкнутый характер, их существование даже может сопровождаться взаимной враждебностью.
Особенность цивилизационных этапов раскрывается при сопоставлении с принципами выделения формационных структур. Во-первых, цивилизация содержит указания на определенную высоту, зрелость развития общества. В этом контексте сопоставляются дикость, варварство, цивилизация как этапы человеческой истории. Во-вторых, цивилизация не связана с жестким выделением способа производства, общественного производства как определенного фактора жизни общества, а основана на более широком круге выделяемых основ общественной структуры. В-третьих, в качестве основ общества выделяются культурологические факторы духовных моментов общества. В-четвертых, цивилизация фиксирует более конкретно эмпирический пласт общественной жизни, ее особенности и взаимосвязи, нежели формация. В-пятых, цивилизация связывается с особенностями всемирно-исторических изменений XX века, характеризующих общие тенденции всех стран на современном этапе. Выделяют локальные цивилизации, цивилизации Запада, Востока, Юга и т. д., космогенную, традиционную, техногенную цивилизации, современную планетарную цивилизацию и т. д. Несомненно, цивилизационный подход является важным аспектом понимания всемирной истории.
Раздел VІ