Тема 3. ОБЩЕСТВО КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Жизнь человеческого общества —

Теории общественного

это не только сохранение и воспроизве-

Развития

дение общественных структур. Она раз­вернута во времени и социальном пространстве и представляет собой исторический процесс. Поэтому размышления о том, какой тип обще­ства будет в новом тысячелетии, актуализируют проблему смысла ис­тории, ее ступеней и закономерностей.

Исторический процесс объемен и разнообразен, он вмещает в себя все: и перевороты в формах хозяйствования, и политические интриги, и гибель отдельных цивилизаций, и будничные дела каждой семьи и т. п.; но история — это всегда деятельность людей, включающая цели, мотивировки, осознание интересов, страсти, веру в идеалы и пр.

Социальный уровень организации материи — это система, элемен­тами которой являются общество, деятельность и отношения. Обще­ство в этом случае представляется как совокупность людей, связан­ных определенными отношениями, которые складываются в процессе их деятельности. Этот социально-исторический организм, которым выступает общество, находится в постоянном развитии в социальном пространстве и времени. Способом существования такой социальной материи является деятельность, сущность которой составляет процесс адаптации как вида в природной среде.

Наряду с таким материалистическим подходом развиваются аль­тернативные субъективно-идеалистические представления о том, что общество — это сумма индивидов, каждый из которых определяет свою судьбу сам. Такое понимание общества как суммы индивидов напоми­нает беспорядочное броуновское движение, где нет и не может быть закономерностей, законосообразностей, а способом существования выступает только тотальная конкуренция.

Попыткой преодолеть всевластие волюнтаризма и произвола индивидов стала концепция круговорота истории, выдвинутая итальянским мыслителем Джамбаттистой Вико (1668–1744 гг.). История движется по кругу, напоминая круговорот воды в природе. Этапы кругового движения аналогичны этапам индивидуального развития — детство, зрелость, дряхлость. В соответствии с ними он назвал три стадии (эпохи) всех наций (божественную, героическую и человеческую), завершение которых означает исчезновение наций со сцены истории.




Своей концепцией Вико подчеркнул повторяемость исторических событий, поставив вопрос об исторических закономерностях в упро­щенном виде, но недостатком его теории явилось отрицание поступа­тельного развития общества.

Согласно христианской историографии, развитие человечества яв­ляется воплощением воли Творца, что требует рассматривать развитие поступательным и линейным, т. е. считать исторический процесс про­грессивным.

Третья идеалистическая концепция истории связана с творчеством Гегеля, который соединил линейные видения исторического процесса с повторяемостью, представив развитие в виде спирали. Правда, в геге­левской философии истории развитие общества рассматривается как инобытие Абсолютной идеи, т. е. имманентно.

Единство принципов повторяемости и поступательности челове­ческой истории присуще и теории Карла Маркса. Человек вступает в отношения с природой, чтобы обеспечить самосохранение и функцио­нирование. Таким образом, материальное производство, т. е. производ­ство условий жизни и производство самого человека, является пред­посылкой существования общества. Более того, именно изменчивость условий материального производства определяет его поступательный характер. Так как при материальном производстве условий жизни скла­дываются производственные отношения (базис общества), то посту­пательность становится атрибутом всего общественного развития.

Материалистическое понимание истории не только выявило глав­ное — историю общества как процесс, подчиняющийся объективным законам, но и позволило понять его во всей многокрасочности, в слож­ном многообразии его движущих сил, во взаимодействии всех его ин­ститутов, в том числе человеческого сознания. С открытием Марксом и Энгельсом этого понимания история предстала как целостный объек­тивно-закономерный процесс.

Всемирность исторического процесса связана не только с родовой общностью человеческой жизнедеятельности, с универсальным дей­ствием объективных законов истории. Она проявляется и в многооб­разных контактах стран, народов, культур. От формации к формации теснота общественных связей стран и народов, степень их взаимовли­яния, мера включения в общие интегральные законы, охватывающие большие совокупности стран, мера подчиненности этим законам отдель­ных стран, да и сама степень развитости этих законов непрерывно воз­растали. Начиная с капитализма, история человечества превратилась во всемирную историю.

От эпохи к эпохе, от одного общественного устройства к другому, более высокому, растет, развивается человек — это действительное бо­гатство общества. Именно в раскрытии исторического процесса по от­ношению к человеку и выявляется смысл истории. Объективной осно­вой смысла истории, которая создает ее объективную направленность, внутреннюю устремленность, являются объективные законы. Не будь история объективным естественно-историческим процессом, она вооб­ще не могла бы оценивать с позиций какого бы то ни было смысла. Понятно, что именно развитие человека как глубочайший смысл исто­рии имманентно самой истории, ее самым интимным механизмам раз­вития. По Гегелю, смысл истории — это даже не просто развитие чело­века, а осуществление его свободы. Он отмечал, что «внедрение и проникновение принципа свободы в мирские отношения являются де­тальным процессом, который составляет саму историю… Восточные на­роды знали только то, что один свободен, а греческий и римский мир знал, что некоторые свободны, мы же знаем, что свободны все люди в себе, т. е. человек свободен как человек».

Немарксистские концепции исторического развития, разрабаты­вавшиеся в ХХ веке, как правило, принимали идею исторического про­гресса. Доминантой общественного развития они признавали мате­риальные факторы, но усматривали их не в способе производства, а чаще всего — в технике. На этом фундаменте выросли теория пяти стадий экономического роста Уолта Ростоу (род. в 1916 г.), теория индустриального общества французского ученого Реймона Арона (1905–1983 гг.), многочисленные теории конвергенции, теория постиндустриального общества американского ученого и политика Даниела Белла (род. 1919) и т. д.

Общество включает в себя некоторое

Формационный

множество взаимопересекающихся, вза-

И цивилизационный

имопронизывающих друг друга систем-

Подход к истории

но-структурных образований, которые

выступают как некая качественная общественная целостность, исто­рически определенный тип общественных связей и зависимостей.

Общественно-экономическая формация представляет собой скелет общества, в котором фиксируются и опорные точки общественного организма, и основные зависимости его элементов, и основные меха­низмы, связывающие их друг с другом. Будучи основной типологичес­кой характеристикой общества, выражая его целостность, обществен­но-экономическая формация выступает и основным ключом для понимания эволюции общества, т. е. выступает и как характеристика

исторических этапов развития общественного организма. Обществен­но-экономические формации — это такие стадии общественного раз­вития, которые основаны на господстве определенного способа произ­водства, который в конечном счете выступает критерием исторического прогресса.

Разработка учения об общественно-экономических формациях как ступенях истории имела принципиальное значение для понимания все­мирной истории человечества. Во-первых, история предстала не как некий аморфный поток социальных изменений, а как последователь­ная схема качественно различных этапов. Во-вторых, история предстала как совокупность революционных и эволюционных изменений. В-тре­тьих, история предстала как процесс прогрессивного развития обще­ства, ибо каждая новая формационная ступень означала более высо­кий уровень человеческой цивилизации. Одним словом, открытие общественно-экономических формаций буквально революционизиро­вало историю, открыв принципиально новые пути ее развития на ос­нове диалектико-материалистической методологии.

Существуют различные схемы всемирно-исторического процесса: пятичленная (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая); шестичленная, когда добав­ляется еще азиатский способ производства на основе особенностей ран­неклассовых обществ Востока; четырехчленная, где рабовладельческое и феодальное общество объединяются в одну общественно-экономи­ческую формацию; трехчленная (личная зависимость, личная незави­симость, но вещная зависимость, свободная индивидуальность); дву­членная (предыстория, включая капитализм, и собственно история человечества) и одночленная, когда считается, что общество обретает черты общественно-экономической формации лишь на определенном, высоком уровне общественной жизни.

Конечно, сама многозначность исторических этапов объективно обусловлена, ведь общество — исключительно сложный многокаче­ственный организм.

На рубеже XX–XXI вв. одним из важных принципов членения ис­тории выступает цивилизационный подход, в рамках которого всемир­ная история предстает как смена и одновременное сосуществование различных цивилизаций. Цивилизация представляет собой определен­ную реальность — целостность материальной и духовной жизни лю­дей в определенных пространственных и временных границах.

Идея цивилизаций как доминанты исторического процесса была выдвинута выдающимся историком и мыслителем Николаем Яковле-326

вичем Данилевским (1822–1885 гг.) в его работе «Россия и Европа». Ученый отрицал общие закономерности развития общества, а исходил из того, что это развитие осуществляется параллельно несколькими социально-историческими организмами, складывающимися на основе общности культуры. Цивилизации носят не только локальный, но и замкнутый характер, их существование даже может сопровождаться взаимной враждебностью.

Особенность цивилизационных этапов раскрывается при сопостав­лении с принципами выделения формационных структур. Во-первых, цивилизация содержит указания на определенную высоту, зрелость развития общества. В этом контексте сопоставляются дикость, варвар­ство, цивилизация как этапы человеческой истории. Во-вторых, циви­лизация не связана с жестким выделением способа производства, об­щественного производства как определенного фактора жизни общества, а основана на более широком круге выделяемых основ общественной структуры. В-третьих, в качестве основ общества выделяются культу­рологические факторы духовных моментов общества. В-четвертых, ци­вилизация фиксирует более конкретно эмпирический пласт обществен­ной жизни, ее особенности и взаимосвязи, нежели формация. В-пятых, цивилизация связывается с особенностями всемирно-исторических изменений XX века, характеризующих общие тенденции всех стран на современном этапе. Выделяют локальные цивилизации, цивилизации Запада, Востока, Юга и т. д., космогенную, традиционную, техноген­ную цивилизации, современную планетарную цивилизацию и т. д. Не­сомненно, цивилизационный подход является важным аспектом пони­мания всемирной истории.



Раздел VІ

Наши рекомендации