Природа сознания и проблема его происхождения

Вопрос о природе человеческого мышления возник одновременно с философией. Ещё античные мыслители указывали на идеальную природу мышления. Сознание идеально. Оно отражает мир в различных формах. Его можно рассматривать как субъективный образ объективной реальности. Но сознание не является индивидуально- психологическим феноменом. Его надо понимать как общественно-историческое явление. В XX в. российский философ Э. В. Ильенков предпринимает попытку объяснить феномен идеального вообще и сознания как формы идеального отражения действительности, в частности, механизм их возникновения и функционирования [15]. Мышление и сознание не являются функцией мозга; мыслит не мозг, а человек при помощи мозга. Причём не абстрактный индивид, а полноценный человек, являющийся субъектом общественных отношений. Это значит, что сознание рождается не как результат пассивного созерцания, а как результат и форма активной преобразовательной деятельности многих поколений. Трудовая деятельность – это тот посредник, который находится между объективной реальностью и нашим мышлением.

Идеальных образов как таковых нет нигде – ни в природе, ни в человеке как биологическом существе. Оно является внешним и по отношению к природе и по отношению к телесной организации человека. Форма автомобиля не заложена изначально ни в металле, из которого его делают, ни в голове (мозге) конструктора. Она возникает и закрепляется, как считает Ильенков, в деятельности человека, создающего предметы для других людей. Поэтому идеальное Ильенков определяет как общественно определённую форму вещи, но находящуюся вне вещи, в виде активной человеческой деятельности. Идеальное имеет свои материальные предпосылки в виде нервно-мозговых структур коры головного мозга и материальные формы существования в виде языка и всех предметов, создаваемых людьми.

Определение идеального диалектично: о нём можно сказать, что оно не существует, это то, чего нет, и вместе с тем оно есть, оно существует как деятельная способность человека. Идеальное бытие вещи отличается от её реального бытия так же, как любой символ отличается от того, что он обозначает.

В свете последних исследований физиков, изучающих торсионные поля, природа сознания получает совершенно иное объяснение.[7] При рассмотрении природы сознания через призму тех свойств, которыми обладают торсионные поля,[8] становится возможным объяснение сознания как материального феномена. С физической точки зрения сознание является особой формой полевой (торсионной) материи. На уровне торсионных полей сознание и материя являются неразрывными сущностями. «Ещё Н. Бор говорил, что новая физика должна включить в себя сознание, как объект, подобный всем остальным объектам физики. Теория торсионных полей показала, что на основе спиновых эффектов можно объяснить проблему сознания и мышления, включить их как нормальные физические объекты в общую картину физических представлений о мире» [29]. В книге Тихоплавов [29] отмечается, что экстрасенсы реализуют свои способности именно через торсионные поля.

При воздействии на мозг внешнего торсионного поля в нём возникают спиновые структуры, повторяющие спиновую структуру этого поля. Мозг выступает считывающим устройством, позволяющим получать информацию из биополевой системы человека и информационного поля Вселенной. Мозг человека при таком подходе рассматривается как система управления физическим телом человека и канал связи физического тела с сознанием [29].

Многие учёные признают сегодня материальность мысли. Мысль – это всепроникающая энергия. Многочисленные телепатические опыты доказали, что никакие препятствия не мешают распространению мысли. Известный русский учёный, врач-психиатр, академик В.М. Бехтерев в 20-е годы XX века провёл целый ряд экспериментов по направленной передаче мыслей на расстоянии сначала на животных, а затем на людях. Он научно доказал возможность мысленного воздействия на живые существа, в том числе и на человека. В то же время индийский биолог Дж. Боше изучал воздействие человеческой мысли на жизнедеятельность растений. В середине века многие западные учёные изучали возможность телепатической передачи мысли. Врач из Калифорнии Анита Мьюль экспериментально показала, что различные по качеству мысли по-разному влияют на человека, изменяя частоту его пульса [19].

Многие современные исследователи считают, что мысль является высшим правлением психической энергии.

В зависимости от понимания природы и сущности сознания трактуется и проблема его происхождения. Религиозное мировоззрение рассматривает сознание как дар Божий. Научная концепция, считающая сознание высшей формой отражения действительности, говорит о том, что сознание возникало в результате длительного процесса антропосоциогенеза.

Антропосоциогенезом называют переходное состояние, содержанием которого является качественная перестройка биологического под действием социальных факторов. Биологическая форма бытия в ходе своей эволюции подготавливает всё необходимое для социальной формы.

Важнейшей биологической предпосылкой становления человека считается так называемая гоминидная триада, состоящая из трёх морфологических признаков: прямохождения, дифференциации руки и изменения в мозговых структурах. Главным признаком в гоминидной триаде является прямохождение. Оно представляет собой основу для дальнейшей перестройки морфологии в гоминидном (человекообразном) направлении.

Свободная рука – это второй фундаментальный признак в гоминидной триаде. Развитие руки явилось необходимым условием совершенствования орудийной деятельности. Австралопитековые могли создавать искусственные каменные орудия. Это составило непосредственную биологическую предпосылку трудовой деятельности человека.

Третий элемент гоминидной триады, органически связанный с прямохождением и освобождением руки,- развитый головной мозг. В процессе антропосоциогенеза происходило увеличение объёма мозга и прогрессивная перестройка его структуры.

Другой важной предпосылкой гоминизации является стадный образ жизни непосредственных предков человека. Стадность не выходит за пределы биологических признаков, но в процессе гоминизации она постепенно превращается из формы взаимосвязи особей в форму коллективной деятельности людей.

Результаты современных этологических и зоопсихологических исследований показывают, что формы наглядного мышления антропоидов были достаточно развиты. Они, по всей видимости, имелись и у австралопитековых. Наглядные формы мышления являются предельными вариантами развития психики, которые возможны для биологической формы движения материи. Поэтому можно сказать, что биологической предпосылкой человеческого сознания является наглядное мышление непосредственных предков человека.

Биологическими предпосылками человеческого языка является звуковая коммуникация антропоидов и сигналы неголосовой природы: жесты, мимика, позы.

Таким образом, непосредственными биологическими предпосылками становления человека и общества, а следовательно, и сознания являются:

- развитая орудийная деятельность;

- высокий уровень стадной организации;

- наличие развитых форм наглядного мышления;

- системы коммуникативных сигналов, которые затем развиваются в протоязыки различной степени сложности.

Единство этих четырёх факторов выступает биологической основой появления элементарных социальных связей.

Однако биологические предпосылки социализации не определяют нового качества, они содержат только возможность развития в гоминидном направлении. Главное содержание антропогенеза можно рассматривать как перестройку животной природы непосредственных предков человека. Природа сознания и проблема его происхождения - student2.ru Определяющую роль в этом процессе сыграла становящаяся трудовая деятельность. В теории антропосоциогенеза считается, что труду принадлежит решающая роль в формировании органа сознания – человеческого мозга.

Начальные формы трудовой деятельности также имеют свои биологические корни в поведении и орудийной деятельности животных. Орудийная деятельность – это форма приспособления к условиям существования. В животном мире она наблюдается довольно редко, например у некоторых видов млекопитающих и птиц. Наиболее высокий уровень орудийной деятельности обнаруживается у антропоидных обезьян, которые употребляют и даже создают примитивные орудия, находясь на воле. Однако орудийная деятельность современных антропоидов не является необходимой. Орудие не используется повторно, оно выбрасывается. Слон, например, ломает ветки и отмахивается ими от мух. Это тоже своеобразное орудие. Но в истории развития вида «слон» употребление веток в борьбе с мухами не играло никакой существенной роли. Слоны не потому стали слонами, что их предки обмахивались ветками. Но выживание и дальнейшее развитие древних людей находилось в прямой зависимости от применения ими различных орудий труда.

Решающую роль в становлении социальности сыграл переход от простого употребления предметов природы, их эпизодической доработки и даже изготовления к систематическому изготовлению при помощи других орудий. Эксперименты показали, что даже многократный повтор операций изготовления орудий с помощью камня или другого вспомогательного средства не заставит человекообразную обезьяну (шимпанзе, например) подражать действиям экспериментатора. Можно сделать вывод, что именно изготовление орудий труда с помощью других орудий – это первый отличительный признак трудовой деятельности человека от орудийной деятельности животных. Этот вывод подтверждают результаты новейших исследований в области первобытной археологии и палеоантропологии.

Создание орудий труда положило начало развитию системы «посредников» между человеком и природой. В процессе изготовления орудий (каменных, костяных, деревянных) раскрывались свойства материалов, становилось возможным познание законов природы.

Второй важный признак человеческого труда – его коллективный характер. Трудовая деятельность является общественной не потому что, её субъект – определённая совокупность особей. Такое встречается и в животном мире, когда, например, волки или другие хищники объединяются для охоты в стаи. Зарождающаяся трудовая деятельность человека (прежде всего, производство орудий труда) имела общественный характер, потому что её назначением было удовлетворение общих потребностей в орудиях труда. Деятельность первобытного человека по изготовлению орудий объединяла все другие виды орудийной деятельности (охоту, собирательство) в единую систему общественно полезных работ.

Изготовление и употребление искусственных орудий во время охоты, собирательства и других видов хозяйственной деятельности требовали более высокого уровня психического отражения и более совершенных способов общения между членами первобытного сообщества.

Общественный труд и формировавшаяся речь оказали сильное влияние на прогрессивное развитие мозга. Постепенное усложнение общественной жизни древних людей, использование огня расширяет их кругозор и приводит к изменениям в сознании. Возникает членораздельная речь и обобщающие понятия.

В процессе антропосоциогенеза можно выделить три узловых пункта перехода от биологического к социальному:

1. Около трёх миллионов лет назад – начало становления трудовой деятельности человека умелого. Появление каменной культуры. Это порог, отделяющий животных от древнейшего человека. Начальному периоду становления трудовой деятельности соответствует широкое использование наглядных форм мышления, способность оперирования представлениями.

2. Второй скачок произошёл около одного миллиона лет назад. Для этого периода характерно появление первых элементов языка, звуковой речи, а значит, и зачатков понятийного мышления, сознания.

3. Третий этап связан с переходом от эпохи первобытного человеческого стада к родовой общине и формированием человека современного типа. Происходит это примерно 70 тысяч лет назад. На третьем этапе завершилось становление членораздельной речи, понятийного мышления и сознания.

Такая хронология антропосоциогенеза соответствует современным представлениям о происхождении человека и общества, однако она уточняется и изменяется в ходе дальнейшего развития науки.

Торсионная концепция сознания иначе объясняет его происхождение. Возникновение человеческого сознания осуществляется путём постепенного уплотнения Духа.[9] Человек с его мыслительными способностями в этой концепции тоже рассматривается как результат длительной эволюции, но эволюции совершенно иного рода.

Профессор Э. Р. Мулдашев в книге «От кого мы произошли?» [24] пишет: «Постепенно в ходе эволюции в Тонком Мире появился Дух – сгусток психической энергии в виде торсионных полей, который может вечно сохранять в себе большой объём информации. Множество Духов образовали между собой информационные связи и создали Всеобщее Информационное Пространство…» Тонкоматериальный Дух (первичные торсионные поля), постепенно уплотняясь, образует человеческую Душу, наделённую способностью мыслить.

Такая концепция происхождения сознания признаёт древние восточные представления о наличии у человека семи тонких тел, показывающих необыкновенную сложность организации человека и постепенное уплотнение его сущности. Человек является органической составляющей частью Вселенной, и так как он появился в результате уплотнения тонкоматериальных структур мира, он хранит в себе информацию о своём «прародителе», поддерживает с ним непрерывную связь и может оказывать на него влияние своей активностью на различных уровнях (мысленном, эмоциональном, деятельностном). Человек оказывается и приёмником и излучателем торсионных полей, несущих ему информацию из информационного поля Вселенной и передающих информацию от него в мир. Можно сказать, что такое современное представление о человеке по сути подтверждает идеи древних мыслителей о том, что человек есть микрокосм в том смысле, что в нём отражается всё происходящее во Вселенной, он постоянно и неразрывно связан со всей Вселенной.

Каким бы способом ни происходило возникновение сознания, оно представляет собой целостную систему познавательных, эмоциональных и волевых элементов. Наглядные формы мышления, преобразованные в процессе филогенетического развития, выступают фундаментом бессознательной психики современного человека.

Сознание обладает многоуровневой структурой и выполняет три основные функции:

- регулятивную;

- познавательную;

- оценочную.

Регулятивная функция связана с потребностями, эмоциями, чувствами, волей. Познавательная функция реализуется в ощущениях, представлениях, мышлении, памяти. Оценочная функция проявляется во всех формах отражения, свойственных человеку, но особенно отчётливо – в чувствах, воле и мышлении.

Важнейшим регулятором человеческой деятельности являются потребности, в формировании которых участвуют эмоции. Эмоции способны оказывать очень сильное воздействие на сознательную деятельность. Человек может осознавать свои эмоции и выражать их в слове. Осознание и словесная форма выражения даёт ему возможность контролировать эмоции и управлять ими. Эмоциональная форма отражения органическим образом включена в познавательную деятельность человека.

Другим важнейшим элементом сознания является воля. Философы рассматривают волю как способность человека сознательно контролировать свои действия, формулировать цели деятельности и мобилизовать внутренние резервы. Исследователи волевого действия подчёркивают, что в структуре досознательной психики воля отсутствует. Главным регулятором волевого процесса является понятийное мышление. Человек очень часто поступает не в соответствии со своими желаниями и потребностями, а в силу необходимости следовать определённым принципам и общественным нормам. В подобных случаях необходим предварительный анализ ситуации и волевая регуляция поведения.

На функционирование сознания современного человека большое влияние оказывают наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления. Они представляют собой досознательный уровень отражения. Существует достаточно широкий круг задач, которые можно решить быстро и эффективно, не прибегая к понятийному мышлению.

Наглядные формы мышления принято относить в сферу бессознательного. Под бессознательным психологи понимают те психические явления, которые, находясь в памяти человека, обусловливают сложные формы его приспособительной деятельности, но в данный момент им не осознаются и активно не переживаются.

Как правило, в сферу бессознательного включают ощущения, восприятия, инстинкты, установки, сновидения, а также такие патологические явления, как бред, галлюцинации и т.д. Однако основой бессознательного можно считать формы наглядно-действенного мышления.

Информация, которую хранит наш мозг, очень велика, и сознание не в состоянии переработать её сразу. Осознаётся только та информация, которая представляет для человека наибольшую ценность. Ощущения часто не становятся фактом сознания. Но сознание не существует помимо них.

С бессознательной сферой связана способность воображения. По некоторым подсчётам, мозг человека способен продуцировать число воображаемых ассоциаций порядка 10100, а это на двадцать порядков превышает число атомов в наблюдаемой нами Вселенной. Понятно поэтому, что осознать и выразить в словесной форме всё это число воображаемых представлений невозможно. Большая их часть находится в сфере бессознательного. Извлечение их в сферу сознания возможно под влиянием гипноза, в шаманских ритуалах, в процессе общения с миром искусства или в случае внезапного интуитивного прозрения.



Тренировочное задание

1. Докажите, что отражение является атрибутивным свойством материи.

2. Приведите примеры, которые показывают, что раздражимость является активной формой отражения и выполняет функцию адаптации.

3. Объясните, почему ощущения называют субъективным образом объективного мира?

4. Ниже приведены примеры различных форм отражения. В каждом столбике найдите и зачеркните «лишние» примеры:

Следы на песке Повышение температуры тела больного
Превращение воды в пар Адаптация первокурсников в вузе
Замерзание рек След чернил на бумаге
Отражение в зеркале Адаптация живых организмов в среде
Замерзание рук Покраснение кожи при ожоге
Сбрасывание листвы Движение подсолнуха за солнцем
Боль от укола Миграция птиц
Эхо Движение автомобиля

5. Могут ли животные мыслить? Если да, то чем их мышление отличается от мышления человека?

6. Какова связь между современными представлениями о человеке и его сознании и представлениями древних?

Тестовое задание

1. Отметьте правильное высказывание:

а) мышлением обладают только люди;

б) у всех живых существ есть способность мышления;

в) все животные имеют вербальное мышление;

г) у высших животных есть наглядные формы мышления.

2. Какой пример соответствует отражению в неживой природе:

а) следы оленя в осеннем лесу;

б) загар на теле человека;

в) изменение курса иностранной валюты;

г) глухота.

3. Когнитивная функция языка проявляется в:

а) передаче информации;

б) познании;

в) общении;

г) письменной речи.

4. Кто объяснил механизм возникновения и функционирования идеального?

а) Платон;

б) Гегель;

в) Соловьёв;

г) Ильенков.

5. Как существует идеальное?

а) в предметах материального мира;

б) в голове человека;

в) в деятельности человека как социального существа;

г) в особом мире.

6. С точки зрения торсионной концепции сознания…

а) человек постоянно связан со всей Вселенной;

б) человек – существо изолированное, самодостаточное;

в) сознание – это свойство высокоорганизованной материи;

г) человек и его сознание – результат антропосоциогенеза.

7. Какой из элементов сознания позволяет человеку контролировать свои эмоции?

а) память;

б) мышление;

в) воля;

г) представления.

8. Какая форма мышления формируется благодаря членораздельной речи?

а) наглядно-образная;

б) наглядно-действенная;

в) вербально-понятийная.

9. Какой язык выполняет интегрирующую функцию по отношению к различным видам деятельности?

а) Язык мозга;

б) Вербальный;

в) Язык жестов;

г) Искусственный.

10. Выберите правильное высказывание:

а) Наглядные формы мышления оказывают большое влияние на сознание человека;

б) Наглядные формы мышления существуют только у животных;

в) Наглядные формы мышления не влияют на сознание;

г) Сознание представляет собой совокупность наглядных образов.

Вопросы для повторения

1. Определите понятие «отражение».

2. Какие формы отражения Вам известны?

3. Чем отличается отражение в неживой природе от биологических форм отражения?

4. Какие Вы знаете формы психического отражения действительности?

5. Назовите известные Вам формы мышления.

6. В чём состоит полиморфность языка?

7. Как Э.В. Ильенков понимал сущность идеального?

8. Как объясняется природа сознания в современной физике?

9. Что такое антропосоциогенез?

10.Назовите основные функции сознания.

11.Какова структура сознания?

12.Какие языки называют протоязыками?

13.Что относят в сферу бессознательного?

14.Каким образом информацию из бессознательного можно перевести в сферу сознания?

15. Как объясняет происхождение сознания Э.Р. Мулдашев?

16. Какую роль в жизни и деятельности человека играет воля?

17. Какое место в сознании человека занимают наглядные формы мышления?

ГЛАВА 5. ГНОСЕОЛОГИЯ[10]

Познание и его виды

Французский лингвист Гюстав Гийом сформулировал тезис, который может претендовать на роль фундаментального принципа теории познания: «Наука основана на интуитивном понимании того, что видимый мир говорит о скрытых вещах, которые он отражает, но на которые не похож» [8]. Мы действительно почти никогда не удовлетворены уровнем наших знаний, мы постоянно предполагаем, что за тем, что освоено, скрывается ещё что-то. А что именно? Этого мы не знаем, но хотели бы знать.

Можно сказать, что вся история философии пытается ответить на этот вопрос: что представляет собой мир «скрытых вещей», к познанию которого мы стремимся? Для Демокрита за «видимым миром» скрывались атомы и пустота, для Платона – мир объективных идей. Иными словами, для того, чтобы объяснить познание в его постоянном стремлении перейти границу познанного, мы пытаемся представить сам познаваемый нами мир как некоторую двухэтажную конструкцию, состоящую из непосредственно данных (или познанных) и скрытых вещей.

Познание является одной из важнейших сторон взаимодействия человека с окружающим миром. Познание мира начинается вместе с появлением сознания. Однако первоначально познание не выделялось из общего процесса жизнедеятельности человека и было вплетено в его повседневную деятельность по добыванию пищи. Главной заботой первобытного человека было обеспечение себе средств существования. Познание на этом этапе развития человечества являлось случайным результатом основной деятельности. Полученные элементарные знания закреплялись в языке и передавались от поколения к поколению.

По всей видимости, отделение духовной деятельности от физической стало возможным с повышением производительности труда, когда в первобытной общине сохраняли жизнь старикам, не способным участвовать в основных видах деятельности, но оказывающих большое влияние на всю жизнедеятельность соплеменников своим опытом и знаниями. Постепенно выделились особые люди – колдуны, шаманы, знахари, маги, жрецы, считающиеся хранителями знаний. На них возлагались функции получения, хранения и трансляции знаний. Рядовые члены общины не должны были проявлять никакой познавательной активности, а любой интерес в области познания окружающего мира подвергался суровому наказанию вплоть до изгнания, которое для первобытного человека было равносильно гибели.

Первоначальные знания, которыми владело человеческое общество, наряду с верной информацией содержали много воображаемого и фантастического. Не могли древние люди объяснить и происхождение самого знания. Постепенно сформировалось представление о душе и о том, что способностью познавать мир нашу душу наделяет Бог. Впервые целенаправленное познание стали осуществлять жрецы, когда произошло их выделение в отдельную касту. Однако эти знания тщательно скрывались от общества и были достоянием незначительной группы жрецов, служителей культа.

Познание имеет практическую природу, и несмотря на то, что на определённой ступени развития человечества оно выделилось в особый вид деятельности, который принято называть духовной деятельностью, в современном обществе познание продолжает сохранять органическую связь со всеми видами деятельности человека. Полностью отделить познание от других видов деятельности невозможно. Познавательное отношение человека к миру само по себе является абстракцией. Реально познание и мышление сопровождают любую деятельность человека. Разнообразие деятельностей и бытийных отношений составляет объективную основу существования различных форм, типов познания и мышления. Не только высококвалифицированный труд содержит элементы познавательной активности, но даже самый простой ручной труд интеллектуально окрашен: в нём сочетаются интуитивные решения, личностные навыки и логические умозаключения и выводы, столь необходимые для принятия решений в любой области деятельности. Познание представляет собой сторону орудийной деятельности человека. Любая практическая деятельность носит целенаправленный характер, а значит, требует формулирования цели, её обоснования, разработки программы по достижению поставленной цели и т. д. То есть любая практическая деятельность включает в себя познавательные и интеллектуальные моменты. Познание часто выступает подготовительным этапом практической деятельности. Это характерно в особенности для современного общества, в котором деятельность настолько усложняется, что требует обязательной предварительной подготовки, обучения. Такая ситуация создаёт иллюзию первенства познания по отношению к практике, однако само познание всегда возникает из практической необходимости. Необходимость измерения времени приводит к появлению астрономии, потребность в полезных ископаемых рождает геологию, загрязнение окружающей среды – экологию и т.д. Как бы далеко не удалились научные исследования от практики, в конечном счёте, они направлены на решение проблем, порождаемых практической деятельностью человека.

В зависимости от предмета изучения и средств, используемых для этого, познавательную деятельность можно подразделить на несколько видов: научное познание, художественное, философское и др. Далее мы остановимся на особенностях научного и философского познания.

Научное познание.Научное познание возникало в форме первых философских учений о мире. Со временем, по мере накопления знаний, научное познание отделяется от философского и приобретает относительную самостоятельность.

Научное познание направлено на получение знаний об объективных взаимосвязях и отношениях материального мира. Важнейшей проблемой научного знания является проблема сохранения объективности. Для этого в науке существуют различные приёмы: логические правила, правила наблюдения, экспериментальная и практическая проверка полученных знаний. В современной физике, например, познание часто зависит от чувствительности приборов. Поэтому для доказательства объективности полученных результатов требуется трёхкратное получение одинаковых результатов в независимых лабораториях.

Другой особенностью научного познания является его аналитико-синтетический характер. Объекты окружающей действительности в процессе их изучения разлагаются на составляющие их элементы. Каждый элемент сначала изучается отдельно, изолировано, а затем формируется целостный образ предмета или явления. Вырабатываются понятия, законы, гипотезы, теории и другие элементы научного знания.

Третья особенность науки состоит в том, что всякая научная деятельность имеет соответствующие методы или способы получения знания.

Слово «метод» греческого происхождения. Означает «путь к чему-либо». Методом называют совокупность приёмов, средств для получения определённого результата. В науке главным результатом является получение нового знания, поэтому методы научного познания – это те средства, которые способствуют получению нового знания. Основная функция метода состоит во внутренней организации и регулировании познавательного процесса или практического действия. Метод представляет собой совокупность правил, приёмов, норм конкретного вида деятельности. Френсис Бэкон, говоря о значении метода в научном познании, отмечал, что даже хромой, идущий по дороге, опередит того, кто идёт по бездорожью. Однако метод не следует понимать как шаблон. В применении метода большую роль играет личность исследователя, его знания, навыки, умения.

Научный метод должен отвечать определённым критериям научности. Он представляет собой некоторую совокупность правил, разворачивающихся в определённой последовательности и приводящих к новой научной информации.

Существенным признаком научного метода является его обоснованность. Научный метод всегда основан на предполагаемой или познанной закономерности, которой подчиняется исследуемый объект. Элементарная операция измерения температуры с помощью термометра, например, основана на объективном законе расширения тел при нагревании. Основательность метода обусловлена глубиной и адекватностью знаний об объекте. Любое знание имеет, по меньшей мере, две функции:

- является информацией об объекте;

- выступает методом познания.

Причём служить методом научного познания могут знания в любой форме: понятия, законы, теории.

Являясь наиболее развитой формой знания, теория представляет собой наиболее глубокое основание научного метода. Теория, ориентированная на получение нового знания и экстраполированная на область неизвестного, становится методом научного познания. Правда, теорию и метод нельзя полностью отождествлять. Основные различия теории и метода состоят в том, что:

- теория – результат предыдущей деятельности; метод – исходный пункт и условие последующей деятельности;

- главные функции теории – объяснение и предсказание; главная функция метода – организация и регуляция деятельности;

- теория – это система идеальных образов, отражающих сущность закономерности объектов; метод – система правил, предписаний, регулятивов, выступающих орудием дальнейшего познания и изменения действительности;

- теория предполагает решение проблемы, метод – выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.

Методом становится не столько сама по себе теория, сколько вытекающие из неё методологические установки, требования, регулятивы, принципы.

Однако обоснование научного метода не может быть полностью выведено из существующей теории. Обоснование метода включает в себя несколько задач:

- установление его правомерного характера, корректности, надёжности;

- определение границ применения;

- оценку достоверности и эффективности.

В теории обычно фиксируется объективное знание, т.е. элиминируется любая субъективность. Метод же представляет собой деятельность субъекта с объектом познания. Как определённый вид деятельности метод включает в себя следующие элементы:

- объект;

- субъект;

- цель познания;

- средства познания;

- условия познания;

- результат.

Игнорировать какие-либо элементы нельзя. При выборе одних приборов исследователь получает один результат, а при выборе других приборов – другой. Соответственно разными будут и точность и корректность выводов. То есть изменение какого-либо элемента метода приводит к изменению и результатов познавательной деятельности исследователя.

Применение методов может быть стихийным и сознательным. Сознательное применение методов предполагает знание возможностей данного метода и границ его применения. Осознанное использование методов делает деятельность исследователя более эффективной.

Все методы, которые имеются в арсенале науки, подразделяют на всеобщие (философские), общенаучные и частные или частнонаучные (прилож.: рис. П.15).

Всеобщие или философские методы имеют универсальный характер, находятся на высших этажах абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации. Они задают самые общие принципы исследования, используются всеми науками независимо от объекта исследования, но при этом не заменяют специальные методы и не определяют конечный результат познания прямо и непосредственно.

Однако роль всеобщих методов в научном познании достаточно велика, т.к. ошибка на этом самом абстрактном уровне может свести на нет, завести в тупик всю программу исследования. Например, ошибочные общие исходные установки (механицизм – витализм, эмпиризм – априоризм) с самого начала искажают общее направление исследования.

В современном научном познании роль диалектической методологии постоянно возрастает и позволяет продвигаться по пути создания целостной картины мира, в которой все явления и процессы взаимосвязаны и взаимодетерминированы.

Важнейшими принципами диалектического метода являются: объективность, всесторонность, конкретность, историзм и принцип противоречивости.

1. Принцип объективности предполагает необходимость опираться на объективные данные, полученные через практику, заданную социокультурными особенностями её развития. То есть объективность как важнейший диалектический принцип познания требует соответствия наших знаний объективной действительности, а это соответствие в свою очередь детерминируется практической деятельностью человека, которая в каждую историческую эпоху имеет свои особенности и достигает определённого уровня развития.

2. Всесторонность – это диалектический принцип познания, выражающий всеобщую связь явлений действительности, которую предполагается раскрыть в процессе познания.

3. Конкретность включает в себя необходимость учитывать многообразные условия, влияющие на бытие изучаемого объекта и рассмотрение данного объекта в составе конкретной целостности, элементом которой он является.

4. Историзм предполагает рассмотрение объекта познания в его историческом развитии от момента возникновения до будущих состояний, которые возможно определить, опираясь на знание настоящего. То есть этот принцип включает в себя три основные требования: 1) изучение современного состояния объекта; 2) реконструкция прошлого; 3) предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития объекта.

5. Принцип противоречия своим основанием имеет реальные противоречия действительности и его необходимо отличать от формально-логических противоречий, которые связаны с непоследовательностью мышления. Этот принцип реализуется через рассмотрение предмета как единства противоречивых сторон и свойств, которое и обеспечивает гармоничное состояние любого объекта.

Наши рекомендации