Постпозитивизм (критический рационализм)
Кризис «антиметафизической» программы неопозитивизма привел к тому, что в 60-е гг. начался процесс формирования нового комплекса методологических концепций, получившего название постпозитивизма (критического рационализма). Начало этого этапа в философии науки связывают с выходом работ Карла Поппера «Логика научного открытия» (1959 г.) и Томаса Куна «Структура научных революций» (1963).
В постпозитивизме нет общепринятой методологической концепции; более того, его представители часто критикуют друг друга. Однако в нем есть некоторые общие мотивы. Предлагаются разные образы науки и модели ее развития; вместе с тем в этих образах и моделях прослеживаются некоторые общие моменты. Заметен отход от ориентации на логику науки к истории науки. Если в логическом позитивизме основное внимание было ориентировано на анализ структуры наличного научного знания, то в постпозитивизме главной проблемой становится развитие научного знания. В этом плане рассматриваются вопросы, как возникает новая теория; как она добивается признания; каковы критерии сравнения и выбора конкурирующих научных теорий; возможна ли коммуникация между сторонниками альтернативных теорий? Представители постпозитивизма отказываются проводить жесткие границы между эмпирическим и теоретическим знанием, фактом и теорией, контекстом открытия и контекстом обоснования, между наукой и философией. Признается осмысленность философских предложений и, неустранимость их из научного знания.
Карл Раймунд Поппер (1902-1994) - британский философ и социолог. До 1937 г. жил в Вене, в 1937-1945 гг. - в Новой Зеландии. С 1946 г. до середины 70-х гг. был профессором Лондонской школы экономики и политических наук.
Поппер пересматривает отношение к философии. Хотя философия (метафизика) представляет собой умозрительную систему, она стимулирует научный процесс, указывает направления и тенденции развития науки. Поппер с разных сторон оценивает роль философии для науки:
♦ метафизические теории осмысленны;
♦ некоторые из них - исторические прототипы программ исследования, и с ростом знания они преобразовались в контролируемые теории (например, теория атомизма);
♦ с психологической точки зрения исследования невозможны без веры в метафизические по природе идеи;
♦ метафизические идеи, хотя и не относятся к науке (не фальсифицируемы), все же подлежат критике.
Что же Поппер понимает под фальсификацией и какова ее роль в науке?
Поппер по-новому ставит проблему разграничения научного и ненаучного знания. Если в неопозитивизме основой такого разграничения была верификация, то Поппер пред-лагает фальсификацию. Фальсификация - это способ указания на такие эмпирические условия, при которых общие положения (гипотезы) будут ложными. Отсутствие опытного опровержения гипотезы не говорит в пользу ее истинности, а только «оправданности». Поппер считает, что теория является научной только тогда, когда она в принципе допускает фальсификацию (опровержение), т. е. когда в ней есть положения, которые могут быть проверены интерсубъективным наблюдением. Поппер прав, утверждая, что теория утрачивает научную осмысленность, когда в принципе невозможно ее опровержение. Такая «теория» совместима со всем, подтверждается любыми фактами. Поппер говорит об органической связи эмпирического и теоретического, подчеркивая при этом, что любое знание имеет гипотетический характер.
Поппер выступает против понимания динамики научного знания на путях индук-тивного обобщения. Научное исследование идет как процесс выдвижения гипотез, их конкуренции, проверки. «Я не думаю, что мы вообще делаем индуктивные обобщения, т. е. начинаем с наблюдений и затем пытаемся вывести из них свои теории. Я убежден, что мнение, согласно которому мы поступаем именно так, является предрассудком, своего рода оптической иллюзией, и что ни на одном этапе развития науки мы не начинаем (с нуля), не имея какого-то подобия теории, будь то гипотеза или предрассудок, или проблема - часто это технологическая проблема, - которая как-то направляет наши наблюдения и помогает нам отобрать из бесчисленных объектов наблюдения те, которые могут представлять для нас интерес... С точки зрения науки не имеет значения, получили ли мы свои теории в результате скачка к незаконным заключениям или просто наткнулись на них (благодаря "интуиции"), или воспользовались каким-то индуктивным методом. Вопрос: "Как вы пришли к своей теории?" касается совершенно частных проблем, в отличие от вопроса: "Как вы проверили свою теорию?", единственно значимого для науки».
Поппер предложил концепцию «трех миров», согласно которой существуют три мира, несводимые друг к другу: физический, ментальный и объективного знания.
Поппер отрицает существование социальных законов, а потому и возможности предсказания будущего. «Вера в историческую необходимость является явным предрассудком и... невозможно предсказывать ход человеческой истории научными или какими-либо другими рациональными методами». Рассуждения о прогрессе, поступательном движении истории, светлом или темном будущем - все это химерические конструкции идеологических манипуляторов, словесные ловушки.
Томас Сэмуэл Кун (1922-1996) - американский историк и философ, был одним из лидеров западной философии. Работа, которая принесла ему известность - «Структура научных революций».
Вместо образа науки как единой системы Кун предлагает образ науки как некото-рого социального института, как деятельность научных сообществ. У каждого такого сообщества есть свой способ деятельности, свой стиль мышления, свои критерии науч-ности и рациональности; для обозначения этого Кун предлагает понятие «парадигма». «Под парадигмой я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые влечение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения». Парадигму принимает определенный коллектив, занимающийся исследованиями в какой-то области.
Парадигма у Куна включает:
♦ символические обозначения и формализованные конструкции, принимаемые сообществом ученых;
♦ «метафизические», общеметодологические представления;
♦ принятые сообществом ценности (например, точность, простота, логичность научных концепций);
♦ «образцы» - признанные примеры научных достижений.
Ученые данного сообщества видят мир сквозь призму своей парадигмы. Кун предложил концепцию истории науки, которая включает следующие этапы: «нормальная наука» (период господства определенной парадигмы), «научная революция» (распад данной парадигмы, конкуренция между альтернативными новыми парадигмами, победа одной из них) и снова «нормальная наука». При этом Кун фактически отказывается от кумулятивизма в понимании развития научного знания. В период революционных преобразований происходит отказ от значительной части ранее признанного и обоснованного знания (фактов, методов, теорий). Смена парадигм - скорее интуитивный, чем рационально обоснованный процесс.
Имре Лакатос (1922-1974) - британский философ и историк науки - предложил концепцию науки, основанную на идее научно-исследовательских программ.
Научно-исследовательская программа у Лакатоса включает:
♦ «жесткое ядро» - совокупность суждений, которые являются теоретической основой данного стиля мышления;
♦ «защитный пояс», состоящий из вспомогательных гипотез; он обеспечивает сохранность «жесткого ядра», связывает исследовательскую программу с эмпирическими данным»;
♦ «негативную эвристику» - указание на то, каких путей исследования нужно избегать;
♦ «позитивную эвристику» - рекомендации наиболее предположительных путей исследования.
Лакатос говорит, что у науки есть внутренняя и внешняя история. Внутренняя базируется на движении идей, методик и методологии научного исследования; внешняя - на формах организации науки и личностных факторах научного исследования.
Историю науки Лакатос понимает как смену программ. Любая программа, пройдя прогрессивную стадию, достигает так называемого «пункта насыщения», когда в науке появляются несовместимые факты, противоречия, парадоксы. Возникает соперничающая исследовательская программа, которая объясняет эмпирические данные предшествующей программы, способна предсказать неизвестные еще факты. Научная революция - это процесс вытеснения новыми исследовательскими программами предыдущих.
В 70-е гг. в философии науки возобладала идея релятивизма норм научно-познавательной деятельности. Постпозитивизм включается в общую тенденцию так называемого постмодернизма, о которой речь пойдет ниже.