Философия экзистенциализма

Экзистенциализм сформировался в Европе в первой половине XX в. Его источниками считаются философия С. Кьеркегора, основные идеи философиижизни и феноменология Э. Гуссерля. Понятие «экзистенциализм» объединяет целый ряд философских учений, различаемых обычно по национальному признаку. Представителями русского экзистенциализма являются Николай Бердяев и Лев Шестов; французского - Жан Поль Сартр, Альберт Камю; немецкого - Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс; испанского - Хосе Ортега-и-Гассет. Вариантом японского экзистенциализма является литературное творчество КобоАбэ. Различают также религиозную версию экзистенциализма (Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Бердяев, Лев Шестов, Мартин Бубер) и атеистическую (Альберт Камю, Жан Поль Сартр, Мартин Хайдеггер и др.). Основной проблематикой экзистенциализма является антропологическая и аксиологическая. Своеобразием экзистенциализма можно считать то, что даже онтология мыслится как вариант антропологии, и природа бытия вообще постигается через анализ бытия человека.Исходным в экзистенциализме, или философии существования, признается индивидуальное бытие, которое выступает источником любых знаний и ценностей. Основной темой экзистенциализма является тема человека, находящегося в кризисной, конфликтной ситуации. Индивидуальное существование провозглашается экзистенциалистами первичным не только по отношению к общественному, социальному бытию, но и по отношению к сущности самой личности. Человек сначала рождается в определенном месте и времени, которых не выбирал, живет в мире, чьих законов не устанавливал, и только в процессе существования обретает свою сущность, а точнее, создает ее. Ясное осознание негарантированности и необеспеченности бытия, осознание конечности жизни позволяет человеку обрести свободу и вместе с ней силы противостоять абсурдной реальности.В последней трети XX века влияние экзистенциализма в философии ослабло, однако его идеи по-прежнему продолжают питать литературу и искусство.

30 - Философия В. Соловьёва.

Именно с него начинается период систематизации в русской философии. Его система включает следующие характеристики: 1. Принцип всеединства. С точки зрения истории христианства всегда было противопоставление между Творцом и Творением. Соловьев был с этим абсолютно не согласен. Дух и плоть, творец и творение - все едино. 2. Учение о Софии (софиология) - учение о женском начале - прародителе мира. Считал, что все развитие мира происходит за счет наличия этого начала. Эта идея была воспринята всем Серебряным Веком. 3. Теократия. Не был исключением - также выходил на социальную проблематику. История не завершена, должна завершить себя в теократии - власть Бога. Человечество управляется не государством, а церковью. В этой вселенской церкви должна быть идея не распространения православия, а слияния различных христианских течений - экуменизма. Западное общество - формально. Но человек может стать счастливым только духом, поэтому на смену должно прийти общество духовное. Теократия базируется на еще одной идее - богочеловека. B.C. Соловьев подчеркивал мысль о свободе и бессмертии человека, его высоком космическом призвании. По убеждению философа, человек своей деятельностью призван соединять и «небо» и «землю», все части мира в единое и гармоничное целое. Человек - это богочеловек, т.е. всемогущее существо. Человеку свыше предназначено собирать всех живых тварей воедино и созидать цельный и стройный мир. Путь к мировой гармонии лежит не через насилие, а через веру, любовь и согласие, милосердие ко всему живому, как это делал когда-то Иисус Христос. Взгляды резко меняются к концу жизни - предлагает совершенно другие представления об истории. Становится пессимистом, апокалиптиком - не будет никакой теократии, идеал здесь недостижим, т.к. зло неистребимо.

29 - Этапы развития российской философии.

Период становления (XI- XVII вв.). Основные деятели: митрополит Илларион, князь Владимир Мономах, Нил Сорский, Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, и др. Отечественная философская мысль зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны. Первый период в ее развитии пришелся на XI - XVII века (Древняя и Средневековая Русь). В рамках этого длительного исторического времени происходили становление русской философии и её идейных потоков, обретение философией национального своеобразия. Век Просвещения (XVIII в.).Основные деятели: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Григорий Сковорода, Н.Н. Поповский. Этот этап стал заметной вехой в истории русской философской мысли и культуры. Это во многом было обусловлено реформаторской деятельностью Петра Великого, который прорубил «окно» в Европу и тем самым открыл шлюзы для интенсивного взаимодействия русской и европейской культур. В 1755 году был учрежден первый в стране Московский университет, а в нем образован и философский факультет. Философия стала обретать светский характер, в ней утверждался европейский тип мышления, рациональный по своей сути. Во второй половине XVIII столетия большая группа русских просветителей считала, что социальные преобразования в России смогут произойти путем просвещения народа и правящих классов, совершенствования законодательства. Они надеялись на появление образованного государя, который смог бы на деле осуществить их идеи и социальные проекты. Классический период (XIX в.) Основные деятели: П.Я. Чаадаев, «западничество» и «славянофильство», Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, В.И. Ленин, Б.Н. Чичерин, К.Э. Циолковский и др. XIX век по праву называют «золотым веком» русской философии - по богатству ярких имен мыслителей, содержательных учений, школ и идей. То была эпоха универсализма (многообразия) в истории русской философии. В центре внимания находились проблемы философии истории, на осмыслении которых в немалой степени формировалось национальное самосознание, обосновывалась русская идея. Философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы, и это стало прочной традицией отечественной духовной культуры. К началу XIX века философия изучалась уже в пяти университетах России. Философия в советское время. Основные деятели: В. И. Ленин, И. В. Сталин и др. В советский период отечественной истории (1917-1991) философская мысль, к сожалению, не имела возможности для полнокровного самостоятельного существования и развития в формах различных типов, направлений и течений. В условиях отсутствия свободы интеллектуального творчества, находясь под жестким контролем со стороны государства и правящей партии, философия постепенно превратилась в служанку политики. Она использовалась для теоретического обоснования закономерности советского строя и раскрытия его якобы исторических преимуществ и великих перспектив.

Наши рекомендации