Средневековье как исторический тип мировоззрения. Основные характеристики
Средневековому историческому типу мировоззрения характерно: монотеизм (единобожие); линейное представление о времени – от сотворение мира до «царства Божия»; креационизм — учение о сотворение мира, живой и неживой природы в едином творческом акте, о сверхъестественном происхождении всех видов животных и растений; эсхатологизм — учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде; провиденциализм — учение о предопределении богом жизни и судьбы человека и человеческого общества, их целей и результатов. (основное - остальное как дополнение, думаю)
Бог — наивысшее бытие, единственное бытие, он существует из своей собственной природы (сам в себе бытие). Бог — воплощение всех наиболее значимых ценностей: Добро, Любовь, Справедливость, Мудрость, Слава, Красота и т.д.. Бог творит все из ничего, то есть кроме него ничего другое бытием не обладает, ничего другого раньше не было. Сущность бога иррациональна, недоступна человеческому разуму, она открывается человеку в акте мистической интуиции, прямо и непосредственно, и не всем, а избранным — то есть ведущим праведный образ жизни. Восприятие бога индивидуально и субъективно. Ничего рационально определенного о боге никто сказать не может, но постичь бога можно в вере. В монотеизме впервые формируется концепция единого человеческого рода. Перед богом все равны, у всех одна история (например библейская).
Добро и зло развели по разным сторонам. Добро — это бог, а зло — от людей, от их своеволия.
Религия как социальный институт в средневековом обществе
Религия как социальный институт — это элемент социальной структуры общества, относительно устойчивый тип и форма социальной практики, посредством которой организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Данному социальному институту соответствует социальная норма, то есть общее правило, абстрактная модель взаимодействия участников соответственных общественных отношений, позволяющее им вступать регулярно и однообразно в данные взаимодействия. Религия как социальный институт является исторически сложившейся формой организации совместной деятельности людей, в ходе которой приобретают определенную устойчивость экономические, политические, правовые, нравственные и иные отношения. Религия обеспечивает преемственность в использовании ценностей культуры, передачи навыков и норм социального поведения, социальной интеграции.
Все выше перечисленное определяет социальные функции религии. (переход к 49 вопросу)
Две ипостаси религии и их взаимодействие
Религия как форма освоения мира рассекает его на двое, наряду с действительным возникает мир фантастический, господствующий над первым. Между этими двумя мирами непреодолимая для человека пропасть. Религиозная вера пронизывает все мировоззрение. Она имеет три аспекта: вера в реальное бытие бога, вера в сверхъестественные связи между естественными явлениями, вера в сверхъестественные свойства материальных объектов. В сознании и поведении религиозного человека наряду с преобладающим пониманием закономерностей или явлений природы и общества существует таинственный мир, неподвластный этим реальным закономерностям и способный воздействовать на них. К миру сверхъестественного неприложимы законы логического мышления. Религия апеллирует прежде всего, не к разуму, а к вере, она не требует от своих приверженцев согласования ее догматов с данными конкретных наук. Религиозные представления в основном лежат в сфере образов, и немалую роль играют эмоциональные переживания. Для возникновения религиозных представлений необходимо определенное развитие способности сознания к относительно свободным ассоциациям, к абстрагированию от эмпирической реальности с тем, чтобы образам фантазии могло быть приписано самостоятельное существование. Монотеистические религии средневековья представляют высшую степень такого абстрагирования, так как в образе одного бога абстрагировано все существующее. (основное - остальное дополнительно пойдёт, думаю)
Вера в Бога сопряжена с верой в наличие смысла индивидуальной человеческой жизни, обретаемого на пути служения Богу, с верой в целесообразность мира и смысл истории, исчерпывающим образом не доказуемое рационально, научно. Вера — это своеобразное духовное состояние, в котором человек согласен признавать достоверным, утверждать как истину нечто, что само по себе не очевидно, для чего нельзя привести убедительных оснований. И поэтому возможно сомнение и отрицание того, во что верить. Сомнение и рациональность разрушают веру, и как следствие религию как форму мировоззрения. Поэтому для веры важна «непосредственность». По С. Франку вера — это непосредственная достоверность, прямое усмотрение истины веры; а по С.Н. Булгакову «опознание и переживание связи человека с Богом».