Цели и смыслы. Смысл жизни
Так обстоит дело со знанием целей. Однако эти цели часто бывают бессмысленны. Цель и смысл не одно и то же. Часто спрашивают: «Зачем ты преследуешь эту цель? Какой в этом смысл?» Поэтому мудрость состоит не только в знании целей, но и в умении различить, какие цели имеют смысл, а какие не имеют.
Правда, деление целей на имеющие смысл и на бессмысленные имеет смысл только в мире человека, тогда как относительно природы в целом (и в ее крупных и мелких частях) вопрос о смысле бессмыслен, ибо в природе нет выбора и все происходит так, как должно происходить. По-видимому, только в человеческой деятельности могут быть бессмысленные цели — и таковых большинство, по крайней мере, сточки зрения мудреца и даже более скромного любомудра. Сенека в трактате «О гнете» рассказывает, что «каждый раз, как Гераклит выходил из дома и видел вокруг себя такое множество дурно живущих и дурно умирающих людей, он плакал, жалея всех... Демокрит же, как говорят, напротив, без смеха никогда не появлялся на людях: настолько несерьезным казалось ему все, что делалось... всерьез».
Назначение телеологии и состоит в том, что судить о преследуемых людьми целях с позиций высшего смысла и показывать людям бессмысленность их обыденной суетной жизни, нелепость их желаний, осуществление которых во многих случаях неспособно принести им счастья. Гераклит хорошо сказал: «Людям не стало бы лучше, если б все их желания сбылись», потому что они как ослы «солому предпочитают золоту», т.е. золото предпочитают добродетели и опирающемуся на нее прочному счастью. Правильно сказал Екклесиаст, что все, что люди ни делают в жизни, суетно и тщетно: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!», и даже «мудрый умирает наравне с глупым», уравнивая таким образом мудрого и глупого, тем более что «во многой мудрости много печали».
Это не мешает, однако, анонимному автору этого замечательного скорбного сочинения признавать, что «преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмой», что «мудрость лучше силы», что «думы мудрого дельны, а думы глупого бездельны», что «лучше слушать обличение от мудрого, нежели песни глупых, потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом».
Итак «Екклесиаст» допускает обличение мудрым глупых. И мудрый не только судит цели людей, но и, коль скоро он не пассивный и сторонний созерцатель, но человек с активной жизненной позицией, стремится задать людям высший жизненный смысл. Так, Сократ говорил на суде, что он убежден в том, что избран богом и приставлен им к афинскому народу, как овод к коню, дабы не давать своим согражданам впадать в духовную спячку и заботиться о своих делах больше, чем о самих себе. Под «делами» Сократ понимает здесь стремление к обогащению, военную карьеру, домашние дела, речи в народном собрании, заговоры, восстания, даже участие в управлении государством и т.п., а под «заботой о самом себе» — нравственное и интеллектуальное самосовершенствование. Ради своего призвания Сократ отказался от своих таких же суетных дел.
Его, Сократа, сам «бог поставил в строй, обязав... жить, занимаясь философией». Поэтому, гордо говорит Сократ на суде, «пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать» . Однако, вразумление людей — дело опасное. И Сократ за это поплатился. Люди не поняли его и обвинили в неуважении к богам и в развращении юношества. Сократ был казнен. И это все потому, что высший смысл ненавистен людям. Он не совпадает со «здравым смыслом». Вопрос о смысле целей, стихийно преследуемых людьми, способен, если человек не отмахнется с насмешкой от этого, ввергнуть его в депрессию и довести до самоубийства, если только он не станет буддистом и не преодолеет в себе все желания, ведь Будда нашел корень страдания в жажде жизни, в «жажде наслаждения, в жажде существования», а тем самым в «жажде гибели» (ведь все родившееся смертно), приводящей ко все новым рождениям в мире страдания: «Люди, гонимые желанием, бегают вокруг, как бегает перепуганный заяц. Связанные путами и узами, они снова и снова в течение долгого времени возвращаются к страданиям».
Высший смысл не всегда совпадает и с общественным, и с государственным смыслом. У Сократа это явно не совпадало. Несмотря на то, что ему как гражданину Афин приходилось время от времени нести гражданскую повинность и заниматься общественной работой, он, как мы видели, не считал это настоящим делом.
Должна быть гармония
Одинаково важны и единичное, и общее, и всеобщее, одно не должно мешать другому, все это не стоит третировать, особенно общечеловеческие проблемы, от которых теперь зависит бытие и государств, и народов, и индивидов, однако самый высший смысл все же не в этом. Он в том, чтобы жить счастливо, то есть в гармонии (в согласии) с окружающей человека природой, с другими людьми и, что самое трудное, с самим собой.
Однако человек легкомысленно разрушает окружающую его природу, он, лишь чуть-чуть преодолев её непреднамеренную естественную враждебность ему (истребление диких зверей при бессилии перед стихийными проявлениями природы), искусственно делает ее по иному враждебной себе, он бессилен перед изменчивыми вирусами, он распадается на антагонистические по национальному, религиозному и социальному признакам коллективы.
И эти последние дисгармонии нельзя так просто заговорить, «заболтать».
Какой толк в пустых призывах к национально-религиозному примирению?
Примиритесь, араб и еврей!
Прекратите безумную свару!
Ведь для многих из вас соловей
Не поет, взгромоздясь на чинару.
Породнитесь, араб и еврей!
Не палите друг в друга из пушек!
Пожените-ка лучше детей!
Накупите для внуков игрушек.
Обнимитесь, араб и еврей!
У порога прибейте подкову.
Уберите ружьё от дверей!
Да возлюбит Аллах Иегову!
Такое «примирение» способно лишь привести к ущемлению, а то и к гибели одной из сторон:
Наш косой, не вникнув толком
В хитрый ельцинский указ,
Взял — и примирился с волком...
Точка... Кончен мой рассказ.
Искусство политика состоит в том, чтобы, мирясь (а больше ничего не остаётся делать) с национальными, религиозными и социальными различиями, не дать им перерастать в противоречия, а тем более в противоречия антагонистические, то есть в непримиримые. Гармонии же человека с самим собой служит философия.
Философия и науки
Здесь мы опять, уже с другой стороны, подходим к вопросу о соотношении философии и частных наук. Сперва философия отличает себя от частных наук как бы количественно: науки ищут частные причины и начала, а философия — самые первые и всеобщие начала и причины. Далее философия отличает себя от наук как судья от подсудимых, вынося их на суд нравственности. Затем же — противопоставляет себя наукам качественно: науки ищут производящие причины («почему?»),то есть как бы идут от настоящего к прошлому, а найдя, идут от прошлого к настоящему. Философия — исследует целевые причины («для чего?»),определяет, какие цели, стихийно преследуемые обыденными людьми, имеют смысл, а какие нет, а то и, набравшись храбрости, пытается задавать людям осмысленные, т.е. не стихийные, но имеющие смысл, цели, и идет от будущего к настоящему, как бы закидывая якорь надежды в завтрашний день и подтягивая к нему утлую барку жизни, чтобы, поравнявшись с ним, закинуть его снова в будущее.
Снова корова
А все-таки имеет ли мироздание как нечто единое какую-либо единую цель, внешнюю (трансцендентная абсолютная телеология) или внутреннюю (имманентная абсолютная телеология)? Или по меньшей мере есть ли внутри мироздания многоликая внутренняя приспособленность его частей друг к другу? Внутренняя, а не внешняя «притирка»? Это — то, что было выше названо частной телеологией. Большой телеологии не может быть без мирового разума, без мировой души.Многие мыслители и ныне считают это возможным по крайней мере в царстве живого. Однако, во всех версиях телеологии в нечеловеческом мире как молчаливо, так и открыто предполагается существование мировой души или Бога (богов). Например, мы читаем: «исследование Жизни на Земле открывает новые доказательства мудрого руководства всем живым» . Значит, если, например, рабочие пчелы-амазонки изгоняют из улья сделавших свое дело трутней, обрекая их на голодную смерть, то это они делают «под мудрым руководством». Таким образом, телеология перерастает в теологию.
Теология
Теология — от «теос» (theOs) — Бог, божество и от знакомого нам «логос», т.е. «слово о Боге», — видит в Боге (богах) и первопричину (первопричины), и первооснов (только благодаря воле Бога этот мир продолжает существовать, а не исчезает в ничто или в хаосе как беспорядке), иабсолютное Благо в его борьбе со Злом, и конец, завершение всего сущего (Бог — не только альфа, но и омега для всего сущего), и абсолютная цель (все сущее в меру своей праведности и благости стремится к Богу), и источник высших целей и смыслов. Иногда Бог имеет дополнение в виде мировой души, души космоса, космической души, которая может оттеснять Бога и даже подменять его. В христианстве роль мировой души выполняет Святой Дух. Богов может быть и несколько, и много. В этом отношении религии делятся, как известно, на монотеистические и политеистические.
Теология распадается на мирскую и на религиозную. Мирская теология как мирская мудрость интеллектуальна, рационалистична, свободна. Каждый свободный мыслитель понимает Бога своим умом по-своему. Его теология — часть его общей умозрительной системы. И почти все философы так или иначе рассуждали о Боге, о богах, о мировой душе, как признавая, так и отрицая их или в целом, или по отдельности (Бог есть, но богов нет; Бог есть, но мировой души нет).
В случае полного отрицания учение о Боге негативно, оно состоит в том, что мыслитель старается опровергнуть все возможные доказательства бытия Бога, богов, мировой души, а если таковых доказательств нет, а все зиждется на вере, а не на разуме и логике, то опровергнуть и сам принцип веры, и саму возможность сверхъестественного откровения как источника «священного писания», показав путем литературно-исторической критики, что это вовсе не то, за что его выдают. Будучи последовательной, такая мирская теология есть не что иное, как атеизм.
Однако, философ, отклоняя массовую религиозную теологию, может создать собственное учение о Боге и богах, противопоставляя их «народным» богам, иногда пытаясь при этом растворить их в аллегорическом их истолковании. Так, эмоциональный, негодующий Гераклит удивлялся людям, восклицая: «Что у них за ум ичто у них за разум? Они верят народным певцам...». Традиционным богам вульгарного политеизма Гераклит противопоставил свое учение о Логосе. Современник Гераклита Ксенофан высмеивает обыденные представления о богах: «смертные думают, что боги рождаются, имеют одежду, голос и телесный образ, как они» и приписывают им свои пороки: воровство, прелюбодеяние и взаимный обман, тогда как истинный Бог «не подобен смертным ни телом, ни мыслью», будучи чистым умом, чья сила — в мудрости. Этот Бог как космический мудрец правит миром изнутри мира одной лишь силой своей мысли, без какого-либо физического усилия; он движет миром так же, как мысль человека движет его телом. В отличие от смелых Гераклита и Ксенофана, Платон, напутанный казнью своего учителя Сократа, которому ставилось в вину неуважение к почитаемым афинянами богам, выражал свое отношение к мифологическому политеизму уклончиво, говоря о традиционных мифах, что «приходится им верить, чтобы не ослушаться закона»104, давая вместе с тем свой космический политеизм (истинные боги — небесные тела и Земля) и учение о высшем Боге как уме-демиурге.
Аристотель говорит, что «Бог, по общему мнению, принадлежит к причинам и есть некое начало». Таким образом, у Аристотеля теология вписана в его учение о первоначалах. Вместе с тем Аристотель утверждает, что «Бог есть живое существо», что «жизнь, без сомнения, присуща ему». Но под жизнью Бога Аристотель понимает деятельность разума Бога. Собственно говоря, Бог у Аристотеля и есть чистый деятельный разум, самодовлеющее, само на себе замкнутое мышление. Это разум, который «мыслит сам себя... и мысль [его] есть мышление о мышлении». Бог Аристотеля — идеализированный философ. Учение Аристотеля о Боге — яркий пример свободной мирской теологии.
Оставаясь в рамках мирской теологии, в своих представлениях и понятиях о Боге и богах мудрец не связан никакими догмами, догматами, авторитетом, верой, вообще священным. Не связан всем этим и Бог! В самом деле, зачем Богу, например, быть единым в трех лицах? Зачем Богу (Зевсу) поглощать свою жену Метиду и рождать из головы Афину? Зачем Богу (Аллаху) нужно, чтобы люди в течение месяца днем ничего не ели? И т.д. и т.п.
Вера вере — рознь. При мирской вере, если мы во что-то и верим, то только потому, что знаем или когда-то знали. Я могу забыть основания своего знания. Так, например, я верю, что в прямоугольном треугольнике сумма квадратов длин катетов равна квадрату длины гипотенузы, хотя доказательство я и забыл. Но я снова могу обратиться к учебнику геометрии и снова узнать, что это может быть только так, а не иначе. Формула мирской веры: «Знаю, чтобы верить». Формула религиозной веры: «Верю, чтобы знать». Это фидеизм— учение о превосходстве
веры перед знанием. Еще во времена генезиса христианства апостол Павел резко отрицательно высказался обо всей античной, древне-греческо-римской, древнезападной мудрости, уличая ее в том. что она так и не познала истинного Бога. Хотя «Еллины ищут мудрости», однако их «мир своею мудростью не познал Бога и премудрости Божией». Для нехристей с их мирской мудростью учение о «распятом Христе» — «безумие», но на самом деле безумие — их мирская мудрость («мудрость мира сего есть безумие перед Богом»), И сия мудрость вместе с разумом должна быть принесена в жертву вере в Христа. Павел попирает мирскую мудрость религиозной мудростью («погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну»). Более того, даже «немудрое Божие премудрее человеков», а сие «немудрое» наилучшее свое выражение находит в «юродстве», в том числе, и в юродстве проповеди».
Итак, юродство проповеди качественно превосходит мудрость лекции, юродивые и слабоумные выше мудрецов и любомудров. В другом своем послании Павел предостерегает христиан: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией!».
Опираясь на эти суждения о мудрости, Тертуллиан — один из наиболее рьяных апологетов (защитников) христианства — в сочинении «О плоти Христовой» утверждал, что ты «не можешь быть истинно мудрым, если не покажешься безумным в глазах мирян...». Ни одна конкретная религия не отразила Бога как он может быть, а дала только свой образ Бога, созданный теми или иными людьми и народами в меру, так сказать, своей испорченности. Нет абсолютной религии. Религия Авраама, Исаака. Иакова — всего лишь иудаизм, а Иегова- Яхве — всего лишь Бог в представлении иудеев.
Богу как Высшему Духу не нужны все те нелепые обряды и церемонии, которыми кишат все религии, правда, в большей (православие, католичество, если говорить о христианстве) или в меньшей степени (протестантизм в своей радикальной форме). Но это нужно народу, иную религию он все равно не поймет, а тем более религию философов, мирскую теологию, в которой нет ничего религиозного, так как ни Ксенофан, ни Платон, ни Аристотель не поклонялись своим богам, они имели к ним лишь мыслительное отношение. Если же говорить о существовании Бога, то даже если он и существует, он отсутствует. Как в частной, так и в общественно-исторической жизни нет ничего, что бы говорило о присутствии Бога. И он и должен отсутствовать, потому что иначе он был бы ответствен за то зло, которое люди творят в неимоверном количестве друг другу.
Вера и знание
Ныне снова стало модным примирять знание и веру, науку и религию. Но это одно и то же что «примирять» аршины и пуды. Вера — акт воли. Знание — акт интеллекта. И они не могут заменять друг друга так же, как аршины не смогут заменять пуды, а пуды — аршины. Мы не можем измерять размеры предмета пудами. А его вес — аршинами. Так же мы не можем познавать волей, а верить интеллектом. Конечно, и размеры, и вес присущи одному и тому же — предмету. В этом смысле аршины и пуды совпадаютв одном. Но они не естьодно. Также и знание — акт интеллекта требует моего согласия (признания) в качестве акта воли.
Я знаю, что дважды два — четыре, и интеллектуально я не могу опровергнуть это. Но я могу сказать. «Не верю, что дважды два четыре». И здесь меня никто не сможет опровергнуть. Так же я могу сказать, что это с позиции разума нелепо, абсурдно, но я в это верю. Как говорил Тертуллиан: «Верю, потому что нелепо!». Это акт воли. Это акт моего самоутверждения. Я прослыву чудаком? Ну и что? Итак, вера может сопровождать акт знания, но никак его не подменять. И лучше бы её в акте знания не было! Иначе знание выйдет из процесса познания и догматизируется. Доказательства выпадут. И так бывало! Например, в Средние века — в эпоху гибели философии и торжества веры.
Философия и религия (теология) резко отличаются друг от друга еще по таком)' внешнему признак)': как бы философы ни спорили, они не причиняли друг другу физического вреда и не старались переубедить один другого физическими истязаниями. Не было такого, чтобы сторонники учения Платона, поймав сторонника учения Аристотеля, начали бы его физически истязать, заставляя отречься от критики Аристотелем теории идей Платона. Жрецы же, в отличие от философов, принуждают переменять взгляды пытками, физическими истязаниями. Так было хотя бы с Джордано Бруно, четырехсотлетие со дня сожжения которого 17 февраля 1600 года прошло у нас незаметно.