Тесты для самоконтроля. 1. Где возникает философия как рационально-теоретический тип мировоззрения?
1. Где возникает философия как рационально-теоретический тип мировоззрения?
а) в Древней Греции;
б) в Древнем Китае;
в) в Древней Индии;
г) в Древнем Египте.
2. Главная особенность философии Древней Индии состоит в том, что она:
а) рассуждает об искусстве управления государством;
б) остается в плену религиозно-мифологических представлений;
в) размышляет о свободе человека;
г) стоит на твердой почве науки.
3. Что означает понятие «Дао» в китайской философии?
а) уважение к старшим, к императору;
б) путь от неверия к вере;
в) это и субстанция, и небесный закон, и правильный жизненный путь человека;
г) божество в китайской мифологии.
4. Как определяли философию мыслители Древней Греции?
а) стремление к Богу;
б) любовь к человеку;
в) любовь к миру;
г) любовь к мудрости.
5. Назовите главную черту древнегреческой философии:
а) креационизм;
б) антропологизм;
в) космоцентризм;
г) теоцентризм.
6. Чему противопоставлялась вера в Средневековье?
а) интуиции;
б) чувствам;
в) разуму;
г) эмоциям.
7. Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий и считавшее их лишь словесными оболочками:
а) номинализм;
б) реализм;
в) концептуализм;
г) апологетика.
8. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоящая схоластике и духовному господству церкви, – это:
а) гуманизм;
б) реализм;
в) теологизм;
г) антиклерикализм.
9. Какой принцип философии эпохи Возрождения характеризует выражение «природа есть не что иное, как Бог во всем»?
а) эмпиризм;
б) пантеизм;
в) теоцентризм;
г) дуализм.
10. Эпоха, характеризующаяся рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого, – это:
а) античность;
б) Средневековье;
в) Ренессанс;
г) Новое время.
Занятие 2
1. Философия Нового времени и обоснование методов научного познания.
2. Философская мысль эпохи Просвещения. Немецкая классическая философия.
3. Основные достижения философии марксизма.
Темы рефератов и докладов
1. Научная революция и научно-философская картина мира Нового времени.
2. Проблема метода в философии XVII–XVIII вв.
3. Антропологическая философия Б. Паскаля.
4. Ж.-Ж. Руссо о противоречивости общественного прогресса.
5. Социально-политические учения эпохи Просвещения.
6. Концепция «вечного мира» И. Канта и современность.
7. Философия Г. Гегеля: система и метод.
8. Проблема свободы в немецкой классической философии.
9. К. Маркс об отчуждении и перспективах его преодоления.
10. Материалистическая концепция истории.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы особенности новоевропейской классической философии? В чем заключался культ разума в этот период? Раскройте содержание механицизма как фундаментального принципа мировоззрения Нового времени.
2. Почему Ф. Бэкон, анализируя процесс познания, отдает предпочтение «пути пчелы», а не муравья или паука? О каких «идолах», встающих на пути познания, предупреждает Ф. Бэкон?
3. Какие основные правила отыскания истины формулирует Р. Декарт?
4. «Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств» (Д. Беркли). Какие взгляды отражает этот тезис? Попробуйте его опровергнуть.
5. Какие новые темы появились в философии Просвещения по сравнению с ХVII веком?
6. Как философы эпохи Просвещения интерпретировали проблему отчуждения?
7. Каковы особенности и главные заслуги немецкой классической философии?
8. В чем заключается сущность переворота, совершенного в гносеологии И. Кантом?
9. Что такое априорное знание по И. Канту? Существует ли вообще такое знание?
10. «Абсолютная идея» у Г. Гегеля – каково содержание этого понятия-феномена? Правомерно ли его философию называть философией абсолютного идеализма и панлогизма?
11. Школьный учитель заметил на парте Р. Зорге, ставшего в последующем легендарным советским разведчиком, одну из книг Гегеля и был чрезвычайно удивлен тому, что 15-летний паренек способен понять всю ученую мудрость немецкого философа. Учитель спросил Рихарда, как он понимает историческую схему Гегеля о развитии мировой идеи, мирового духа. Зорге ответил ему в такой шутливой форме: «Мировой дух зарождается в потенциальной форме в Китае, он там, так сказать, спит. В Индии мировой дух начинает грезить. В Персии он просыпается, в Египте встает и одевается, вместе с финикиянами он прогуливается по Средиземному морю и останавливается в Греции, чтобы позавтракать. В Риме он обедает, с тем, чтобы в Римской империи, поужинавши, улечься спать по поводу пришествия варваров. Спячка продолжается в течение всего Средневековья. Вторичное пробуждение мирового духа происходит в эпоху Ренессанса. Потом он воплотился в прусской абсолютной монархии. Так ему и надо!» Прокомментируйте ответ Зорге, сопоставив его с концепцией самого Гегеля.
12. Каким образом К. Маркс и Ф. Энгельс преодолели созерцательный характер предшествующего философского материализма?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии
1. В чем состоит мировоззренческое и методологическое значение тезиса Р. Декарта: «Мыслю, следовательно, существую»?
2. «Знание есть только путь к силе» (Т. Гоббс). Что такое «сила знания»? В чем сила философского знания?
3. Согласны ли вы с утверждением Вольтера: «Если бы не было Бога, его следовало бы выдумать»? Ответ аргументируйте.
4. Объясните смысл категорического императива И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу всеобщего законодательства». Возможно ли его реализовать в жизни отдельного человека и общества в целом?
5. К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» указывает: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Означает ли это, с точки зрения К. Маркса, что философия больше не нужна? Какую роль, исходя из этого положения, должна играть философия?
Глоссарий
Абсолютная Идея (у Гегеля) – идеальная первооснова мира, самопознающая субстанция, представленная как тождество субъекта и объекта, бытия и мышления.
Антиклерикализм – критическое отношение к церкви и священнослужителям за духовное ханжество, своекорыстие, жестокость и фанатизм; может совмещаться с верой в Бога, что было характерно для деистов ХVIII в.
Априоризм – рационалистическая установка, согласно которой однозначное познание объективной реальности является возможным благодаря наличию в структуре разума неких универсальных, доопытных по своей природе, схем, форм, категорий.
«Вещь в себе» – термин гносеологии И. Канта; вещь сама по себе, находящаяся за пределами нашего опыта с ней, трансцендентный объект, находящийся «по ту сторону» познания; эта вещь вызывает у нас ощущения, но сущность ее познанию недоступна.
Деизм – религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.
Диалектический материализм – философское учение марксизма, базирующееся на принципах диалектики и материального единства мира.
Естественное право – понятие политико-правовой мысли, означающее совокупность принципов, правил и ценностей, продиктованных самой природой человеку; большинство просветителей ХVIII в. к их числу относили жизнь, свободу и собственность.
Исторический материализм – социально-философское учение марксизма, базирующееся на материалистической теории исторического развития; ход истории объясняется сменой общественно-экономи-ческих формаций.
Критицизм – гносеологический принцип, заключающийся в постоянном установлении границ или пределов познающему разуму с целью предупреждения его от ошибок и заблуждений.
Марксизм – философское учение, появившееся во второй половине XIX века в Германии, которое основывается на принципах диалектического и исторического материализма; его главной задачей является обоснование необходимости социального переустройства мира, в котором революционная роль отведена пролетариату.
Материалистическое понимание истории – марксистский принцип, утверждающий, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие в конечном счете определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры и теории.
Механицизм – особенность философии Нового Времени, связанная с господством детерминистской, механической ньютоновской картины мира и представлением о возможности усовершенствования отдельных частей мирового механизма.
Наукоцентризм –тип философского мировоззрения, сложившийся в
ХVII в. и видящий своим идеалом и образцом для подражания естественные науки; нацеливает на поиск методов научного познания.
Общественно-экономическая формация (в марксизме) – исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; смена формаций осуществляется через социальную революцию.
Панлогизм – философский принцип, согласно которому действительность трактуется как логическое выражение идеи, как мыслящая себя субстанция, как самораскрытие спекулятивного понятия.
Рационализм – направление философской мысли, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.
Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания, а чувственный опыт – единственным источником достоверного знания.
Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, представляющая в качестве единственной реальности чувственно воспринимающее Я.
Эмпиризм – направление философской мысли, ориентированное на опытное естествознание, полагающее источником знания и критерием его истинности опыт (прежде всего, научно организованный опыт или эксперимент).