Классическая немецкая социальная философия
И. Кант, называвший Руссо «Ньютоном нравственности», построил этику, исходящую из убеждения, что всякая личность – самоцель и никогда не должна рассматриваться как средство. Основным законом этики является формальное внутреннее повеление, категорический императив. Он требует: поступай только согласно такому правилу, относительно которого ты можешь пожелать, чтобы оно стало всеобщим законом. В качестве примера действия категорического императива Кант приводит правило: не следует занимать деньги. Если бы все брали в долг, то просто не осталось бы денег, чтобы занимать. В другой формулировке категорический императив утверждает: поступай так, чтобы каждый человек рассматривался сам по себе как цель. Это требование не вытекает из первого и может считаться абстрактной формулировкой учения о правах человека. «Две вещи, – говорит Кант, – наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них,– это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Однако категорический императив (в любой из двух его формулировок), взятый в качестве «морального закона», совершенно недостаточен для выведения из него сложной системы морали.
Величайшей задачей человеческого рода Кант считает достижение всеобщего правового гражданского состояния. На склоне лет он написал трактат «О вечном мире», защищающий федерацию свободных государств, связанных между собой договором, запрещающим войну.
Г. Р. Мальтус первым указал на опасность перенаселения Земли. Он выдвинул «закон народонаселения», опирающийся якобы на законы природы. По этому «закону» население имеет тенденцию расти в геометрической прогрессии, а средства существования могут увеличиваться лишь в прогрессии арифметической. С «абсолютным перенаселением» Мальтус предлагал бороться путем регламентации браков и регулирования рождаемости.
Согласно Г. В. Ф. Гегелю, история есть процесс самопознания «абсолютного духа», или Бога. Сущность материи – тяжесть, сущность духа – свобода, так что история, представляющая собой некоторого рода гигантское умозаключение, имеет своей целью познание свободы. В развитии духа выделяются три фазы: восточная, греко-римская и германская. Все остальные регионы и народы остаются, в сущности, вне истории, составляют ее балласт. Восток знал, говорит Гегель, что только один свободен; греческий и римский мир знал, что некоторые свободны; германский народ знает, что все свободны. Общим законом исторического развития является, таким образом, прогресс, но не простой, а «диалектический» прогресс, при котором германская монархия оказывается высшей точкой как в познании свободы, так и в ее воплощении. Свобода тоже понимается «диалектически»: она означает право подчиняться закону, и оказывается, что везде, где есть закон, есть и свобода. Принципом исторического развития является национальный дух. В каждый период истории есть определенная нация, реализующая ту стадию развития, которой достигло человечество. В современной истории такой нацией является Германия. Национальный дух воплощается в государстве, которое есть наличная, действительно нравственная жизнь. Государство – это божественная идея, как она существует на земле. Оно – разумная, объективно себя осознающая и для себя сущая свобода.
В дальнейшем К. Маркс заменил гегелевский «дух» материей, материальными и экономическими интересами; национал-социализм подставил вместо «духа» квазибиологическую концепцию крови и расы.
Вопросы для самоконтроля
1. Что объединяет концепции общественного устройства?
2. В чем суть понимания бедности Франциск Ассизского?
3. В чем заключается предложение Г.Р. Мальтуса по поводу регулирования рождаемости?
План семинарского занятия
Тема 10. Основные этапы становления социально-философской мысли
Вопросы
5. Социально-философская мысль в античную эпоху.
6. Социально-философские взгляды Средневековья и Возрождения.
7. Социально-философские взгляды Нового времени (XVII – первой половины XIX вв.).
8. Классическая немецкая социальная философия.
Основные понятия:
Миф, религия, реализм, космос, натурализм, индивид, обществ, свобода, необходимость, смысл жизни, социальный прогресс, провиденциализм, социальное равенство, протестантизм, ренессансный историзм, общественный договор, «разумный эгоизм», мораль, право, смысл человеческого существования, историческая закономерность, индивидуальность.
Темы докладов
Политические учения Платона и Аристотеля.
Концепция сущности человека, общества и истории Фомы Аквинского.
Социальные утопии эпохи Возрождения.
Трактовка человека и истории в Ветхом и Новом заветах.
Концепция «разумного эгоизма» К. Гельвеция.
Гуманизм эпохи Просвещения.
Экономические взгляды Г.В.Ф. Гегеля. Концепция труда.
Философия истории Гегеля.
Трактовка индивида, соотношения индивида и общества Фейербахом.
Список литературы:
Основной
1. Гобозов, И.А. Социальная философия: учебник / И.А. Гобозов. – М.: Академический проект, 2007. – 352 с. – (Gaudeamus).
2. Гуревич, П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2007. – 439 с.
Дополнительный
1. Августин А. Исповедь блаженного Августина. М., 1991.
2. Августин Блаженный. Творения: О граде Божьем. Спб.; Киев, 1998. Т.4
3. Антология мировой философии. М., 1969. Т.1.
4. Антология мировой философии. М., 1970. Т.2.
5. Антология мировой философии. М., 1971. Т.3.
6. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения. М., 1984. Т.4.
7. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Минск, 1998.
8. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
9. Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1982.
10. Мусаелян Л.А. Научная теория исторического процесса: становление и сущность. Пермь, 2005.