Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
ФИЛОСОФИЯ
Конспект лекций
МОСКВА 2004
Автор-составитель: Якушев А. В.
Философия (конспект лекций).— М.: Приор-издат, 2004. — 224 с.
ISBN 5-9512-0192-6
Настоящим изданием мы продолжаем серию "В помощь студенту", в которую входят лучшие конспекты лекций по дисциплинам, изучаемым в гуманитарных вузах.
Материал приведен в соответствие с учебной программой курса "Философия".
Используя данную книгу при подготовке и сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины. В издании даны основные понятия курса, их признаки и особенности.
Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.
Редактор — А. Г. Буланова Корректор — Д.М. Кирсанова Верстка — С.А. Симончук
ООО "Приор-издат" совместно с ООО "Концепт" 119071, г. Москва, Ленинский проспект, д.25, стр.1 http://www.xlibris.ra , e-mail [email protected] Оптовая торговля: (095) 964-42-00, 964-49-00 http://www.knigotorg.ra , e-mail: [email protected] Бумага газетная Гарнитура Times. Формат 70x100/32 Подписано в печать 24.03.2004 Заказ 3886. Тираж 5000 экз. Отпечатано с готовых диапозитивов издательства. ОАО "Тверской полиграфический комбинат" 170024, г. Тверь, пр-т Ленина, 5. Телефон: (0822)44-42-15 Интернет/Home page - www.tverpk.ru . Электронная почта (E-mail) - [email protected] .
ISBN 5-9512-0192-6
© Приор, 2004
Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения. 3
Вопрос 2. Специфика философского знания. 5
Вопрос 3. Предмет и методы философии. 6
Вопрос 4. Функции философии. 7
Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии. 8
Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии. 11
Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии. 12
Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая. 13
Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм 14
Вопрос 10. Древнеиндийская философия. 15
Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи. 16
Вопрос 12. Древнегреческая философия: 17
Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции 19
Вопрос 14. Философия софистов и Сократа. 21
Вопрос 15. Философия киников и стоиков. 23
Вопрос 16. Философия Платона. 25
Вопрос 17. Философия Аристотеля. 28
Вопрос 18. Философия Эпикура. 30
Вопрос 19. Теологическая философия средних веков. 30
Вопрос 20. Философия Августина Блаженного. 33
Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм) 34
Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения. 35
Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения. 36
Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения. 39
Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков. 42
Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии. 44
Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции 45
Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени. 47
Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность) 50
Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах. 53
Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика 54
Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 55
Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 57
Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии. 58
Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи. 60
Вопрос 36. Философия Иммануила Канта. 62
Вопрос 37. Философия Гегеля. 65
Вопрос 38. Философия субъективного идеализма. 68
Вопрос 39. Философия Шеллинга. 70
Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму. 71
Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов. 73
Вопрос 42. Философия марксизма. 73
Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта. 75
Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея 76
Вопрос 45. Бытие. 78
Вопрос 46. Материя (материальное бытие) 79
Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение 82
Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения 83
Вопрос 49. Диалектика. 85
Вопрос 50. Альтернативы диалектики. 88
Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека. 90
Вопрос 52. Общество. 93
Вопрос 53. Общество и природа. 96
Вопрос 54. Познание (гносеология) 100
Вопрос 55. Философия истории. 101
Вопрос 56. Будущее. 104
Вопрос 57. Общая характеристика русской философии. 105
Вопрос 58. Русская философия XIX в. 108
Вопрос 59. Русская философия ХХ в. 111
Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи 114
Вопрос 61. Психоанализ. 117
Вопрос 62. Современная теологическая философия. 119
Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии 120
Вопрос 64. Герменевтика. 122
Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ.. 125
СОДЕРЖАНИЕ. 127
Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
1. Мировоззрение— целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
• мифология;
• религия;
• философия.
2. Мифология— форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие
основные вопросы:
• происхождение Вселенной, Земли и человека;
• объяснение природных явлений;
• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;
• вопросы чести, долга, этики и нравственности.
Чертами мифа являются:
• очеловечивание природы;
• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);
• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
3. Религия— форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Религия исследует вопросы те же, что и миф:
•происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;
• объяснение природных явлений;
• поступки, судьба человека;
• нравственно-этические проблемы.
Основными мировыми религиями являются:
• христианство;
• ислам;
• буддизм.
Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:
•синтоизм;
• индуизм;
• иудаизм.
Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:
•объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);
• культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);
• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
4. Философия— особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философияпредставляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
•космоцентризм;
• теоцентризм;
• антропоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство не-
объяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).